О произошедшем 23 октября в Турции мощном землетрясении, последовавших за ним около 1500 подземных толчках, жертвах и разрушениях писалось предостаточно. Однако на этот раз мы хотим написать не о материальных и человеческих потерях, которые понесла эта страна, а о том, к каким разрушениям привело стихийное бедствие в жизни Турции и как сравняло с землей миф о мощи этой страны. Через несколько часов после землетрясения официальная Анкара заявила, что не нуждается во внешней помощи и может собственными силами преодолеть последствия случившегося. Однако спустя считанные дни громогласные заверения уступили место просьбам о помощи, а совсем недавно Турция еще раз обратилась к международному сообществу, умоляя протянуть ей руку помощи. И это является доказательством того, что страна не только не имеет необходимых средств, но и государственная машина не в силах разобраться в сложившейся ситуации.
Сегодня ситуация в зоне бедствия выше всякого рода представлений. В провинции Ван, где превалирующим большинством населения являются курды, пострадавшие от землетрясения спят на улицах, не хватает воды и пищи, нет медикаментов, а розданные палатки достались очень немногим. «Разрушенные здания и разложенные направо и налево трупы оставлены на произвол судьбы. Люди ждут помощи, Эти улицы напоминают кадры из фильмов-ужасов. Люди плачут, кричат: «Почему Турция отказалась от иностранной помощи? Почему оставила нас в таком положении? Где государство?» - пишет одна из газет, так и не находя ответов на звучащие тревоги. 60% Вана разрушено, с землей сровнялись 30-40 сел. И в этих условиях 34 сельским старостам провинции не оставалось ничего иного, кроме как подать в отставку. У них один аргумент – турецкое правительство предано бездействию, а преодоление последствий трагедии приходится на них.
Но проблема не только в этом. Местные курды сегодня уже глубоко убеждены, что власти скрывают ту жестокую правду, которая сегодня царит в Ване, а турки просто переживают восторг от этой «бойни» курдского народа. «Они солгали, что в Ване все будет сделано, чтобы помочь людям. Тогда как ничего не сделали, специально позволив, чтобы оставшиеся под завалами живые люди погибли. Вы понимаете? Для Турции это был настоящий шанс для ликвидации курдов», - утверждает известный курдский писатель, бывший политзаключенный Мемед Гюлер. В конце концов, первыми на помощь пострадавшим прибыли именно мэры-курды соседних районов. А к тому времени на сайте администрации провинции Ван все еще не было ни слова о произошедшем землетрясении, и желающие предложить помощь не могли получить информацию о расчетных счетах. Более того, администрация провинции брала под арест автомобили, доставлявшие помощь пострадавшим, что вызвало большую волну протеста. И в то время как это обстоятельство крайне беспокоило организации, намеревающие отправить помощь, турецкие организации, в свою очередь, отказывались встречаться и входить в контакты с членом курдской партии, мэром Вана Бекиром Кайя. Дело в том, что главу провинции назначает Анкара, а мэр был избран местным курдским населением.
Национальная вражда начала приобретать такие нечеловеческие проявления, что даже ведущая телеканала ATV Мугле Анлын в эфире упрекнула желающих оказать помощь пострадавшим от Ванского землетрясения. «Пусть курды знают свое место. Когда предоставляется повод, они закидывают полицейских камнями. Пусть сломается рука тех, кто делает это», - сказала телеведущая-турчанка. Не менее характерной была ситуация, когда во время благотворительного телемарафона, организованного после землетрясения, только 1/3 собранной суммы была реальной. И причиной было то, что многие турецкие бизнесмены позвонили в телемарафон и обещали оказать большую помощь, тем самым рекламируя себя, а потом не сдержали своего обещания. В те же дни приходили сведения о том, что грабежу подвергались десятки грузовых автомобилей, перевозящих помощь пострадавшим.
В таких вот условиях начался большой поток миграции из Вана. Как передает турецкий портал Dunyabulteni, из Вана в день мигрирует от двух до двух с половиной тысяч человек. Отмечается, что только за два дня заявление покинуть Ван представили 70 тысяч человек. А остающиеся в городе подвергаются давлению и унижениям. Когда критикующие бездействие властей граждане организовали акцию протеста, полиция жестоко разогнала собравшихся, использовав слезоточивый газ и дубинки. Отправившийся в ванский район Арчеш вице-премьер Турции Бешир Аталай в грубой форме упрекнул пострадавшего от землетрясения юношу, осмелившегося сказать, что правительство не отправило помощи селам. «Вы лжете. Не приходите сюда и не сообщайте неверные сведения. Сейчас я поинтересуюсь, кто этот парень. Не делайте провокаций», - разгорячился вице-премьер. Насилие дошло даже до парламента. Во время выступления с трибуны вытолкнули депутата оппозиционной Народно-республиканской партии за то, что тот критиковал президента и премьер-министра, напомнив, что президент Гюль отказался поехать в пострадавший от землетрясения Ван.
К этим вопиющим фактам теперь уже прибавляются новые. На днях в послании турецкого правительства в министерство градостроительства и совет государственного контроля отмечалось, что в тысячах разрушенных зданий были допущены серьезные нарушения. В ряде из них было использовано недостаточное количество стройматериалов. А самым ужасным был тот факт, что в опорах зданий вместо цемента были использованы брикеты пемзы. После всего этого председателю НРП Кемалю Кылычдароглу не оставалось ничего иного, кроме как, выступая перед парламентской фракцией, задать премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану риторический вопрос: «Кто же дал разрешение на заселение некачественных зданий, ставших вследствие землетрясения Вана могилой сотен людей? Народ платит налог на землетрясения, а что сделал ты?»
Эрдоган вряд ли ответит ему. То, что сделал премьер-министр, вслух говорится не будет. Максимум, в чем он признался, было следующее: «На самом деле, в наших работах были упущения. Однако нужно учесть, что в случае такого большого бедствия невозможно было доставить помощь сразу всем нуждающимся». И это говорит руководитель страны, доставляющий помощь до Сомали, демонстрируя, насколько гуманная и богатая страна Турция. А у себя дома, к сожалению, не смог. Или, может, не пожелал... Арман ВАГАНЯН ИСТОЧНИК: nationalidea.am |