В совсем недалеком прошлом, когда телевидение в Гюмри состояло всего из четырех каналов, два из которых были российскими и два - армянскими, было очень немного интересных и развлекательных передач. Xотя, должна добавить, что сегодня их обилие вовсе не показатель качества, к сожалению. Одной из самых популярных телепередач по праву считался "Клуб путешественников", которую вел Юрий Сенкевич, известный путешественник и телеведущий. Однажды включив телевизор, я застала лишь концовку любимой передачи, но красота местности, которую показывали в данный момент, была такой чарующей, что сердце замирало, и я невольно подумала, что наверняка рай должен быть именно таким. А когда голос диктора просветил меня, что эта передача об Армении, я сперва просто опешила, потом почувствовала обиду за то, что живя в такой удивительно прекрасной стране мы совершенно не знаем ее!
Конечно, трудно было думать о своей стране как о прекрасной, когда живешь в городе с полуразрушенными зданиями и вагон-домиками, которыми наводнились наши улицы после землетрясения, но оправдание, по правде, слабенькое. Немедленно был созван консилиум, состоящий из меня и двоих моих двоюродных сестер, и в ходе конструктивного обсуждения данного непростительного упущения с нашей стороны, а именно незнания собственной Родины, было принято решение хотя бы раз в году ездить в один из неизведанных пока нами уголков нашей прекрасной страны. Не откладывая решения в долгий ящик, в середине августа мы взяли отпуск и начали выбирать наш первый пункт назначения. После некоторых раздумий и дебатов выбор пал на Цахкадзор. Вот так вот, в один из прекрасных солнечных августовских дней мы оказались в ущелье цветов.
Я не собираюсь рассказывать историю Цахкадзора, а просто хочу поделиться своими впечатлениями, попробовать рассказать об этом городе, пропустив его через призму моих ощущений, и прошу не забывать, что это было несколько лет назад. Поскольку мы не притязали на особо комфортные условия, то даже не попытались остановиться в Виардо или в спорт-комплексе, мы выбрали дом отдыха поскромнее, который еще в советские времена назывался, кажется, "Дом матери и ребенка". Даже не знаю, существует он поныне, или нет. Немножечко отдохнув, мы решили прогуляться по городу. Городок был маленький и какой-то сонный, совсем не так мы представляли курортную зону. Обыкновенные, разностильные дома, маленькие улочки и люди, которые занимались своим обычным делом, не обращая особо внимания на туристов.
Особенностью городка была природа, которая буйством красок скрывала все ее недостатки, и конечно же постоянное жужжание пчел, домики которых стояли практически возле каждого второго дома. Сперва мы все время шарахались от пчел – что поделаешь, обыкновенный инстинкт самосохранения, и хотя умом понимали, что пчелы не жалят без причины, ибо сами после этого погибают, трудно было не вскрикивать и убегать всякий раз, как пчела подлетала близко, но потом как-то попривыкли. Пройдя до конца одной из улочек мы, естественно, вышли на центральную площадь, где было много людей, сидящих на скамейках расставленных по периметру, обсуждающих свои новости и наблюдающих за молодежью, которая там же играла в бадминтон и волейбол. Будучи чужаками, мы не решились присоединиться к ним, посидели на скамейке немного и вернулись в гостиницу.
Чуть-чуть подкрепив силы, мы вновь вышли на разведку. На этот раз мы направились к знаменитому монастырю Кечарис, построенному в 1033 году и отреставрированному в 2001 году, который является действующей церковью Цахкадзора. Монастырь был очень красивым и ухоженным, было видно, что прихожане относятся к нему с любовью и заботой, а в саду было столько роз, что их аромат буквально пьянил и завораживал. Мы зажгли свечки, помолились и потихоньку направились к двум другим монастырям, построенным в X и XI веках, которые так же являются исторической достопримечательностью Цахкадзора.
