В интервью по поводу третьей годовщины грузино-южноосетинской и грузино-российской войны, президент России Д.Медведев коснулся и конфликта вокруг Республики Арцах. Медведев сказал, что война 2008 года стала «серьезным уроком» для С.Саргсяна и И.Алиева. Нетрудно, однако, понять, что президент Армении в этом контексте был упомянут исключительно в целях паритета, ибо обещания «решить проблему Карабаха» военным путем до сих пор звучали только из Баку. Тем не менее, августовская пятидневная война действительно послужила уроком.
Вот как Д.Медведев рассказал о том времени: «Когда это произошло, оба руководителя (С.Саргсян и И.Алиев) побывали здесь же, в Сочи. Они, знаете, что мне сказали? Говорят: «Плохо, конечно, что все это произошло, для Кавказа это тяжелая вещь. Я говорю: «Очень плохо». - «Но, вы знаете, для нас это определенный урок, что лучше вести бесконечные переговоры о том, какова судьба Нагорного Карабаха, будет ли там референдум когда-то, как нам готовить мирный договор, чем провести эти пять военных дней». Это был для них очень серьезный урок. Мне кажется, это очень показательная вещь». Затем президент России добавил: «Если бы хоть немного ума хватило нашему грузинскому коллеге, может быть, мы точно так же встречались бы в Сочи, в Казани, ещё где-то и думали о том, каким образом нам искать компромиссы…»
Рискну предположить, разговор между Медведевым, Саргсяном и Алиевым передан с большой точностью, но не дословно. Хотя бы потому, что не могли президенты Армении и Азербайджана говорить в унисон одно и то же. Д.Медведев, а в этом не может быть никаких сомнений, очень близко передал царящие на той встрече настроения и мысли. В том числе и свои, естественно. Что же стало «серьезным уроком» для руководителей Армении и Азербайджана? Ответ на этот вопрос дан в другом отрывке интервью Д.Медведева, в котором он отвечал на причины признания Абхазии, на которую Грузия в 2008 году не нападала.
Ответ прозвучал предельно четко: это был превентивный шаг. «Знаете, я думаю, ответ на этот вопрос абсолютно очевиден: невозможно было признать одно обособленное территориальное образование, не признав другого. Это означало бы следующее: вы на Южную Осетию напали, и мы признали их правосубъектность, теперь нападайте на Абхазию, и тогда мы их тоже признаем», - ответил президент России.
Решение России по признанию государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии в самом деле должно послужить уроком для Азербайджана. Тем более что, в случае новой агрессии Азербайджана против Республики Арцах, признание последует не только со стороны России. Вряд ли кто сомневается в том, что подобное развитие событий поставит крест на переговорах, что повлечет за собой признание Республики Арцах со стороны Армении и ряда симпатизирующих Арцаху государств. С учетом фактора Турции и азербайджанской нефти, их, возможно, особенно в первое время, будет не много, но уж точно на порядок больше, чем признавших РЮО и Абхазию государств. И процесс этот примет необратимый характер.
В данном контексте нелишне вспомнить и публикацию в турецкой газете Хурриет (Hurriyyet) от 3 ноября 2008 года. Влиятельная и проправительственная газета утверждала, что «если бы не старания Анкары, то сегодня на Кавказе была бы очень жестокая война между Азербайджаном и Арменией. В последний момент Анкара смогла уговорить Баку не начинать военные действия с Арменией. В те дни, когда шло противостояние Грузии и Южной Осетии, Турция сделала все, чтобы на Кавказе не вспыхнуло новое противостояние».
Не верить опубликованной Hurriyyet информации нет никаких причин: Турция действительно воспрепятствовала новой агрессии против Республики Арцах. В свое время мы писали, что Турция в августе 2008 года спасла Азербайджан, ибо вряд ли кто сомневается, что новая авантюра Азербайджана привела бы к уничтожению этого государства. Ныне еще и выясняется, что в августе 2008 года Азербайджан мог способствовать официальному признанию государственного суверенитета Республики Арцах не только со стороны Армении. Однако президент России, приводя в пример Абхазию, говорит о предупреждающем агрессию значении признания государства. И это тот самый козырь, который, мы, к сожалению, пока еще не использовали.
Возвращаясь к интервью Д.Медведева, нельзя не обратить внимания на следующий нюанс, касающийся соглашения о перемирии «Медведев – Саркози». В этом соглашении существует пункт, согласно которому российские войска после окончания войны возвращаются на довоенные позиции. Ныне, как известно, российские войска находятся за пределами России, на территории Абхазии и Южной Осетии, что некоторыми политиками воспринимается как нарушение соглашения. Медведев ответил, что отвод войск произошел «на довоенные позиции в понимании российской стороны», и план Медведева – Саркози «выполнен на 100 процентов».
Этому ответу трудно что-либо возразить, и оговорка «в понимании российской стороны» представляется ненужной. Линия фронта между Абхазией и Южной Осетией с Грузией пролегла задолго до августа 2008 года, в результате предыдущих вооруженных столкновений. Российские войска, вошедшие на территорию Грузии с целью принудить Тбилиси к миру, вернулись после выполнения задачи. А уже признанные Россией Южная Осетия и Абхазия вправе приглашать на свою территорию своих союзников.
Даже если на мгновение забыть об исторической принадлежности армянскому народу реинтегрированных в Республику Арцах районов, невозможно не признать, что существующая граница армянского государства с Азербайджаном является результатом агрессии Азербайджана.
Параллели с Республикой Арцах в ответе президента России видны невооруженным глазом. Д.Медведев недвусмысленно дает понять, что переговоры между армянскими государствами и Азербайджаном необходимо продолжить, даже если они будут «бесконечными». А также, если, паче чаяния, военные действия возобновятся, о неминуемом вмешательстве России. Вряд ли в данном случае стоит гадать, на чьей стороне, пусть даже косвенно, выступит Россия в случае новой войны? В этом смысле слова Д.Медведева являются предупреждением президенту Азербайджана, и лишь азербайджанские «политологи» уровня Мубариза Ахмедоглу способны разглядеть в них что-то иное.
Сказанное, однако, никоим образом не означает, что озвученная Д.Медведевым позиция России полностью соответствует интересам Республики Арцах. Безусловно, ни в военном, ни в политическом отношении Баку не готов к возобновлению крупномасштабной агрессии. Однако в столице Азербайджана могут сделать надлежащие выводы из интервью Д.Медведева, и, возможно, на некоторое время смягчат воинственную риторику, одновременно пытаясь перенести переговоры на новую площадку, в частности, в ООН. Кроме того, в сложившихся условиях Армении будет трудно, если не невозможно, отказаться от переговоров с дурно воспитанным президентом Азербайджана.
Азербайджанский обозреватель Р.Миркадыров прав: президент России в определенной мере связан с Арцахом. Но не на фоне предвыборных баталий, хотя это также имеет значение, а, в первую очередь, в связи с геополитическими интересами России. И если многие политологи связывают решимость России в деле защиты Южной Осетии и Абхазии со значением Грузии в качестве транзитного государства на пути транспортировки энергоресурсов в Европу, то было бы наивно считать, что Кремль способен упустить из виду государство – источник энергоресурсов.
Таким образом, сегодня мы вправе констатировать: переговорный процесс по урегулированию проблемы Республики Арцах оказался в очередном тупике, возможно, более глухом, чем за все предыдущие годы. И, как бы странно это не выглядело, разрешить эту проблему сегодня может лишь Азербайджан. Рецепт прост: Азербайджану необходимо совершить новую агрессию против Республики Арцах. Вот только в Баку понимают, что в результате этой агрессии Республика Арцах будет признана мировым сообществом. При весьма туманном будущем самого Азербайджана. И, кажется, Д.Медведев именно это будет втолковывать 9 августа в Сочи И. Алиеву.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН voskanapat.info
|