В статье рассматривается проблема происхождения черкесогаев,
освещается процесс расселения их на Северо-Западном Кавказе в XIX в.
Начиная с раннего средневековья характерной формой существования
армянского этноса становится диаспора. Юг современной России со временем
превращается во все более важный центр расселения армянского этноса. В
начале XVIII в. в Черкесии среди адыгских племен жило значительное
количество армян. Принято считать, что армяне переселились туда в XV в.
из Крыма. По сообщению источников, в 1475 г., когда турки захватили Крым
и стали истреблять мирное население, армяне начали переселяться в
Молдавию и Польшу. В то же время армяне поселились также среди адыгов,
когда ислам еще не получил распространение на Северо-Западном Кавказе1.
Черкесогаи обосновались в аулах: Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай,
Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехутг. Два черкесо-армянских села появилось в
районе современного Геленджика - Азатух и Бзатух. Черкесские армяне
восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, говорили на
особом этнолекте адыгского языка, но сохранили христианство. Армяне были
заняты торговлей, ремеслами и земледелием. Первый известный документ о
черкесских армянах - недатированная докладная армянского
священнослужителя архиепископа Иосифа Аргутя-на Екатерине П, который
первым из армянских духовных лиц установил связь с черкесскими армянами и
пытался переселить их в Россию в связи с возросшим в последней четверти
XVI в. влиянием Османской империи на Северо-Западном Кавказе2.
Проблема переселения черкесских армян в Россию учитывалась и в
политических планах российского правительства. Г. Потемкин справедливо
считал, что армяне были бы хорошими посредниками в торговле между
русскими и горцами в приграничных районах3.
Переселение черкесских армян в Российскую империю было поставлено на
реальную основу рескриптом Екатерины П от 9 мая 1785 г. на имя Г.
Потемкина, в 5 пункте которого подчеркивалось: «Манифестом нашим,
который вскоре обнародован будет, мы дадим дозволение выходящим из-за
Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное
основать город для армян, буде число их такое соберется, что к
наполнению оного будет достаточно: относительно же льгот и других выгод
усмотрите из того манифеста»4.
Черкесские армяне, опираясь на обещания правительства, несколько раз
(в 1784, 1791 и 1825 гг.) пытались организовать переселение,
окончившееся, однако, безрезультатно. Но только после заключения
Адрианопольско-го договора 1829 г. черкесские армяне получили реальную
возможность для осуществления своих давних намерений. Российские власти
на Кавказе, в свою очередь, старались привлечь их к России, преследуя,
безусловно, свои политические и экономические цели. В одном из
официальных документов начала XIX в. говорится: «...в одной из
экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских
магометанских аулов встретил поселенных горцев-христиан
армяно-григорианского вероисповедания.. . Ввиду оказанных жителями этого
поселения услуг русским было признано необходимым выделить их среди
мусульманских племен и спустить с гор на равнины Северного Кавказа»5.
Военный атаман Черноморского казачьего войска полковник Матвеев в
декабре 1822 г. сообщал начальнику пограничной линии о том, что
командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Ермолов приказал
использовать верных людей, находящихся в Закубанье, чтобы добывать
сведения о политической обстановке в районе Анапы. Он писал, что среди
черкесских армян отобраны разведчики, которые должны передавать военным
властям Кавказа сведения о намерениях и действиях коренных жителей.
Также было признано целесообразным привлекать к этому делу
российскоподданных армян из Нахичевани, занимавшихся торговлей в
Закубанье6. В планах российских правящих кругов
акцентировалось внимание не необходимость оживления торговли с адыгами,
чтобы не только заинтересовать их экономически, но и держать в
определенной экономической зависимости. В докладной генерала Ермолова
графу Нессельроде от 17 августа 1819 г. о черкесских армянах говорилось,
что предлагаемые чиновником Министерства иностранных дел Скаси меры не
принесут никакой ощутимой пользы правительству, так как без
посредничества армян горцы не пойдут на торговые отношения с русскими.
Скаси же предлагал запретить деятельность черкесских армян в качестве
посредников, ибо, по его мнению, эта деятельность мешала урегулированию
отношений между русскими и адыгами. Ермолов в своей докладной упомянул
об одном из известных закубанцев - Мисосте Айтекове, который, хотя и
относился к российскому правительству с симпатией, все свои торговые
сделки осуществлял с помощью армян7.
Переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские
границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царизм
стремился к концентрации христианского населения и его преобладанию на
Кавказе в условиях ожесточенной Кавказской войны. Начальник Кавказской
области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре
1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от
воинской повинности армян и грузин Кавказской области, поскольку
воинская служба тяжка для этих народов и, несомненно, рано или поздно
они сообщат об этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство
которых после этого не покинут своих мест8.
