Понедельник, 25.11.2024, 19:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Июль » 8 » ЧУДОТВОРНЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ИКОНЫ АРМЯН УКРАИНЫ
01:36
ЧУДОТВОРНЫЕ БОГОРОДИЧНЫЕ ИКОНЫ АРМЯН УКРАИНЫ

Среди армянских чудотворных икон в Украине самыми почитаемыми были три иконы Богородицы – три истории, три судьбы, схожие с судьбою народа, святынями которого они были. Похожие тем, что пережили набеги и войны, вынуждены были «путешествовать» по миру и, как армяне, веками жившие в Украине, были тесно связаны не только с армянами, но и коренными жителями этих земель – украинцами и поляками, поскольку стали святынями не только для армян, но и для этих двух народов.
Первая из них – чудотворная икона Армянской Богородицы из Каменца-Подольского. Известно, что икону почитали верующие всех трех христианских обрядов города – армяне, поляки и русины. Ее история насчитывает века. Историк Ю.А. Ролле писал, что она попала в Каменец из Херсонеса Таврического (совр. Севастополь) еще в XIV веке.
Польский исследователь Яцек Хжончевский, ссылаясь на Л. Мазирьянца и М. Пижишгьянца, рассказывает легенду о том, что икону привезли в Крым в Х веке из столицы царства армянских Багратидов г. Ани. Известный подольский историк и краевед Е. Сецинский тоже писал о том, что икона была привезена в город из Херсонеса Таврического и до 1672 года находилась в старейшем армянском храме Каменца-Подольского – соборе Св. Николая. По преданию, во время одного из турецких набегов икона попала в руки турок и была вывезена в Македонию, где в одной из «семей неверных» ее использовали вместо доски для раскатывания теста. Однажды ее случайно увидели армянские купцы, приехавшие сюда по своим торговым делам. Они выкупили икону и возвратили ее в родной храм.
Это – предание, но очевидно, что в основе его лежат реальные исторические события. В 1672 году турецкие войска захватили Каменец-Подольский. Хотя турки не запрещали армянам жить в городе и даже разрешили им проводить богослужения в одном из храмов, через некоторое время армяне стали чувствовать усиленное «внимание» к себе со стороны турецких властей. Начались экономические притеснения армянских торговцев, стали страдать от турок и армянские монахини-дивотки; все это вынуждало армян покидать город. С разрешения турецких властей монахини забрали с собой чудотворную икону Армянской Богородицы. Вначале они хотели добраться через Бессарабию к Черному морю и уехать в Армению. Но в море корабли попали в сильную бурю, только два судна, на одном из которых была икона, чудом спаслись и вынуждены были пристать к берегам г. Созополя. Отсюда в 1673 году армянки перебрались в Македонию, где устроились жить и, говорят, даже построили небольшую церковь. А через два года три из 14 монахинь вернулись в Украину – сначала в Станислав, а потом во Львов: другие или умерли, или судьба разбросала их по миру. Именно эти три дивотки и привезли во Львов чудотворную икону каменецкой Армянской Богородицы, которую поместили во львовском Армянском кафедральном соборе. После освобождения Каменца-Подольского от турок икону в мае 1700 года торжественно перевезли в город: сначала она временно находилась в часовне Св. Стефана (в колокольне Николаевского армянского собора), затем ее перенесли в отстроенную армянскую Благовещенскую церковь и, наконец, в 1767 году торжественно возвратили в отстроенный Николаевский собор. В 1791 году икону еще раз торжественно освятили, и архиепископ Я. Туманович распорядился отмечать этот день как праздник, в честь чего издал грамоту.
В соборе икона находилась до 1920 года, потом ее вывезли в неизвестном направлении, и до начала ХХ І века она считалась утраченной. В каталоге 2001 года Я. Хшончевский написал, что он провел собственное расследование и обнаружил эту икону в киевском музее им. Богдана и Варвары Ханенко. По его данным, туда икона попала из музея г. Ровно. Однако источник информации автора неизвестен. В самом музее икона атрибутирована как работа чешской школы, и никаких сведений о ней как об армянской сотрудники не имели. В Ровненском краеведческом музее о ней тоже ничего неизвестно: по их данным, после войны из музея вообще ни одна икона не передавалась в Киев. Согласно книгам поступлений музея им. Богдана и Варвары Ханенко икона поступила сюда из фондов Музейного городка на территории Киево-Печерской Лавры 25 ноября 1942 года.
Впрочем, несомненно одно – это действительно та самая чудотворная икона каменец-подольской Армянской Богородицы, находившаяся как минимум с ХVІІІ века в Армянском соборе св. Николая.
Это подтверждает цинкография иконы с фото Грейма, помещенная в монографии Е. Сецинского «Город Каменец-Подольский» 1895 года. На ней Богородица изображена «без металлической ризы и привесок, которые ныне (т.е. на момент издания книги. – И.Г.) закрывают икону».
