Среда, 27.11.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Ноябрь » 8 » Бейрут: армянские картинки
15:49
Бейрут: армянские картинки

События, происходящие в Сирии, волнуют весь регион и, конечно, нас, ведь Сирия — один из главных центров зарубежного армянства. Сегодня есть немалые опасения, что огонь переметнется в соседний Ливан, а это чревато для диаспоры еще большими бедами. Общеизвестно, в Ливане образовалась одна из наиболее активных и организованных армянских общин мира — около 150 тысяч человек. Наши соотечественники играют значительную роль во всех сферах жизни этого дружественного государства.

Здесь также находится Киликийский Католикосат — наряду с Св.Эчмиадзином признанный духовный центр армянства. Недавно в Ливане побывала главный редактор альманаха "Камурдж” (Нижний Новгород) Лиана Захарян, которой очень повезло — она встретилась с Католикосом Киликийским Арамом I. Своими впечатлениями от поездки поделилась на сайте "Армяне в мире”. Рассказ достаточно характерный в том смысле, что автор, живя во вновь образованной в российском городе общине, впервые знакомится с общиной "классической”. Фактически открывает новый мир — Ливан, хорошо знакомый. Также предлагаем отрывок о Бурдж-Хаммуде — эпицентре армян Бейрута, районе, который они героически обороняли во время Ливанского кризиса 1975-1978 гг.
...К сожалению, многие соотечественники, особенно российские, не знают, как Католикосат Великого Дома Киликийского оказался в Антилиасе. В 1915 году Великий Дом Киликийский во главе с католикосом Сааком II, архиепископами и священниками были изгнаны младотурками с исторических армянских земель. Часть армян дошла до Сирии, а потом и до Ливана. Великий Дом Киликийский был лишен всего: церквей, семинарии, духовной литературы. Католикос Саак II ездил по Сирии, Ливану, Кипру в поисках места для создания новой резиденции. Поскольку после геноцида осталось много сирот, то для них в Ливане были открыты детские дома, один из которых, американский, находился в Антилиасе. Католикос Саак II обратился к ним с просьбой передать армянской общине это место для нового обустройства Католикосата. Американцы на просьбу Его Святейшества отозвались положительно, т.к. с 1915 года прошло 15 лет, многие дети выросли, кого-то забрали родные. В результате в 1930 году детский дом и обширная сопредельная территория были переданы армянской общине. Вскоре здесь была открыта семинария и заложена типография. Так Католикосат Великого Дома Киликийского обосновался в Антилиасе, где и находится по сей день.
Сегодня у армян, проживающих в Ливане, очень непростое положение. Многие считают, что война в Сирии неминуемо перекинется на Ливан. Наши соотечественники снова могут оказаться перед выбором: бросить все и переехать в Армению, уехать в другие страны или остаться в Ливане и пополнить ряды сражающихся.
...Еще одно место в Ливане, которое нам надолго запомнилось, — это детский дом "Трчноц буйн” ("Гнездо пташек”). "Трчноц буйн” появился после трагических событий 1915 года благодаря миссионерке-датчанке Марии Якобсен. Узнав о страдающих детях, оставшихся без крова, она оставила родительский дом и в 1918 году из Харберта (Турция) перевезла этих сирот в Ливан. На тот момент в Ливане уже было 18 детских домов. Сам "Трчноц буйн” до сих пор действует и находится в древнем городе Библос. М. Якобсен, сравнивая себя с птицей, которая из клюва кормит птенчиков, недолго думая, дала детскому дому название "Гнездо пташек”. Помощь этим бездомным деткам стала главной целью ее жизни, и она всю до капли жизнь отдала жертвам геноцида. М.Якобсен умерла в 1960 году. Еще задолго до смерти она говорила, что будет лучше, если ее похоронят на территории детского дома, чтобы всегда быть рядом со своими воспитанниками. Дело Марии Якобсен продолжили ее помощники, и в 1970 году это учреждение взял под покровительство Великий Дом Киликийский. С годами в этом детдоме стали жить дети из бедных или из разведенных семей. Уже не одно поколение таких детей прошло через сестру Кнар. Она уже 21 год работает в этом учреждении. При встрече с нами она поведала о том, какая сложная судьба у этих детей. Вся проблема в том, что усыновить их нельзя. На это не дают согласие родители. В этом доме содержатся дети с самого маленького возраста и до 16-17 лет. Утром школьный автобус везет сорок ребят в школы Бейрута. К обеду дети возвращаются. В субботу, в воскресенье в "Трчноц буйн” бывают гости, дети играют в волейбол, в футбол.
