Среди
армянских чудотворных икон в Украине самыми почитаемыми были три иконы
Богородицы – три истории, три судьбы, схожие с судьбою народа, святынями
которого они были. Похожие тем, что пережили набеги и войны, вынуждены
были «путешествовать» по миру и, как армяне, веками жившие в Украине,
были тесно связаны не только с армянами, но и коренными жителями этих
земель – украинцами и поляками, поскольку стали святынями не только для
армян, но и для этих двух народов.
Первая из них – чудотворная икона Армянской Богородицы из
Каменца-Подольского. Известно, что икону почитали верующие всех трех
христианских обрядов города – армяне, поляки и русины. Ее история
насчитывает века. Историк Ю.А. Ролле писал, что она попала в Каменец из
Херсонеса Таврического (совр. Севастополь) еще в XIV веке.
Польский исследователь Яцек Хжончевский, ссылаясь на Л. Мазирьянца и М.
Пижишгьянца, рассказывает легенду о том, что икону привезли в Крым в Х
веке из столицы царства армянских Багратидов
г. Ани. Известный подольский историк и краевед Е. Сецинский тоже писал о
том, что икона была привезена в город из Херсонеса Таврического и до
1672 года находилась в старейшем армянском
храме Каменца-Подольского – соборе Св. Николая. По преданию, во время
одного из турецких набегов икона попала в руки турок и была вывезена в
Македонию, где в одной из «семей неверных» ее использовали вместо доски
для раскатывания теста. Однажды ее случайно увидели армянские купцы,
приехавшие сюда по своим торговым делам. Они выкупили икону и возвратили
ее в родной храм.
Это – предание, но очевидно, что в основе его лежат реальные
исторические события. В 1672 году турецкие войска захватили
Каменец-Подольский. Хотя турки не запрещали армянам жить в городе и даже
разрешили им проводить богослужения в одном из храмов, через некоторое
время армяне стали чувствовать усиленное «внимание» к себе со стороны
турецких властей. Начались экономические
притеснения армянских торговцев, стали страдать от турок и армянские
монахини-дивотки; все это вынуждало армян покидать город. С разрешения
турецких властей монахини забрали с собой чудотворную икону Армянской
Богородицы. Вначале они хотели добраться через Бессарабию к Черному морю
и уехать в Армению. Но в море корабли попали в сильную бурю, только два
судна, на одном из
которых была икона, чудом спаслись и вынуждены были пристать к берегам
г. Созополя. Отсюда в 1673 году армянки перебрались в Македонию, где
устроились жить и, говорят, даже построили небольшую
церковь. А через два года три из 14 монахинь вернулись в Украину –
сначала в Станислав, а потом во Львов: другие или умерли, или судьба
разбросала их по миру. Именно эти три дивотки и привезли
во Львов чудотворную икону каменецкой Армянской Богородицы, которую
поместили во львовском Армянском кафедральном соборе. После освобождения
Каменца-Подольского от турок икону в мае 1700
года торжественно перевезли в город: сначала она временно находилась в
часовне Св. Стефана (в колокольне Николаевского армянского собора),
затем ее перенесли в отстроенную армянскую Благовещенскую церковь и,
наконец, в 1767 году торжественно возвратили в отстроенный Николаевский
собор. В 1791 году икону еще раз торжественно освятили, и архиепископ Я.
Туманович распорядился отмечать этот день как праздник, в честь чего
издал грамоту.
В соборе икона находилась до 1920 года, потом ее вывезли в неизвестном
направлении, и до начала ХХ І века она считалась утраченной. В каталоге
2001 года Я. Хшончевский написал, что он провел собственное
расследование и обнаружил эту икону в киевском музее им. Богдана и
Варвары Ханенко. По его данным, туда икона попала из музея г. Ровно.
Однако источник информации автора неизвестен. В самом музее икона
атрибутирована как работа чешской школы, и никаких сведений о ней как об
армянской сотрудники не имели. В Ровненском краеведческом музее о ней
тоже ничего неизвестно: по их данным, после войны из музея вообще ни
одна икона не передавалась в Киев. Согласно книгам поступлений музея им.
Богдана и Варвары Ханенко икона поступила сюда из фондов Музейного
городка на территории Киево-Печерской Лавры 25 ноября 1942 года.
Впрочем, несомненно одно – это действительно та самая чудотворная икона
каменец-подольской Армянской Богородицы, находившаяся как минимум с
ХVІІІ века в Армянском соборе св. Николая.
Это подтверждает цинкография иконы с фото Грейма, помещенная в
монографии Е. Сецинского «Город Каменец-Подольский» 1895 года. На ней
Богородица изображена «без металлической ризы и привесок, которые ныне (т.е. на момент издания книги. – И.Г.) закрывают икону».