Черкесские армяне надеялись, что переселение позволит им расширить
возможности развития земледелия и торговли в новом месте. В докладной
записке генерала Головина графу Чернышеву от 30 марта 1836 г.
говорилось, что «на предназначенном месте жительства армяне найдут с
избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости
своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое
благосостояние и принести пользу в отношении распространения
промышленности между закубанцами»9. Уже с середины
30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления
заранее предусмотренного переселения черкесских армян. Организация
переселения была поручена начальнику Кавказской военной линии генералу
Зассу.
Ф.А. Щербина свидетельствует, что армяне переселялись в русские границы четырьмя основными группами10.
Основание армянского поселка относится к 1839 г., когда генерал Засс
сообщил астраханскому архиепископу Серопу о том, что уже в течение
нескольких лет ему удалось переселить из горных в равнинные районы
Кубани 300 армянских семей, которые обосновались на левом берегу реки
Кубани, напротив укрепления Прочный окоп11. О
черкесских армянах, основавших Армавир, сохранился ряд цифровых данных.
Например, конкретное количество указывает начальник Кавказской области в
докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г.:
«...На левом берегу Кубани, напротив крепости Прочный окоп обосновалось
1900 черкесских армян»12. В 60-х годах ХГХ в. в Армавире проживало уже 3485 армян13.
Адмирал Л. Серебряков, армянин по национальности, в 1839 г. -
начальник 1-го отделения Черноморской прибрежной линии, переселил
множество черкесских армян в находившиеся в его распоряжении
черноморские города-крепости. «После основания мною города
Новороссийска, - писал Л. Серебряков в одном из своих писем, - туда
перешли на жительство турецко-подданные армяне армяно-григорианского
вероисповедания из Трапезунда, Синопа и других приграничных мест. В нем
начинают обосновываться также вышедшие с гор армяне Закубанья»14.
В соответствии с духом времени Л. Серебряков находил, что надлежащее
решение духовных, религииозных задач, наряду с экономическими
интересами, побудит черкесских армян опуститься с гор и обосноваться в
Новороссийске. Этот морально-психологический фактор влиял не только на
решение о переселении черкесских армян, но и проявлялся и в отношении
каждой новооснованной армянской общины.
Итак, основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в
Армавире, а также черноморских городах-крепостях. В 60-е - 70-е гг.
отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе,
Лабинской, Белореченской, Некрасинской, Темергоев-ской, Каргинской,
Усть-Лабинской, Митровке, Ильинке и др. Астраханская армянская духовная
консистория проявляла заботу об удовлетворении священниками их духовных
нужд. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян
концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовский около
станции Кавказская. Благодаря близости к железной дороге количество
армянских купцов здесь увеличивалось день ото дня.
С ростом армянских общин возникает потребность иметь собственные церкви15.
В 1868 г. в Екатеринодаре было предпринято строительство на собранные в
армянской общине деньги - 30 000 рублей - новой каменной церкви16.
В Майкопе, идя навстречу просьбам армян, в 1895 г. городская Дума
выделила для постройки армянской церкви обширный земельный участок, на
котором в 1901 г. на средства армянской общины Майкопа была построена
церковь, освященная епархиальным чиновником архиепископом Аристакесом17
Из черкесогаев вышли известные в крае купеческие династии: Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др.18
Армянское население Северо-Западного Кавказа в условиях эволюции
капиталистических производственных отношений в значительной степени
способствовало торгово-промышленному и сельскохозяйственному развитию
региона.
Автор: Л.В. Бурыкина
Примечания:
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 57. Он. 1. Д. 337. Л. 4.
2 Лео. Каталикос Иосиф Аргутян. - Тифлис, 1902. - С. 209.
3 Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. - М, 1960. -С.280.
4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 16. Он. 1. Д. 619. -Л. 9.
5 РГИА. Ф. 1090. Он. Д. 133. Л. 1.
6 Государственньш архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 250. Он. 2. Д. 416. Л. 22 об.
7 Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией (АКАК). Тифлис, 1875. - Т. 6. Ч. П. - С.450.
8 РГИА. Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53 об.
9 АКАК. -Тифлис, 1884. -Т. 9. -С.445.
10 См.: Ф.А. Щербина. История Армавира и черкесогаев. - Ека-теринодар, 1916.
11 Погосян Л. А. Армянская колония Армавира. - Ереван, 1981. -С. 31.
12 РГИА. Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53.
13 Погосян Л.А - Указ. соч. - С. 57.
14 Микаэлян В. Адмирал Л.М. Серебряков. - Ереван, 1979. -С. 266.
15 Мшак. - 1902. -№ 150. - С 1.
16 Мшак. - 1904. -№ 129. - С 2.
17 Мшак. - 1901. -№227. -С 2-3.
18 Есаян М. Купцы Тарасовы. // Краснодарские известия. - 1993. -№153.
http://www.aheku.org/articles/russian/hist/alias6365