Все другие вопросы, связанные с иконой, остаются открытыми. Начнем с атрибуции: Я. Хшончевский относит икону к типу Одигитрии Малопольской (подобную икону, по его словам, можно увидеть в Рихвалдзе недалеко от Живца) и датирует ее создание концом XV – началом XVI века. Согласно музейной атрибуции это работа неизвестного мастера чешской школы XVI века. С учетом такой атрибуции история этой иконы становится еще более интересной, особенно если рассматривать ее в контексте общей истории армян в Украине. Первый – и главный – вопрос: почему, откуда и как в армянской церкви обряда Св. Григория Просветителя, подчиняющейся Св. Эчмиадзину, т.е. в церкви традиционной – Апостольской, а не Армяно-католической (униатской), в ХVІ веке появляется икона восточноевропейской школы с латинскими надписями католической молитвы? Возможно, такой вид иконы является результатом позднейших переписываний (информации об этом на сегодня нет). Ведь если это действительно икона XV – начала XVI века, она не должна быть католической, в любом случае хотя бы надписи на ней должны были быть на армянском языке, а не на латыни, поскольку унию Армянская Церковь в Украине приняла только в 1630 году. Однако и на цинкографии, и на оригинале мы видим фон с надписями, сделанными стилизированной под готику латынью «Царица небесная, радуйся, ибо родила Его…», под иконой «О, Мария, мать Христа, Дева».
icons Предположений здесь может быть много. По легенде, икона была привезена в Каменец-Подольский в 1380 году из Крыма. Однако в Крыму в XIV веке проживали представители разных христианских конфессий – римо-католики, православные, армяне традиционного обряда и армяне-католики. Известно, что в Каффе того времени находились мощные центры культуры и образования – речь идет о монастырях: католическом, греческом Св. Василия (имел едва ли не наибольшую на полуострове библиотеку), армянском Св. Антония, который некоторые ученые считали главным центром культуры и образования крымских армян.
Специалист по истории крымских армян Вардгес Микаелян приводит интересные данные об образовательной и культурной роли монастыря Св. Антония. Воспитанниками его школы были, в частности, известные скрипторы Тадеос Аврааменц и Христосатур. От них мы узнаем о «великом учителе и ораторе» архимандрите Саргисе, наместнике Киликийского Католикоса в Крыму (престол Католикоса всех армян был перенесен из Киликии (Сис) в Эчмиадзин в 1441 году. – Прим. ред.), читавшем в монастыре лекции по философии. Но нас интересует другое: В. Микаелян упоминает, что именно Саргис возглавлял на Флорентийском соборе 1439 года делегацию крымских армян, подписавшую акт унии с Римом.
В первой четверти XIV века в Каффе было также открыто учебное учреждение армянских униатов, которым руководил доминиканец Бартоломей Парвус (+1333 г.). В. Микаелян отметил, что в 1318 году католический епископ Иероним обратил здесь в католицизм часть армянского патрициата, о чем говорится в обращении Папы Иоанна ХХ ІІ к каффинским армянам, а в 1333 году армянские униaты открыли в Каффе свой монастырь. Одним из активных проповедников католицизма был епископ армян-католиков Каффы владыка Тадеос, принадлежавший к ордену «братьев-проповедников» (т.е. доминиканцев). Согласно В. Микаеляну в 70-х годах XV века в Каффе также «продолжало существовать братство армянуниатов Св. Николая» (он ссылается на документы, опубликованные в «Atti della societa Ligure di storia patria». – Atti. – Vol.VII. – P.II. – Genova, 1879. – S. 332). Кроме них, в Каффе в ХІV-ХV веках было три обители францисканского и доминиканского орденов, которые наиболее активно и эффективно распространяли католицизм среди армян не только Крыма, но и Великой Армении и Киликии.
icons Итак, не вызывает никаких сомнений не только существование в Крыму в XIV-XV веках армяно-католиков (униатов), но и наличие у них монастырей, игравших в то время роль культурно-просветительных и художественных центров. Это объясняет возможность появления у здешних армянских колонистов иконы западного – католического – типа. Однако даже при этих условиях довольно сомнительно, чтобы такая икона была написана в Крыму, где армяне едва ли не дольше всех в Украине сохраняли традиции знаменитой древнеармянской миниатюры. Кроме этого, икона датируется XVI веком, когда Крым захватили турки (в 1475 г. пала Каффа), что привело к временному упадку армянских колоний, а католические центры на какое-то время почти полностью прекратили свою деятельность.
Таким образом, вопросы, связанные с историей этой иконы, остаются открытыми. Но важно другое: чудотворная икона каменецкой Армянской Богородицы не утрачена, сегодня она хранится в фондах музея им. Богдана и Варвары Ханенко.
Вторая знаменитая чудотворная армянская икона – т.н. Богородица Язловецкая – находится во Львовской галерее искусств, куда в 1954 году ее передали из Львовского исторического музея. В Исторический музей икона попала, вероятно, из львовского Армянского кафедрального собора, поскольку после войны сюда свозили экспонаты из разных музеев и частных коллекций Львова. По словам известного польского искусствоведа д-ра Мечислава Гембаровича, эту чудотворную икону можно отнести к наиболее ярким образцам армянской культуры – именно так искусствовед охарактеризовал представленную на выставке достижений армянской культуры 1932 года икону, даже несмотря на то что тогда «лишенная своего серебряного оклада, икона находилась в сильно поврежденном состоянии».