Все другие вопросы, связанные с иконой, остаются открытыми. Начнем с
атрибуции: Я. Хшончевский относит икону к типу Одигитрии Малопольской
(подобную икону, по его словам, можно увидеть в Рихвалдзе недалеко от
Живца) и датирует ее создание концом XV – началом XVI века. Согласно
музейной атрибуции это работа неизвестного мастера чешской школы XVI
века. С учетом
такой атрибуции история этой иконы становится еще более интересной,
особенно если рассматривать ее в контексте общей истории армян в
Украине. Первый – и главный – вопрос: почему, откуда
и как в армянской церкви обряда Св. Григория Просветителя, подчиняющейся
Св. Эчмиадзину, т.е. в церкви традиционной – Апостольской, а не
Армяно-католической (униатской), в ХVІ веке появляется
икона восточноевропейской школы с латинскими надписями католической
молитвы? Возможно, такой вид иконы является результатом позднейших
переписываний (информации об этом на сегодня
нет). Ведь если это действительно икона XV – начала XVI века, она не
должна быть католической, в любом случае хотя бы надписи на ней должны
были быть на армянском языке, а не на латыни,
поскольку унию Армянская Церковь в Украине приняла только в 1630 году.
Однако и на цинкографии, и на оригинале мы видим фон с надписями,
сделанными стилизированной под готику латынью
«Царица небесная, радуйся, ибо родила Его…», под иконой «О, Мария, мать
Христа, Дева».
Предположений здесь может быть много. По легенде, икона была привезена в
Каменец-Подольский в 1380 году из Крыма. Однако в Крыму в XIV веке
проживали представители разных христианских конфессий – римо-католики,
православные, армяне традиционного обряда и армяне-католики. Известно,
что в Каффе того времени находились мощные центры культуры и образования
– речь идет о монастырях: католическом, греческом Св. Василия (имел
едва ли не наибольшую на полуострове библиотеку), армянском Св. Антония,
который некоторые ученые считали главным центром культуры и образования
крымских армян.
Специалист по истории крымских армян Вардгес Микаелян приводит
интересные данные об образовательной и культурной роли монастыря Св.
Антония. Воспитанниками его школы были, в частности,
известные скрипторы Тадеос Аврааменц и Христосатур. От них мы узнаем о
«великом учителе и ораторе» архимандрите Саргисе, наместнике
Киликийского Католикоса в Крыму (престол Католикоса всех
армян был перенесен из Киликии (Сис) в Эчмиадзин в 1441 году. – Прим. ред.),
читавшем в монастыре лекции по философии. Но нас интересует другое: В.
Микаелян упоминает, что именно Саргис возглавлял на Флорентийском соборе
1439 года делегацию крымских армян, подписавшую акт унии с Римом.
В первой четверти XIV века в Каффе было также открыто учебное учреждение
армянских униатов, которым руководил доминиканец Бартоломей Парвус
(+1333 г.). В. Микаелян отметил, что в 1318 году
католический епископ Иероним обратил здесь в католицизм часть армянского
патрициата, о чем говорится в обращении Папы Иоанна ХХ ІІ к каффинским
армянам, а в 1333 году армянские униaты открыли в Каффе свой монастырь.
Одним из активных проповедников католицизма был епископ армян-католиков
Каффы владыка Тадеос, принадлежавший к ордену «братьев-проповедников»
(т.е. доминиканцев). Согласно В. Микаеляну в 70-х годах XV века в Каффе
также «продолжало существовать братство армянуниатов Св. Николая» (он
ссылается на документы, опубликованные в «Atti della societa Ligure di
storia patria». – Atti. – Vol.VII. – P.II. – Genova, 1879. – S. 332).
Кроме них, в Каффе в ХІV-ХV веках было три обители францисканского и
доминиканского орденов, которые наиболее активно и эффективно
распространяли католицизм среди армян не только Крыма, но и Великой
Армении и Киликии.
Итак, не вызывает никаких сомнений не только существование в Крыму в
XIV-XV веках армяно-католиков (униатов), но и наличие у них монастырей,
игравших в то время роль культурно-просветительных и художественных
центров. Это объясняет возможность появления у здешних армянских
колонистов иконы западного – католического – типа. Однако даже при этих
условиях довольно сомнительно, чтобы такая икона была написана в Крыму,
где армяне едва ли не дольше всех в Украине сохраняли традиции
знаменитой древнеармянской миниатюры. Кроме этого, икона датируется XVI
веком, когда Крым захватили турки (в 1475 г. пала Каффа), что привело к
временному упадку армянских колоний, а католические центры на какое-то
время почти полностью прекратили свою деятельность.
