"Евросоюз готов включиться в переговорный процесс по карабахскому урегулированию", - сообщил в ходе состоявшихся 15 июня слушаний в Комитете по внешним связям Европарламента глава Европейской службы иностранных дел ЕС по вопросам России, Восточного партнерства и Западных Балкан Мирослав Лайчак. Сопредседатель Минской группы от Франции Бернар Фасье там же заявил, что если стороны карабахского конфликта в ближайшее время не примут Основные принципы урегулирования, то посредники будут вынуждены предложить новую концепцию урегулирования.
МЕЖДУ ЗАЯВЛЕНИЯМИ ФАСЬЕ И ЛАЙЧАКА ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ОЧЕВИДНАЯ СВЯЗЬ, а с учетом возобновления с сентября с.г. деятельности спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе можно сделать вывод о том, что Евросоюз намерен не просто активизироваться, но играть чуть ли не главенствующую роль в процессе урегулирования. Во всяком случае слова Лайчака о том, что, дескать, "карабахский конфликт - единственный, где ЕС не вовлечен напрямую", прозвучали именно как амбиции на повышение собственного статуса и намек на то, что мандат одного из трех сопредседателей в лице Франции Евросоюз уже не удовлетворяет.
В этом контексте проведенные в Комитете по внешним связям ЕП слушания заслуживают пристального внимания армянской стороны. Потому что накануне на сайте этой структуры был размещен документ, неадекватный не только реалиям и сути конфликта и переговорного процесса, но и таящий в себе очевидные угрозы региональному миру и безопасности. Как иначе воспринять его начальную фразу: "Нагорный Карабах – территория в признанных границах Азербайджана с преимущественно армянским населением"?
Документ этот в целом вызывает странные ассоциации. Евросоюз, позиционирующий себя как носитель европейских ценностей и передовых идей демократии и евроинтеграции, выставляет себя в нем как прямой и последовательный преемник печальных традиций большевизма. Организация, которая в конце 80-х - начале 90-х прошлого века не раз принимала резолюции в защиту национально-освободительного движения армянского народа, сегодя пыжится повернуть время вспять, к внутренним границам СССР, о произвольности и неправомерности которых написаны тома исследований. Более того, сообщая о том, что "Армения в результате конфликта оказалась в дипломатической изоляции и впала в зависимость от России", и упоминая о закрытой границе с Турцией, Европарламент не удосужился хотя бы формально осудить блокаду Армении.
Мы понимаем, что страх отморозить себе следующей зимой верхние и нижние конечности, не говоря уже о более нежных частях тела, напрочь отбивает у европейских дядюшек способность мыслить высокими категориями. Столь же понятно, что вальяжно рассуждать о правах человека и народов куда удобнее в комфортных условиях беспрерывного поступления азербайджанских энергоносителей. Однако даже с учетом безусловной капитуляции идеалов демократии перед топливно-энергетическими интересами нельзя промолчать о следующем.
ПЕРВОЕ. ПРОВОЗГЛАСИВШИЙ "ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА" ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ СВОИХ ПРИНЦИПОВ, Евросоюз руководствуется в данном вопросе неправовыми категориями и пользуется неправовой терминологией. В частности, это касается термина "признанные границы" (recognised borders), который является не более чем примитивным пропагандистским трюком Азербайджана, при попустительстве Армении ловко введенным в глоссарий карабахского процесса. Поскольку наша газета не раз писала об этом, коротко напомним, что даже в документах о принятии той или иной страны в ООН, на которую обычно ссылаются бакинские идеологи для обоснования утверждений о "международно признанных границах", ни о каких границах и речи нет – достаточно посмотреть соответствующие документы 82-й сессии от 2 марта 1992 года. Неужели евродепутатам не известно, что, принимая в свой состав, ООН априори признает, что между странами-членами могут быть территориальные споры, и самый наглядный пример тому – Россия и Япония? Неужели им не известно о таком процессе, как демаркация границы, которая, кстати, у Азербайджана окончательно не завершена ни с Россией, ни с Грузией? В этом контексте интернационализация карабахского конфликта тогда же – в первой половине 1992 года - была однозначным признанием наличия вопроса Карабаха, хотя Армения и Азербайджан были без проблем приняты в ООН.
Если евродепутаты не в курсе простых истин, то грош цена всем их высокопарным заявлениям и требованиям "верховенства права" в рамках программы "Восточного партнерства". Если же в курсе, но сознательно пренебрегают правозащитными ценностями в угоду нефтяной трубе – то сами они гроша ломаного не стоят. Тем более что подобные заявления делаются спустя пару недель после публикации отчета другой европейской структуры – Европейской комиссии против ксенофобии и нетерпимости, которая подвергла острой критике проводимую в Азербайджане на государственном уровне политику ксенофобии, антиармянизма и дискриминации прав армян.
ДОПУСТИМ, ЧЛЕНЫ ЕВРОПАРЛАМЕНТА НЕ В КУРСЕ ежедневно звучащих со страниц азербайджанской прессы угроз, оскорблений и нецензурной брани в адрес армянского народа. Но проводить слушания по столь болезненному вопросу и не принимать во внимание свежий доклад своих же, европейских коллег – это уже, согласитесь, ни в какие ворота не лезет. Потому что неизбежно возникает вопрос: куда же хотят европейские "демократы" насильно затолкать армян Карабаха - в страну, где им открытым текстом грозят новым геноцидом? Надо ли понимать так, что Европарламент готов оказать Азербайджану полную и безоговорочную поддержку в вопросе решения Армянского вопроса по турецкой схеме и взять на себя ответственность за последствия? И именно для проталкивания такого подхода готов "активизироваться" в процессе урегулирования?
Если депутатам Европарламента кажется, что безоговорочная поддержка преступным планам Баку обеспечит им теплые и комфортные зимы, это тем более говорит о недальновидности тех, кто вершит судьбы Европы. Ибо такой подход обещает региону только одно: войну, нестабильность и смуту. Не хочется думать, что европейских мозгов не хватает даже для осознания этой простой истины.
P.S. Кстати, указанный документ и сообщения о слушаниях 15 июня таинственным образом исчезли с официального сайта Европарламента. О причинах остается только догадываться.
Марина ГРИГОРЯН Голос Армении
|