В первой четверти ХХ века икона находилась в одном из боковых притворов львовского Армянского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы и была самой древней из храмовых икон. Я. Хшончевский и ее отнес к типу Одигитрии Малопольской. В 1925 году с иконы сняли раму. Именно тогда на обороте открылась

дата «1423», написанная черной краской, вероятно, в XVII веке, и нечеткая надпись «КРУХЕ»? (лат. «крест»). На приклеенной к иконе полустертой бумажке зафиксирована попытка генерального викария(?) капитула о. Хризостома Залуцкого выяснить происхождение иконы. Он писал, что икона неоднократно меняла владельцев до тех пор пока Конецпольский не подарил ее армянам в 1424 году. Я. Хшончевский считает, что эта версия, как и последующая, расходится с фактами. С этим можно согласиться при условии, что речь идет об известном польском полководце, краковском кастеляне, великом коронном гетмане Станиславе Конецпольском: он родился столетием позже – в 1591 году, следовательно, подарить икону армянам в 1424 году никак не мог. Но из надписи неясно, о каком именно Конецпольском идет речь, ведь род был очень многочисленным. Тот факт, что именно Станислав Конецпольский даровал армянам Язловца в 1643 году привилегию, еще не говорит о том, что другой Конецпольский не мог подарить икону армянам столетием раньше.
По версии украинского арменолога Богдана Януша, эта икона еще в ХV веке находилась в белзском замке. В 1424 году белзский староста Станислав Чурило отдал ее в качестве приданого дочери, выходившей замуж за Язловецкого. В 1582 году Конецпольский – «тогдашний владелец Язловца» – подарил икону армянам. Однако в ХV веке городом владели магнаты Язловецкие, а Конецпольские были его собственниками небольшой промежуток времени только в XVII веке после Радзивиллов, Чурил, Богушей, Кашевских, Станиславских и Одживольских: гетман Станислав Конецпольский купил город у Анны Одживольской в 1643 году.
Когда в 1673 году и, повторно, в 1676 году турецкие войска захватили Язловец, большинство местных армян вместе со своим настоятелем и жившими при церкви армянскими монахами переехали в Броды, также принадлежавшие Конецпольским. Беженцы увезли с собой сундук с серебром и церковными предметами, а также икону Язловецкой Богородицы. Сначала икона находилась в латинском костеле, но после пожара, от которого икону спас армянин Шимон Пирсад, ее перенесли в