Таким образом, вопросы, связанные с историей этой иконы, остаются
открытыми. Но важно другое: чудотворная икона каменецкой Армянской
Богородицы не утрачена, сегодня она хранится в фондах музея им. Богдана и
Варвары Ханенко.
Вторая знаменитая чудотворная армянская икона – т.н. Богородица
Язловецкая – находится во Львовской галерее искусств, куда в 1954 году
ее передали из Львовского исторического музея. В Исторический музей
икона попала, вероятно, из львовского Армянского кафедрального собора,
поскольку после войны сюда свозили экспонаты из разных музеев и частных
коллекций Львова. По словам известного польского искусствоведа д-ра
Мечислава Гембаровича, эту чудотворную икону можно отнести к наиболее
ярким образцам армянской культуры – именно так искусствовед
охарактеризовал
представленную на выставке достижений армянской культуры 1932 года
икону, даже несмотря на то что тогда «лишенная своего серебряного
оклада, икона находилась в сильно поврежденном состоянии».
В первой четверти ХХ века икона находилась в одном из боковых притворов
львовского Армянского кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы и
была самой древней из храмовых икон.
Я. Хшончевский и ее отнес к типу Одигитрии Малопольской. В 1925 году с
иконы сняли раму. Именно тогда на обороте открылась дата «1423»,
написанная черной краской, вероятно, в XVII веке, и нечеткая надпись
«КРУХЕ»? (лат. «крест»). На приклеенной к иконе полустертой бумажке
зафиксирована попытка генерального викария(?) капитула о. Хризостома
Залуцкого выяснить происхождение иконы. Он писал, что икона неоднократно
меняла владельцев до тех пор пока Конецпольский не подарил ее армянам в
1424 году. Я. Хшончевский считает, что эта версия, как и последующая,
расходится с фактами. С этим можно согласиться при условии, что речь
идет об известном польском полководце, краковском кастеляне, великом
коронном гетмане Станиславе Конецпольском: он родился столетием позже – в
1591 году, следовательно, подарить икону армянам в 1424 году никак не
мог. Но из надписи неясно, о каком именно Конецпольском идет речь, ведь
род был очень многочисленным. Тот факт, что именно Станислав
Конецпольский даровал армянам Язловца в 1643 году привилегию, еще не
говорит о том, что другой Конецпольский не мог подарить икону армянам
столетием раньше.
По версии украинского арменолога Богдана Януша, эта икона еще в ХV веке
находилась в белзском замке. В 1424 году белзский староста Станислав
Чурило отдал ее в качестве приданого дочери,
выходившей замуж за Язловецкого. В 1582 году Конецпольский – «тогдашний
владелец Язловца» – подарил икону армянам. Однако в ХV веке городом
владели магнаты Язловецкие, а Конецпольские
были его собственниками небольшой промежуток времени только в XVII веке
после Радзивиллов, Чурил, Богушей, Кашевских, Станиславских и
Одживольских: гетман Станислав Конецпольский купил
город у Анны Одживольской в 1643 году.
Когда в 1673 году и, повторно, в 1676 году турецкие войска захватили
Язловец, большинство местных армян вместе со своим настоятелем и жившими
при церкви армянскими монахами переехали в Броды, также принадлежавшие
Конецпольским. Беженцы увезли с собой сундук с серебром и церковными
предметами, а также икону Язловецкой Богородицы. Сначала икона
находилась в латинском костеле, но после пожара, от которого икону спас
армянин Шимон Пирсад, ее перенесли в усыпальницу Марка Никоровича. В
1692 году Григорий Шимон Никорович перевез икону во Львов, где
организовал при ней в 1710 году армянское братство Непорочного Зачатия
Пресвятой Девы Марии, первым провизором которого сам и стал. Считавшуюся
чудотворной икону поместили в левом боковом алтаре Армянского собора
Успения Пресвятой Богородицы. До ХХ века икона больше не меняла свое
местопребывание. После 1945 года она оказалась в ЛИМ, откуда в 1954 году
была передана в ЛГИ, где находится и ныне.
Третьей из самых известных армянских богородичных икон была
станиславская чудотворная икона Пресвятой Богородицы – «Матерь Божья
Ласковая Попечительница польских армян». Икона была написана, вероятнее
всего, в начале ХVІ века Даниэлом (возможно, армянином) по заказу
Доминика, секретаря армянской станиславской общины. История ее чудес
начинается с 1742 года, когда икона начала
плакать. Уже 22 августа того же года специальная комиссия Ватикана
подтвердила истинность чуда. Впоследствии о. Я. Манугевич написал книгу с
описаниями чудес этой иконы «Liber miraculorum
imaginis Beatae Virginis Mariae in ecclesia Armenorum Stanislaopoli ab
Anno 1742», рукопись которой находилась в актах Армянского собора
Станислава (ныне хранится в армяно-католическом архиве Гливиц, Польша).
