25
мая 2002 года на озере Севан, расположенном на высоте 1900 м, все еще
прохладно, если не холодно. Несмотря на пронизывающий ветер, множество
людей собралось на берегу, наблюдая за уникальным событием. На палубу
парусника «Киликия» поднялся настоятель Севанского монастыря о.Кюрег
(кстати - единственный священник/яхтсмен Армении!), передал в дар
команде парусника Евангелие и крест. Ведь 11 лет назад (и с разницей
всего лишь в один день), 26 мая 1991 года он же благословил закладку
корабля. И небо прояснилось, появились три радуги. Тогда (в 1991) была
точно такая же погода: дождь, ветер, но сразу - после благословения -
все прекратилось... 1991 год. В Армении в самом разгаре процесс
утверждения независимой государственности.
В Нагорном Карабахе проходит операция «Кольцо» - этническая чистка,
предпринятая советским руководством, превратившаяся в итоге в агрессию, с
последующей депортацией ряда армянских гражданских поселений. А на
озере Севан начинается строительство копии киликийского торгового
парусного судна XII-XIII веков, над проектом которого вот уже шесть лет
кропотливо трудились энтузиасты клуба морских исследований «Айас».
Строительство, на которое пришлись самые тяжелые для молодой республики
годы - годы войны, холода и темноты. 2002 год. Новый век, новое
тысячелетие. Существенная помощь спонсоров позволяет завершить постройку
корабля. В самом сердце страны - на Площади Республики, на палубу
парусника поднялись те, кто посвятил ему долгие годы своей жизни.
Прогремел салют. Затем корабль снова переместили на Севан, чтобы
спустить на воду и провести испытания. И вот, наконец, наступило
долгожданное 25 мая. По словам капитана корабля Карена Балаяна, спуск
судна на воду - самый серьезный день в жизни корабля. Разбили бутылку
шампанского, согласно традиции. И вот, под аплодисменты и радостные
возгласы собравшейся публики, корабль вошел в воду. Незабываемый момент
для всех присутствующих и, конечно же, в первую очередь для тех, кто
вложил в судно свой труд, свое время, свою душу. Тем более, что корабль
вошел в воду не сразу, долго заставив мучиться, как-бы не хотел «итти в
воду»... «Сопротивление было, вообще-то, со стороны Севана, -
вспоминает председатель клуба Карен Балаян. - Он «сопротивлялся», потому
что оно же (судно) морское, киликийское, что ему делать на Севане ?...
Технически же, потому как там песчаный берег, совершенно не
приспособленный к спуску больших кораблей, т.е. мы пытались сделать так,
чтобы он не увяз в песке и т.п. И в конце концов - удалось».
Потребовалось два года для того, чтобы провести все необходимые
испытания на озере Севан и подготовиться к большому плаванию. С 2004
по 2006 год «Киликия» побывала в 62 портах 25 стран, повторив маршрут
своих предков и пройдя суммарно более 15 000 морских миль. «Айасовцы»
представляли Армению, ее культуру, историю, включая ее сравнительно
малоизвестные морские страницы. К путешествию корабля с огромным
энтузиазмом отнеслись и на родине, и в диаспоре. Красочные средневековые
костюмы, незабываемые встречи, множество сюрпризов - сказка,
возрождающая и детские мечты, и генетическую память о море. В 2007 -
2008 гг. «айасовцы» отправляются по следам захваченного
пиратом-англичанином Киддом судна «Кедахский купец», которое затонуло в
Карибском море. И этот проект также увенчался успехом - останки судна
были найдены. Сегодня, на озере Севан, «Айас» организует регаты на
восстановленных средневековых рыбацких лодках. В прошлом году,
впервые после возвращения, «Киликия» была спущена на воду. «После
возвращения из путешествия пять лет мы «загорали на асфальте», не было
возможности восстановить корабль, - рассказывает капитан Карен Балаян.
- В конце концов, в прошлом году, мы это сделали, исходя из постулата,
что если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо, сделай сам, не говоря
о том, что если вообще хочешь, чтобы что-то было сделано, надо взять и
сделать». Тяжелая финансовая ситуация тому причиной или равнодушие
власть и средства имущих к культуре и истории своей страны - за пять лет
вопрос спонсорства не был решен. «Айасовцы» были вынуждены взять ссуду и
на свои личные средства провести восстановительные работы на корабле с
тем, чтобы судно могло еще некоторое время походить по воде. В
ближайшее время международных маршрутов не планируется. Судно будет
ходить по Севану - единственно возможный вариант при нынешней финансовой
ситуации. «Мы уже в прошлом году ходили по Севану. Там молодежь
подтянулась, потому что уже стало интересно - раз корабль работает...
потому что, когда корабль просто стоит на суше, все это «как-то
интересно», но интерес очень ограничен. А сейчас, когда появилась
возможность просто ходить и своими руками управлять судном и т.п., клуб
пополняется молодыми людьми», - рассказывает Карен. Что же касается
самого дня 25 мая, когда исполнится ровно десять лет со дня «первых
шагов» первого в современной Армении средневекового парусника, то вся
поэтичность события вновь сталкивается с прозаичными финансовыми
проблемами, из-за которых невозможно отпраздновать этот день так, как он
того заслуживает. Проведение каких-либо специальных мероприятий не
планируется. В Клубе морских исследований «Айас» сообщили, что нынешний
юбилей будет отмечаться в узком кругу единомышленников.
Анна ИЕРУСАЛИМСКАЯ http://http://iravunk.com/iravunkrus/index.php?option=com_content&view=article&id=270:handipum&catid=97:2012-03-28-12-39-23
|