В тени церковной тишины ты произнес слова любви:
«Свою я душу отдаю - и навсегда жену беру: и как бриллиант уберегу
И радость, горесть пополам: ведь суждено же было нам
Пройти тревоги и нужду, - и ни за что не уступлю той пяди чувств,
Когда любовь нам говорила вместо слов…
Сегодня, наверное, настало время пересмотреть институт
брака. Несмотря на древность своего существования, пришедший к нам с
незапамятных времен, сохраняя свою первооснову, в современности имеет
тенденцию к видоизменению, учитывая реалии XXI века.
Брак (производное от глагола «брать) или брачный союз -
регулируемая обществом (в том числе государством) семейная связь между
людьми. Мужчина в браке называется мужем или супругом, женщина - женой
или супругой. Супруги, как правило, проживают вместе, имеют общую
собственность, вступают в сексуальные отношения, имеют и растят детей. В
браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в
продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Во
многих обществах существует запрет на близкородственные браки:
считается, что он связан с большой вероятностью и риском получения
детьми в таком браке наследственных болезней, аномалий и других
отклонений. Однако существуют браки, в которых детей не может быть ввиду
бесплодия одного или обоих супругов, браки между мужчинами и женщинами,
вышедшими уже из репродуктивного возраста, а также однополые браки, что
указывает на более широкую функцию брака, далеко выходящую за рамки
традиционного продолжения рода. Почти всегда и в разных странах брак
подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего
имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей.
Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении
по известным юридическим формам, с соблюдением установленных в законах
условий; влечет за собой известные юридические последствия в области
личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к
другу и к своим детям (право на содержание, наследование и пр.). В то же
время в различных уголках мира, помимо брака, как союза мужчины и
женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых
странах - и в настоящее время, практикуется полигамный брак. Кроме того,
в ряде стран мира с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы,
что не вызывает особого воодушевления.
От депутатов местных парламентов и религиозных деятелей ряда
субъектов РФ исходила инициатива о признании многоженства на
законодательном уровне. В частности, попытки легализации полигамии были в
Башкортостане, Чечне и Татарстане. Однако ни в одном из регионов
предложения политиков так и не были одобрены. Но, несмотря на это, в
некоторых российских семьях (преимущественно мусульманских) мужчины
имеют сразу нескольких жен, хотя подобные браки не являются
официальными.
Иудаизм рассматривает брак как наиболее желательный статус
человека и видит в нем социальную институцию, созданную Богом во времена
творения. Согласно Библии, целью брака являются взаимопомощь между
мужчиной и женщиной (Быт. 2:18), их плотская близость (Быт. 2:24) и
продление и увеличение рода человеческого (Быт. 1:28). Хотя в библейские
времена в высших слоях общества и была распространена полигамия (см.:
например, Суд. 8:30; II Сам. 5:13; I Ц. 11:3; II Хр. 11:21),
многочисленные упоминания одной жены позволяют полагать, что моногамия
была основной формой брака (см.: например, Пс. 128:3; Пр. 12:4, 18:22,
19:14, особенно 31:10-31). Неоднократно встречаемое в книгах пророков
метафорическое сравнение отношений Бога и Израиля (или Иерусалима) с
отношениями между женихом и невестой (Ис. 61:10, 62:5) или мужем и женой
(Иех. 16; Хош. 2) также имело в своей основе моногамный брак, ибо лишь
ему могла быть уподоблена связь между Богом и единственным избранным Им
народом.
Христианство, вслед за иудаизмом, полагает брак
богоучрежденным пожизненным союзом мужчины и женщины. Так, Иисус
Христос, отвечая (Мф 19.4-6) на вопросы о допустимости развода, цитирует
Быт 1.27 и Быт 2.24, после чего утверждает принцип нерасторжимости
брака: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале
мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и
мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они
уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не
разлучает. Христианство восполнило языческие и ветхозаветные
представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви... Для
христиан брак стал не просто юридическим договором, средством
продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но,
по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви, вечным единением
супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали
брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что
являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака... Особая
внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном
Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк.
12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5.
24; Откр. 21. 9).
Брачные отношения же в исламе основаны на принципах
гласности (тайнобрачие трактуется как распутство), добровольности и
обязательности уплаты мужем подарка (махр). Согласие на брак со стороны
законного опекуна (вали) девушки предпочтительно (оговорено в хадисах),
но не обязательно.
Брак, по мнению светских исследователей, изначально создан в
древних догосударственных образованиях (как обычай) и государствах (как
институт, зачастую имеющий религиозную форму) для регламентации
вопросов, связанных с созданием и функционированием семьи, в том числе
вопросов, связанных с детьми. Именно в связи с появлением парного брака,
как считается, появилась возможность фиксации отцовства. Впоследствии
отсутствие такой фиксации в традиционных обществах приводило к тому, что
внебрачные дети были ущемлены в правах по отношению к «законным
(рожденным в браке) детям. С этим мнением светских исследователей во
многом согласуется и религиозная точка зрения у адептов ряда мировых
(т.н. авраамических) религий. Повеление «плодиться и размножаться
дополнено словами «будут двое одна плоть. Аналогично мыслят и некоторые
представители других конфессий, например, индуисты, с чем связан крах
государственной политики ограничения рождаемости в Индии.
В ряде стран брачное законодательство еще дифференцирует
права детей, рожденных в браке или вне брака. В некоторых странах у
внебрачных детей те же права, что и у рожденных в браке, если их
признают оба родителя. Однако при отказе отца признавать внебрачного
ребенка своим отцовство зачастую приходится специально доказывать в
суде. Что интересно, например, семейное законодательство в России
формально сильно ограничивает права родителей на распоряжение детскими
правами, запрещая отказ законного представителя ребенка от принадлежащих
ему прав и собственности. В значительном количестве стран для
усыновления сироты требуется состоять в браке, одиноким усыновлять детей
не разрешается.
(Продолжение следует)
Марина АВАКЯН "Иравунк"
|