усыпальницу Марка Никоровича. В 1692 году Григорий Шимон Никорович перевез икону во Львов, где организовал при ней в 1710 году армянское братство Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, первым провизором которого сам и стал. Считавшуюся чудотворной икону поместили в левом боковом алтаре Армянского собора Успения Пресвятой Богородицы. До ХХ века икона больше не меняла свое местопребывание. После 1945 года она оказалась в ЛИМ, откуда в 1954 году была передана в ЛГИ, где находится и ныне.
Третьей из самых известных армянских богородичных икон была станиславская чудотворная икона Пресвятой Богородицы – «Матерь Божья Ласковая Попечительница польских армян». Икона была написана, вероятнее всего, в начале ХVІ века Даниэлом (возможно, армянином) по заказу Доминика, секретаря армянской станиславской общины. История ее чудес начинается с 1742 года, когда икона начала плакать. Уже 22 августа того же года специальная комиссия Ватикана подтвердила истинность чуда. Впоследствии о. Я. Манугевич написал книгу с описаниями чудес этой иконы «Liber miraculorum imaginis Beatae Virginis Mariae in ecclesia Armenorum Stanislaopoli ab Anno 1742», рукопись которой находилась в актах Армянского собора Станислава (ныне хранится в армяно-католическом архиве Гливиц, Польша).
В середине ХVIIІ века армяне Станислава построили новую каменную церковь для чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Инициатором строительства был настоятель местной армянской церкви о. Якуб Манугевич.
В конце ХІХ века начался процесс подготовки к коронации чудотворной иконы. 15 июля 1935 года львовский армянский митрополит Юзеф Теодорович попросил у Ватикана разрешения на коронацию. Документы подписали кардинал Август Гленд, епископы Львова, Станислава, представители армянского духовенства из Рима, Венеции и Парижа, известные ученые. Специально изготовленную для этого книгу с 9 тыс. подписей 15 января 1936 года отослали Папе. Тем временем львовские мастера Андрей Давыдович и Францишек Домбровский изготовили для иконы новый оклад из серебра и золота. В конце ноября 1936 года был обнародован коронационный декрет Папы Пия ХІ, согласно которому коронация была назначена на 30 мая 1937 года.

В 1938 году умер последний львовский армяно-католический архиепископ-митрополит Ю. Теодорович. В следующем году началась Вторая мировая война. В августе 1945 года была ликвидирована Армяно-католическая Церковь в Украине. А в мае 1946 года последний армянский священник Станислава о. Казимир Филипьяк выехал в Польшу. Старший научный сотрудник иванофранковского Художественного музея Г. Шеремета, изучавшая историю станиславской армянской Чудотворной Богородицы, писала, что перед приходом советских войск о. Казимир спрятал икону, а на фасаде церкви поместил ее копию. После его отъезда в Польшу неизвестная армянская супружеская пара тайно перевезла туда и икону, где она, в конце концов, оказалась в соборе Свв. Петра и Павла г. Гданьска. Икона и сегодня находится там.
Судьба еще одной чудотворной иконы была связана с армянами, хотя сегодня ее можно увидеть только на старых фотографиях из каталога армянской выставки во Львове в 1932 году. О ней писал М. Гембарович, реконструировавший надписи на обороте иконы. Исходя из первой надписи он сделал вывод, что сначала икона находилась во львовском римо-католическом кафедральном соборе, т.к. освятили ее именно там в 1532 году. Очевидно, это и год ее создания. После Тридентского собора (1543-1565) в 1586 году во Львове по распоряжению католического архиепископа Д. Соликовского из католических храмов стали изымать иконы, написанные «схизматиками», и тогда «Византийскую Мадонну» передали в Армянский собор. В 1586 и 1622 годах, согласно двум другим надписям на обороте, икону «обновляли», а скорее – переписывали, в результате чего лицо Богородицы приобрело характерные армянские черты. Известно, что икона находилась в Армянском соборе, потом была представлена на выставке и исчезла после закрытия храма в 1945 году. В 2000 году во Львовскую галерею искусств пришел проф. Львовской Политехники А. Отко и принес «армянскую икону». По его словам, когда закрывали Армянский собор, армянский священник отдал икону на хранение неизвестной армянке, а та перед смертью передала ее своей ученице – матери А. Отко (в интервью «Львовской газете» № 44 от 23.11.2006 директор ЛГИ Б. Возницкий со слов А. Отко сказал, что икону отдал епископ, но после смерти в 1938 году последнего львовского армянского архиепископа-митрополита Ю. Теодоровича из-за сложной политической ситуации выборы нового так и не состоялись, а обязанности митрополита исполнял капитульный викарий о. Д. Каэтанович). По мнению директора ЛГИ, икона Армянской Богородицы могла принадлежать кисти кого-то из известных армянских художников конца XVI века из семейства Богушей. В пользу этой гипотезы свидетельствуют воспоминания Мартина Груневега, приехавшего в июле 1582 года по приглашению львовского армянина Асадура во Львов, где он прожил следующие 20 лет. Первые шесть лет он пробыл на службе у Асадура, бывшего для него не только «хозяином, но и отцом». Впоследствии Груневег стал доминиканским монахом, на протяжении 1601-1606 годов писал воспоминания, из которых мы узнаем, что: «При мне Бернатовичка заказала армянскому художнику Богушу расписать [церковь] красивыми изображениями евангельских историй». Возможно, икону написал сам Павел Богуш в 1586 году или кто-то из его сыновей в 1622 году.

(фрагмент из „Энциклопедии армянской культуры в Украине” Ирины Гаюк, продолжение публикаций в „АНИВ” №№30-31)


Категория: История | Просмотров: 1403 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz