Степанакертский аэропорт официально уже сдан в эксплуатацию, однако до сих пор неясно, когда состоится первый полет. Последние
события, связанные с эксплуатацией этого аэропорта, привлекли к себе
внимание всей армянской общественности.
Пока эксперты анализировали ситуацию — с учетом жесткой установки
азербайджанских властей на уничтожение гражданских самолетов, а также
реакции представителей мирового сообщества относительно этого решения,
на высказывание в Ереване генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о
том, что решение правительства Азербайджана сбивать гражданские
самолеты — «это либо неудачная интерпретация, либо неудачная шутка»,
последовало заявление заместителя главы азербайджанского МИДа Араза
Азимова, судя по которому Азербайджан в значительной степени изменил
свои политические акценты. «Азербайджанская сторона не позволит
совершать незаконные полеты в своем воздушном пространстве. С другой
стороны, конечно же, Азербайджан не собирается сбивать гражданские
самолеты», — сказал он и сослался на Чикагскую конвенцию, признанную и
азербайджанской стороной. «В соответствии с Чикагской конвенцией
существуют определенные правила, признанные азербайджанской стороной,
которые предусматривают предотвращение незаконных полетов и принуждение
самолетов к посадке на определенном аэродроме. Поэтому неверно, когда
кто-то заранее пытается спекулировать тем, что «Азербайджан будет
сбивать гражданские самолеты». Чем же объясняется столь резкое изменение позиции Азербайджана? Спасти лицо По
мнению военного эксперта Давида Джамаляна, азербайджанская сторона
наконец-то осознала, что в случае атаки армянских гражданских самолетов
она столкнется с серьезнейшими дипломатическими и военными проблемами.
«Азербайджанскую сторону отрезвили два обстоятельства,— говорит
он.— Первое — это твердая воля и решимость армянской стороны. Второе
отрезвляющее обстоятельство — чисто техническое. Они поняли, что система
противовоздушной обороны Армении в состоянии обеспечить безопасность
полетов, и что в случае необходимости мы можем наказать их и очень
больно». Помимо этих обстоятельств, считает Д. Джамалян, в изменении
тональности заявлений Азербайджана немаловажную роль сыграли и внешние
факторы, в частности твердая позиция генсека ОДКБ Бордюжи:
«Принципиальная позиция Николая Бордюжи сыграла решающую роль. В
очередной раз было подтверждено, что наше членство в ОДКБ эффективно и
действительно может способствовать решению важнейших вопросов». По
мнению военного эксперта, официальный Баку вынужден пойти на попятную,
но так, чтобы это не выглядело отступлением. Попыткой Баку «спасти
лицо» считает г-н Джамалян и ссылку Азимова на Чикагскую конвенцию. «Они
прекрасно знают наши возможности,— говорит эксперт.— Я не представляю,
каким образом азербайджанские самолеты могут вторгнуться на территорию
Арцаха, заставить наш самолет изменить курс и совершить посадку. Да они
не успеют даже пересечь государственную границу Арцаха, так что это
всего лишь громогласное заявление, не более того». С Давидом
Джамаляном согласен и политолог Рубен Меграбян. Заявление Азимова он
рассматривает как переход азербайджанской стороны от воинственной
риторики в плоскость реальной политики. «Азербайджанцы не смогут
вынудить самолет совершить посадку, поскольку в этом случае столкнутся с
жестким противодействием армянских ПВО»,— считает он. По словам
Меграбяна, Азербайджан, сославшись на Чикагскую конвенцию, фактически
отказался от своих угроз сбивать гражданские самолеты, однако основная
работа по согласованию еще впереди. А в целом, по мнению политолога,
вопрос Степанакертского аэропорта вошел в повестку дня переговоров по
урегулированию нагорно-карабахского конфликта из-за недальновидности
армянской дипломатии, и задействовать аэропорт, считает Меграбян, надо
было в то время, когда международное сообщество осуждало Азербайджан за
помилование убийцы Сафарова. Так или иначе, наши собеседники едины во
мнении, что Степанакертский аэропорт все равно заработает. Когда
именно — не суть важно, главное — чтобы аэропорт связал НКР с внешним
миром, закрепив в сознании международного сообщества признание Арцаха
как состоявшегося государства. Предыстория Cтепанакертский
аэропорт, построенный в 1974 году, из-за военных действий прекратил свою
работу с февраля 1992 года. Его ремонт и реконструкция начались четыре
года назад, и ожидалось, что аэропорт вступит в строй весной 2011 года. 10
марта 2011 года Степанакерт сообщил, что ремонтно-восстановительные
работы завершены, 15 апреля состоится испытание всех технических служб и
систем аэропорта, а 9 мая аэропорт будет полностью готов к работе и
примет первых пассажиров. В ответ на это Азербайджан в лице его
официальных властей и высокопоставленных представителей гражданской
авиации выступил с рядом заявлений, недвусмысленно угрожая сбивать любые
военные и гражданские самолеты, совершающие полеты из Степанакерта или в
Степанакерт. В ответ президент Армении Серж Саргсян заявил, что готов
стать первым пассажиром рейса Ереван-Степанакерт-Ереван. Рейс
Ереван-Степанакерт, запланированный на 9 мая 2011 года, день
освобождения Шуши, не состоялся. Как было сообщено, власти НКР решили
отложить начало полетов по чисто техническим причинам.
http://www.sobesednik.am/ru/politic/3748-2013-02-15-16-38-16 |