Большинство питомцев Дома — дети, родившиеся в интернациональных семьях. Они обязательно учат армянский, арабский и английский языки. Все расходы по их содержанию взял на себя Великий Дом Киликийский. Коллектив детского дома помогает им определиться с профессией и устроить личную жизнь. При наличии средств выпускники учатся в высших учебных заведениях на свои деньги, при отсутствии — на средства, выделенные детдомом. Сюда частенько заглядывают почетные гости, и иногда поступают частные пожертвования. "У нас немало случаев, когда наши выпускники вместе создают свое "птичье гнездо”, то есть свою семью”, — рассказывает сестра Кнар.

В Ливане также живут около 20 тысяч армян-католиков. Католическая община на этих землях существовала с давних времен. Патриарх Армянской Католической Церкви — Нерсес Бедрос XIX.
Монастырь, который находится в Зммаре (Ливан), основан в 1749 году и считается первопрестольным монастырем армянского католического патриарха. Там же располагаются богатый музей, библиотека и духовная семинария. Всего в Ливане действуют 26 армянских учебных заведений. Шесть из них относятся к армянской католической общине. Одно из самых известных армянских учебных заведений — "Месропян Варжаран” с углубленным изучением французского языка. Армяне-католики имеют свои молодежные, благотворительные, культурные организации. Издается свой церковный журнал "Аветик”. Есть дом престарелых, где проживают от 50 до 60 человек.
Находясь в Ливане, постоянно чувствуешь неприкрытое уважение местного населения к армянам. Из множества этносов, проживающих там, армяне считаются одним из самых уважаемых. Армянские СМИ Ливана играют весьма заметную роль как в политике, так и в общественной жизни. Армянская диаспора Ливана имеет свои печатные издания, в том числе "Аздак” ("Дашнакцутюн”), "Зартонк” ("Рамкавар Азатакан”), "Арарат” ("Гнчакян”), а также телерадиокомпании. Газете "Аздак” исполнилось 85 лет, радио "Ванадзайн” ("Голос Вана”) — 25. Кстати, очень настойчиво рекомендуем послушать Ванадзайн, для этого достаточно в интернете набрать "Voice of Van”. Уверены, что вы получите огромное удовольствие.
В мире мало государств, в парламенте которых будет хотя бы несколько депутатов-армян. Для незнающих отмечу, что в ливанский парламент избираются шесть депутатов-армян, которые представляют традиционные партии: "Дашнакцутюн”, "Гнчакян” и "Рамкавар Азатакан”. Мощное присутствие партии "Дашнакцутюн” в Ливане началось после геноцида. Со временем "Дашнакцутюн” возглавила все направления деятельности с единственной целью — сохранение армянства. Это касалось и политики, и образования, и искусства, и средств информации, и вполне естественно, что в Ливане эта партия имеет больше поддержки, чем остальные. Число желающих вступить в партию "Дашнакцутюн” с каждым годом увеличивается, особенно среди молодежи. Мы познакомились с интеллигентной армянской семьей, все члены которой оказались дашнакцаканами. Парон Вачэ и тикин Сильва вместе со своим младшим сыном пригласили нас в армянское кафе "SeZa” — так зовут хозяйку. Наши собеседники стали рассказывать о том, как их четверо детей по очереди пополняли ряды этой партии, как в Ливане впервые появилась партия "Дашнакцутюн”. Она была основана в 1904 году, когда туда приехал Симон Заварян и создал "Студенческий Союз Заварянов”, молодежное крыло партии "Дашнакцутюн”, который до сих пор существует.
Находясь в этом заведении, ловишь себя на мысли, что находишься не в Ливане, а в Армении в доме у бабушки. Здесь все оформлено в староармянском духе. Деревянная мебель, бохча (мешки), которые висели на стенах, постель, аккуратно сложенная на полках, старые чемоданы, банки с различными сладостями. Вот Сеза, хозяйка, и оформила кафе так, как дом своей любимой бабушки. А еще на стенах висят большие изображения армянских женщин и мужчин в национальных одеждах, выполненных из разноцветных тканей. По словам хозяйки, ее кафе очень нравится иностранцам. Порою они сидят до самого закрытия, слушают музыку, наслаждаются вкусной и разнообразной кухней.
Еще одним местом нашего посещения в Ливане стала духовная семинария при Великом Доме Киликийском — "Дпреванк”, расположенная в местечке Бикфая. Это место считается летней резиденцией Киликийского Католикоса Арама I. Рядом с семинарией находится церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы).
Здесь учатся студенты из Ливана, Сирии, Ирана, Кипра. Сюда молодежь приходит учиться в 11-12 лет. Восемь лет обучаются, и только после этого решают, кем они хотят стать: духовным лицом или все-таки это не их путь. Сегодня директором семинарии является Српазан (Архиепископ) Нарек Айламезян. Отметим, что само здание семинарии расположено в удивительном месте: вокруг горы, солнце, деревья и прекрасный вид на Средиземное море...
"В нашей семинарии молодые парни живут как у себя дома”, - говорит Архиепископ Нарек. Утром и вечером они участвуют в богослужении в церкви Св. Богородицы, после занятий каждый сам выбирает, чем хочет заняться — смотреть телевизор, играть в футбол или читать. По словам Нарека Српазана, в семинарии можно разместить 63 студента.

СТОЛИЦА СПЮРКА
Бурдж-Хаммуд — место жительства большинства здешних армян, которое они иногда называют столицей Спюрка. В современном Бейруте есть маронитские, суннитские, шиитские районы и пригороды, есть и выстроенный армянами пригород, который унаследовал прежнее арабское имя этого места — Бурдж-Хаммуд (Башня Хаммуда). Он имеет свой муниципалитет и своего мэра. В 1920-х годах множество наших выживших после геноцида соотечественников, в основном выходцев из Киликии, обосновались здесь, в окрестностях ливанской столицы, на болотистом берегу реки Бейрут. С 1930-х по 1970-е годы район активно застраивался жилыми домами до четырех этажей без особых изысков. Армянские названия здесь носят не только улицы (Армения, Ереван, Аракс, Мараш), но и жилые здания (Тигран Великий, Саят-Нова, Комитас, Шираз), культурные центры и клубы. В свое время население района было почти исключительно армянским, однако уже в начале 1960-х здесь обитало небольшое число мусульман — иначе как мог родиться в Бурдж-Хаммуде нынешний лидер движения "Хезбалла” знаменитый шейх Хасан Насралла. В наши дни, кроме армян, здесь проживают и палестинцы, и представители шиитской общины, и эмигранты из стран Дальнего Востока (Филиппин и др.). Среди последних в основном женщины, которые нанимаются на работу уборщицами, официантками, няньками и домработницами.
Сегодня на улицах Бурдж-Хаммуда звучит не только армянская речь, а вывесок на армянском языке гораздо меньше, чем на арабском и английском. Конечно, месроповские буквы присутствуют на рекламе товара, который позиционируется именно как армянский — например, минеральная вода "Джермук”. Армянский язык непременно присутствует на двух или трехъязычных вывесках банков и кабинетов частных врачей. Забавно и непривычно видеть английские слова, написанные по-армянски, но это не правило, а исключение. С другой стороны, невзирая на язык вывесок, у хозяев магазинов, кафе, мастерских и прочих заведений на первых этажах заметно стремление подчеркнуть свое армянство, часто в качестве названия фигурируют имя и фамилия владельца. Тут хочется сделать небольшое отступление об одном армянском комплексе, признаков которого мы в Ливане не заметили.