Когда мы подошли к одному из монастырей, меня неприятно поразило то, что попасть в него можно было лишь пройдя по могилам усопших, которые скорее всего были монахами, в те давние времена служившими при монастыре. Надписи были полустертые, едва читались, но от этого дискомфорт не проходил, мне это показалось кощунством. Лишь потом, несколько лет спустя побывав в Ахпатском монастыре, и увидев могилы правителей и их жен у входа в церковь, я спросила одну из служительниц: "А почему их хоронили прямо перед входом в церковь?". Тогда эта милая женщина объяснила данный обычай тем, что монахи и правители служили своему народу при жизни, и должны были продолжать служить после смерти, делая путь к богу легче и чище. А если потомки этих правителей совершали какой-нибудь подвиг во славу Родины, они получали, как высшую награду, возможность построить арку над той частью захоронений, где лежали его предки, чтобы уберечь могилы от снега и дождя и сохранить их имена для будущих поколений. Насколько достоверными были ее слова, не берусь судить, но очень захотелось в них поверить, настолько сильно, что даже ни разу не попыталась проверить их.
Когда мы зашли внутрь церкви Сурб Ншан, что-то в моей душе оборвалось. Я подошла к каменной колонне, приложила к ней руку и мне показалось, что камень ожил. Он дышал. Я чувствовала биение его сердца, которое мелкой дрожью отдавалось в моей ладони, казалось он каждой своей частичкой пытался рассказать мне свою историю, сквозь толщу веков донести до меня все величие сопричастности к истории нашей Родины. И после этого каждый раз знакомясь с нашими древними церквями, я не могу устоять и не прикоснуться к каменным стенам, пытаясь уловить некое послание, передаваемое нам сквозь века, некую сагу о доблести, чести, мужестве и верности. Поскольку я особо в архитектуре не разбираюсь, могу сказать только, что церкви были очень красивые; нас очень удивили узкие кельи монахов, в которых места хватило бы лишь на то, чтоб устроившись на каменном полу они смогли зажечь свечи и помолиться богу. Было интересно, как они спали там? Обследовав обе церкви и сфотографировавшись, мы вернулись в дом отдыха обмениваться впечатлениями. И в следующие два дня, пока мы находились в Цахкадзоре, нас как магнитом притягивало к этим церквям.
На следующий день было запланировано посещение канатной дороги. Молодые и самонадеянные, мы решили, что вполне можем дойти пешком, мол ходить – очень полезно для здоровья! Так-то оно так, но мы совершенно не учли, что дорога к канатной все время поднимается в гору и плюс к этому припекает жаркое августовское солнце, и негде даже на минуту схоронится от ужасающей жары. Я не знаю, сколько километров мы прошли, правда, но по ощущениям никак не меньше сотни! Когда впереди уже замаячила канатная дорога, мы собрали остатки сил и рванули к ней, как к спасительной гавани. Ощущения от поездки на канатной дороге были волнующе-восхитительными.
Для туристов работали лишь две из трех веток канатной дороги, дальше допускали только спортсменов, но это было не важно, свою порцию адреналина мы получили сполна. Невероятно, когда смотришь вниз, а вековые деревья кажутся такими маленькими, начинаешь чувствовать себя орлом, парящим в воздухе, свободным и независимым. Перед тем, как повернуть обратно, мы решили передохнуть в небольшом, но уютном открытом кафе, выпить кофе и поесть мороженного, ну а затем – снова ощущение полета и тихая грусть, что все скоро закончится. Возвращаться в дом отдыха было намного легче, поскольку дорога уже шла под гору, и мы буквально скатывались вниз, так что когда дошли, просто не верилось, что возвращались тем же путем.
В последний день нашего путешествия мы решили просто погулять и отдохнуть, любуясь невероятно красивой природой этого края. А природа действительно очень щедро одарила эти места! Буквально рядом начинался лес, в который нам посоветовали не заходить по соображениям безопасности, но ничего не мешало нам прогуливаться, наслаждаясь тишиной и покоем, слушать пение птиц и нежный шепот легкого ветерка, глубоко вдыхать свежий воздух и пьянеть от ароматов цветов. Примечательно, что местные жители почти не замечали окружающую их красоту, для них это было обыденно. Вот всегда так. Почему для того, чтобы оценить красоту того, что нас окружает, нужно быть далеко от нее?
Ну вот и все. Жаль, что надо было возвращаться, но мы знали, что Цахкадзор навсегда останется в наших сердцах светлым и теплым воспоминанием, ведь не зря сегодня, спустя восемь лет, я могу в мелочах восстановить все те впечатления и ощущения, которые подарило нам неповторимое ущелье цветов. И я надеюсь однажды вернуться туда вновь! Annabelle, Армения, Гюмри ИСТОЧНИК:www.armenia-online.ru |