В середине ХVIIІ века армяне Станислава построили новую каменную церковь
для чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Инициатором строительства
был настоятель местной армянской церкви
о. Якуб Манугевич.
В конце ХІХ века начался процесс подготовки к коронации чудотворной
иконы. 15 июля 1935 года львовский армянский митрополит Юзеф Теодорович
попросил у Ватикана разрешения на коронацию. Документы подписали
кардинал Август Гленд, епископы Львова, Станислава, представители
армянского духовенства из Рима, Венеции и Парижа, известные ученые.
Специально изготовленную для этого книгу с 9 тыс. подписей 15 января
1936 года отослали Папе. Тем временем львовские мастера Андрей Давыдович
и Францишек Домбровский изготовили для иконы новый
оклад из серебра и золота. В конце ноября 1936 года был обнародован
коронационный декрет Папы Пия ХІ, согласно которому коронация была
назначена на 30 мая 1937 года.
В 1938 году умер последний львовский армяно-католический
архиепископ-митрополит Ю. Теодорович. В следующем году началась Вторая
мировая война. В августе 1945 года была ликвидирована
Армяно-католическая Церковь в Украине. А в мае 1946 года последний
армянский священник Станислава о. Казимир Филипьяк выехал в Польшу.
Старший научный сотрудник иванофранковского Художественного музея Г.
Шеремета, изучавшая историю станиславской армянской Чудотворной
Богородицы, писала, что перед приходом советских войск о. Казимир
спрятал икону, а на фасаде церкви
поместил ее копию. После его отъезда в Польшу неизвестная армянская
супружеская пара тайно перевезла туда и икону, где она, в конце концов,
оказалась в соборе Свв. Петра и Павла г. Гданьска. Икона и сегодня
находится там.
Судьба еще одной чудотворной иконы была связана с армянами, хотя сегодня
ее можно увидеть только на старых фотографиях из каталога армянской
выставки во Львове в 1932 году. О ней писал М. Гембарович,
реконструировавший надписи на обороте иконы. Исходя из первой надписи он
сделал вывод, что сначала икона находилась во львовском
римо-католическом кафедральном соборе, т.к. освятили ее именно там в
1532 году. Очевидно, это и год ее создания. После Тридентского собора
(1543-1565) в 1586 году во Львове по распоряжению католического
архиепископа Д. Соликовского из католических храмов стали изымать иконы,
написанные «схизматиками», и тогда «Византийскую Мадонну» передали в
Армянский собор. В 1586 и 1622 годах, согласно двум другим надписям на
обороте, икону «обновляли», а скорее – переписывали, в результате чего
лицо Богородицы приобрело характерные армянские черты. Известно, что
икона находилась в Армянском соборе, потом была представлена на выставке
и исчезла после закрытия храма в 1945 году. В 2000 году во Львовскую
галерею искусств пришел проф. Львовской Политехники А. Отко и принес
«армянскую икону». По его словам, когда закрывали Армянский собор,
армянский священник отдал икону на хранение неизвестной армянке, а та
перед смертью передала ее своей ученице – матери А. Отко (в интервью
«Львовской газете» №
44 от 23.11.2006 директор ЛГИ Б. Возницкий со слов А. Отко сказал, что
икону отдал епископ, но после смерти в 1938 году последнего львовского
армянского архиепископа-митрополита Ю. Теодоровича из-за сложной
политической ситуации выборы нового так и не состоялись, а обязанности
митрополита исполнял капитульный викарий о. Д. Каэтанович). По мнению
директора ЛГИ, икона Армянской Богородицы могла принадлежать кисти
кого-то из известных армянских художников конца XVI века из семейства
Богушей. В пользу этой гипотезы свидетельствуют воспоминания Мартина
Груневега, приехавшего в июле 1582 года по приглашению львовского
армянина Асадура во Львов, где он прожил следующие 20 лет. Первые шесть
лет он пробыл на службе у Асадура, бывшего для него не только «хозяином,
но и отцом». Впоследствии Груневег стал доминиканским монахом, на
протяжении 1601-1606 годов писал воспоминания, из которых мы узнаем,
что: «При мне Бернатовичка заказала армянскому художнику Богушу
расписать [церковь] красивыми изображениями евангельских историй».
Возможно, икону написал сам Павел Богуш в 1586 году или кто-то из его
сыновей в 1622 году.
(фрагмент из „Энциклопедии армянской культуры в Украине” Ирины Гаюк, продолжение публикаций в „АНИВ” №№30-31)
|