10 декабря 1988 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачёв посещает зону Спитакского землетрясения в рамках осуществления основного сценария программы «объединения советских людей и мирового сообщества общей бедой».
«Случилась тяжелейшая человеческая трагедия, - сказал М.С.Горбачёв. - О её масштабах мы знали и раньше, но такие разрушения и жертвы просто нельзя было представить. …Давайте вспомним уроки Чернобыля. …Землетрясение – не ядерный взрыв, но такое бедствие, как в Армении, сродни ему».
Газеты того времени писали, что «силы небесные, а точнее, подземные, тряханули людей так, что межнациональный конфликт показался мелкой семейной ссорой. И эта общая беда объединила всех жителей страны, став хорошей проверкой на прочность и надежность».
В газете «Правда» (№35, от 16.12.1988 г.) появляется статья спецкора отдела культуры и быта (?) Мирослава Бужкевича с гневным разоблачением слухов о том, что Спитакское землетрясение вызвано ядерным взрывом.
Армянская газета «Коммунист» от 13.12.1988 г.писала: «На что же рассчитывают те, кто нечистыми руками касается сегодня обнаженной горем народной души? Те, кто первыми стали нашептывать людям, будто землетрясения не было? Будто армия специально взорвала ядерную бомбу под землёй Ленинакана, чтобы отвлечь армянский народ от Карабахского движения? Будто в Ереване это сделать побоялись только из-за АЭС?»
Из интервью заведующего лаборатории неотектоники и космической геологии Геологического института АН СССР, д.г-м.н. В.Г.Трифонова корреспонденту газеты «Аргументы и факты»: Вопрос: Некоторые наши читатели спрашивают: не могут ли спровоцировать землетрясение подземные ядерные взрывы?
Ответ: Как специалист я это исключаю. А действительный член Академии военных наук полковник Вячеслав Круглов заметил: «О том, что сейсмическое оружие невозможно создать уже сегодня, говорят те, кто не имеет полной информации об уровне разработок в данной области. Да, вызвать землетрясение нельзя, но можно просчитать точки напряжения земной коры и серьезно поспособствовать природному катаклизму. Это вполне под силу военным специалистам. При этом некоторые факты наводят на серьезные размышления...».
Между тем, сразу же после землетрясения академики Н.П.Лавёров и Е.П.Велихов разворачивают по всей зоне сейсмического поражения систему радиационного контроля. Предлог явно надуманный – «выявление возможных аварийных утечек радиации с Армянской АЭС», которые, кстати, легко можно было бы обнаружить приборами штатного радиационного контроля самой атомной станции. Контроль за выделением радиации из горных пород и с грунтовыми водами (!) производится с помощью гамма-датчиков авиационной геофизической разведки. Аэрогаммасъёмку проводила группа ГНПП «Аэрогеофизика» (А.А.Урсов) Министерства геологии СССР. Академик Н.П.Лавёров лично участвовал в полётах, о чём сам заявил в выступлении на заседании президиума АН СССР. Поиск источников радиации в районе Спитака производился и с помощью наземного передвижного гамма-спектрометра (автомобильный комплекс «Боливар»).
10.12.1988 года в эпицентральной зоне землетрясения развёрнута временная полевая станция Ереванского отделения Атомэнергопроекта.
По данным Рофмана В.М., 7 декабря 1988 года произошло Спитакское землетрясение, а уже 8 декабря на всех крупных предприятиях города Темиртау (Казахстан), в том числе и на ПО «Карбид», где он тогда работал, были развешаны красочные типографские плакаты Советского Красного Креста под названием «Колокол Беды», призывавшие оказать помощь попавшим в беду людям. Плакаты были отпечатаны ещё в марте 1988 года издательством «Калининградская правда» (г. Калининград, обл.), заказ № 3074. Причём это была уже допечатка в 115000 экземпляров к какому-то основному тиражу. Плакаты расклеивались сотрудниками партийных комитетов предприятий из заранее приготовленных запасов, хранившихся в кабинетах секретарей парткомов.
В 1991 году на представительном научном совещании в Баку, тогда еще член-корреспондент АН СССР заведующий отделом экспериментальной геофизики Института физики Земли Алексей Николаев впервые открыто сделал заявление о том, что влияние подземных ядерных взрывов на землетрясения очевидно и с точки зрения советских ученых. В Москве в 1994 г. официальными организациями под эгидой МАГАТЭ была поведена научная конференция «Землетрясения, индуцированные подземными ядерными взрывами: окружающая среда и экологические проблемы». Основной результат этой конференции – признание, что подземные ядерные взрывы могут быть спусковым крючком для разрушительных землетрясений на весьма значительном расстоянии от места проведения ПЯВ.»
Сообщение «Радио «Свобода» (Источник: «Аргументы и факты», №9, март 1993 г.): «На днях парламент Грузии потребовал окончательного вывода российских войск из Абхазии. Одна из причин «невывода» связана с тем, что российский военный объект в Нижних Эшерах на территории Абхазии, имеющий статус отдельного батальона, является сейсмологической военной лабораторией, принадлежащей 12-му Главному управлению Генерального штаба Вооруженных Сил России. Данное управление занимается вопросами, связанными с ядерным оружием. …В таких лабораториях (приводится список нескольких лабораторий, в частности – на Новой Земле и в Семипалатинске) обычно уходящих в землю на глубину с 8-10 этажный дом, проводятся эксперименты по управляемым ядерным взрывам. Обычно небольшой или средний по мощности заряд закладывается в шурф и взрывается таким способом, что волны от него расходятся узконаправленными пучками, вызывая колебания земной коры в точно заданном районе…».
16 декабря 1988 года зону Спитакского землетрясения посещает академик А.Д.Сахаров, в своих воспоминаниях не упустивший случай напомнить о том, что за 2 месяца до землетрясения он, на советско-американском семинаре в Ленинграде, уже поднимал вопрос о возможности провоцирования катастрофического землетрясения с помощью камуфлетного ядерного взрыва.
В интервью журналу «Огонёк» (№3,14-21.01.1989 г.) Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Вазген I назвал Спитакское землетрясение «поистине невероятным» и дважды сравнил его с геноцидом армянского народа в 1915 году.
Материалы собирал
Ара ГРИГОРЯН
Окончание следует