Внешнеполитическим ведомством Турции в этом году подготовлен доклад, посвященный армянскому вопросу под названием "События 1915 года”. Можно ли считать сам факт появления такого доклада положительным шагом в том смысле, что с вопроса Геноцида армян в Турции снято табу? С этого вопроса началась беседа с кандидатом исторических наук, директором Музея-института Геноцида армян Айком Демояном.
- Я не считаю, что в Турции с вопроса Геноцида армян табу снято полностью. Это не та страна на данный момент. Там есть проблемы со свободой слова, с пересмотром истории, с памятью, которая существенно урезана и деформирована.
Сам доклад можно рассматривать лишь как часть плана "Б”, суть которого сводится к тому, каким образом отрицать исторический факт Геноцида армян. План "А”, в осуществлении которого Турция потерпела серьезное поражение в академическом поле, предусматривал тотальное отрицание самого факта Геноцида. Теперь включен план "Б”, который призван уравнять армянскую трагедию с "турецкой”. Предусматривается создание турецкой истории, аналогичной армянской, с памятью боли и утраты. План "Б” является частью общей политики отрицания. Но это изощренный вариант отрицания. Сам факт того, что что-то было в 15-м году, как бы не отрицается, но называется это "трагическими событиями” и почему-то указывается одновременно, что мы должны тоже вникнуть в их боль и страдания.
- Сотрудничает ли ваш музей с музеем Холокоста или другими аналогичными институтами?
- Естественно, миссия нашего музея не может ограничиться только Арменией. У нас есть интенсивные контакты с организациями армянских диаспор, с музеями, с коллекционерами, с общественными организациями. Мы ведем сотрудничество в плане презентации книг, экспозиций. Но, что очень важно, работники нашего музея и я сам лично во время командировок встречаемся с руководством аналогичных музеев. Это - музеи террора, военных преступлений и Холокоста. Мы ведем переписку с дирекциями архивов. У нас интенсивный контакт и с кафедрами, где преподается тема геноцида.
- Пополнилась ли новыми экспонатами ваша коллекция за прошедший год?
- Каждый год музейная экспозиция пополняется тысячами экспонатов. Среди них есть уникальные. Этот год - не исключение. Часть новых экспонатов будет временно выставлена 24-го апреля. В ближайшие годы, когда здание музея и экспозиционная площадка будут расширены, мы собираемся представить совершенно новое видение, интерпретацию, визуализацию темы геноцида. Это будет беспрецедентная экспозиция, которая в корне поменяет наше восприятие и наши знания.
- Как вы лично оцениваете сегодняшний этап международного признания Геноцида?
- Есть пессимисты, которые думают, что число стран, которые признали Геноцид армян, не так велико. Но за 15 с лишним лет темп и "качество” международного признания возросли по сравнению с предыдущими периодами. Мы все помним, что в 1960-70-е годы было понятие "забытый геноцид”. Теперь это уже совсем не забытый геноцид. Международная ассоциация исследователей геноцида, а также более 100 исследователей Холокоста письменно в 1995 и 2000 годах заявили, что то, что произошло в Османской империи против армянского населения, соответствует международной конвенции о предупреждении геноцида и наказании за него.
- Расскажите об экспозиции, которая пройдет в мае в Париже.
- Мы собираемся представить специальный подбор газет, которые были изданы лет 80-100 назад. Там на первых полосах представлена тема Геноцида. Почему это важно? Мы хотим с помощью таких носителей, как газета, представить, насколько важной и актуальной была в свое время тема массовых избиений армян в Османской империи. Французские, английские, итальянские, американские газеты сами за себя говорят о Геноциде. То есть это носители памяти, это масс-медиа, которые в свое время не просто затрагивали эту тему. Более того, она была представлена с помощью визуализации: там есть даже зарисовки того, что происходило на территории Западной Армении. То есть европейское общество в свое время было в курсе происходящего. В нашей коллекции около 50-ти таких газет. И тем самым мы собираемся показать, что тема геноцида - это не политическая составляющая чего-либо. Это - неотделимая часть всеобщей европейской памяти. Да, это печальная страница, но она не должна быть забыта. И эту память мы должны уважать сообща.
НЕЛЛИ МАДАТЯН
www.eter.tv
|