Как-то в Москве два очень известных армянина сетовали на то, что сегодняшняя армянская молодежь в Москве слишком невоспитанна и слишком громко говорит на улице по-армянски — в их время армяне такого себе не позволяли. Действительно, в Москве практически не слышно армянской речи на улицах и в общественных местах, хотя соотечественники видны везде и всюду. В Ливане для армян совершенно естественно в голос, во всеуслышание говорить друг с другом на родном языке — на улице, в ресторане, в магазине. Мало того, в названиях армянских частных предприятий — от крупных фирм до лавочек — армянский элемент всегда очевиден. Можно ли, например, представить в Москве такое вот здание, как "Vartanian Center”, или такую вот заправочную станцию от компании "Armenian Petroleum”? А ведь численность наших соотечественников в Москве и Подмосковье раз в десять превосходит численность армян в Бейруте. Однажды хороший знакомый откровенно поделился: когда русская жена громко зовет его по армянскому имени при большом стечении народа, глубоко в душе срабатывает какой-то инстинкт. Зачем так громко? Этот давний инстинкт необязательно страх, чаще вполне по-человечески понятное нежелание оказаться в фокусе негативных чувств, хотя, может быть, в данном конкретном случае негатива со стороны окружающих и нет. Этот глубинный психологический комплекс не только допускает, но диктует мимикрию, принятие "покровительственной окраски” и прямым путем ведет к ассимиляции. В тесной связи с нежеланием оказаться в фокусе негатива рождается стремление обязательно оказаться в фокусе позитива, понравиться. А как можно понравиться неармянам? Наверное, в первую очередь показать, что ты не "узколобый патриот” всего армянского. Ты не воспринимаешь мир "пристрастно”, "через армянские очки” — нет, ты в высшей степени "объективен”. Ты "свой” — просто с легкой прибавкой безопасной армянской специи к "основному блюду”. И те армяне, которые слишком выпукло проявляют в быту свое армянство, неизбежно вызывают у тебя раздражение — ведь по ним могут судить и о тебе.
В Ливане мы ни разу не почувствовали ничего подобного. А ведь здешняя община на сто процентов состоит из потомков тех, кто чудом выжил в годы геноцида и получил, казалось бы, не самое лучшее психологическое наследство. Возможно, роль сыграло то, что эти люди, вернувшиеся в Киликию после поражения Османской империи, достаточно успешно оборонялись против кемалистов и только после франко-турецкого соглашения эвакуировались сообществами земляков — из сел, кварталов, городов. До сих пор нигде в Спюрке так не развита сеть земляческих организаций, как в Ливане. Таксист в Бурдж-Хаммуде рассказал нам, что он, как и большинство армян, состоит в нескольких армянских организациях: земляческой, профессиональной, партийной, а также ассоциации выпускников конкретного учебного заведения. Кроме первой большой волны армянских беженцев в Ливане отмечают еще три существенно меньшие. Сюда переселились армяне Александреттского санджака, который в 1939 году был уступлен туркам Францией, из территорий подмандатной Сирии; армяне, вынужденные эмигрировать в Ливан из Палестины в связи с арабо-израильской войной 1948 года; часть сирийских армян после прихода к власти партии Баас в 1963 году и начала политики национализации.
Негативных комплексов здесь нет потому, что с самого начала армяне в этой стране жили плечом к плечу, держались друг друга, состоя в самых разных общинных организациях. Именно этим они завоевали уважение в обществе. В то же время нужно подчеркнуть, что армяне не существуют здесь сами по себе, замкнувшись в собственном мирке и отгородившись от интересов страны. Нет, все они имели и имеют друзей вне общины, все владеют арабским и большинство французским языками. Все чувствуют себя патриотами Ливана, переживают за судьбу страны. Конечно, существует тонкая грань, за которой такой гражданский патриотизм начинает медленно и неуклонно ослаблять патриотизм армянский. Это верно для большинства других стран, но случай Ливана все же в некоторой степени особый, здесь армянский элемент конституционно признан одним из государствообразующих — конечно, далеко не главным, с учетом пропорций населения.
Глядя на памятник армянскому и арабскому алфавитам в Бурдж-Хаммуде, можно представить армянский островок в общеарабском море. Однако единой "арабской нации” сегодня нет, у ливанцев арабское самосознание вовсе не доминирует. К ближайшим арабским соседям — палестинцам и сирийцам — у многих очень негативное отношение, это отражает известный лозунг: "Ливан не арабский, Ливан — ливанский”. Возникла даже специальная теория о том, что ливанцы — потомки древних финикийцев, живших на этой земле. У тех, кто, наоборот, настроен просирийски, главный фактор — не единое арабское самосознание, а ислам. Изменения, скорее всего, не за горами, поскольку демографическая картина в стране меняется, и политический фундамент государства независимо от желания армян может подвергнуться пересмотру. Это будет уже другой Ливан.

http://www.nv.am/mir-i-mi/23474-beyrut-armyanskie-kartinki

Категория: История | Просмотров: 1716 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz