Четверг, 28.03.2024, 19:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Июнь » 18 » ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВОКРУГ АРЦАХА
07:46
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВОКРУГ АРЦАХА
 В Комитете по международным делам Европейского Парламента 15 июня прошли слушания по ситуации в Нагорном Карабахе. В них приняли участие сопредседатели Минской группы ОБСЕ Роберт Брадтке (США) и Бернар Фасье (Франция), личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик, бывший спецпредставитель Евросоюза (ЕС) на Южном Кавказе Питер Семнеби, директор Европейской службы иностранных дел ЕС по вопросам России, Восточного соседства и Западных Балкан Мирослав Лайчак.

Главное достижение - недопущение новой войны

Роберт Брадтке заявил, что "нынешняя версия Базовых принципов карабахского урегулирования является справедливой и сбалансированной, и мы хотим, чтобы стороны приняли ее как основу для мирного соглашения”. Он отметил, что 6 основных элементов Базовых принципов отражены в заявлениях президентов России, США и Франции, принятых в 2009 и 2010гг. в Л’Аквиле и Мускоке, а в недавнем заявлении в Довиле лидеры трех стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ призвали стороны сделать "решительные шаги” для принятия Базовых принципов, сообщает Медиамакс.

Французский сопредседатель Бернар Фасье заявил, что, "если стороны в ближайшее время не примут Базовые принципы на основе Мадридских предложений, то посредникам придется выступить с новой концепцией урегулирования”.

Представляя историю предложений, сделанных посредниками за все время существования Минской группы ОБСЕ, Бернар Фасье сказал, что в конце 1990-х сопредседатели предлагали вариант реинтеграции Нагорного Карабаха в составе Азербайджана, что было отвергнуто Арменией. В начале 2000-х была сделана попытка урегулировать конфликт на основе легитимизации отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана, которую не принял Баку.

Бернар Фасье отметил, что, наученные этим опытом, посредники решили сделать предложение, которое позволило бы решить те задачи, "решение которых представлялось возможным”. В частности, сказал Фасье, согласно Мадридским предложениям, должны быть освобождены прилегающие к Нагорному Карабаху территории при условиях обеспечения безопасности Нагорного Карабаха и его самоуправления, а статус Нагорного Карабаха должен быть определен в будущем путем голосования.

Посредник отметил, что сопредседатели работали над этим предложением в 2005-2006 годах, и оно получило название "Мадридских предложений” в конце 2006 года. Бернар Фасье отметил, что процесс замедлился в 2008 году, "поскольку признание независимости Косово стало причиной озабоченности Азербайджана”.

По словам посредника, сопредседатели надеялись добиться прорыва в 2009 году, и "именно поэтому президенты стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ впервые взяли на себя ответственность опубликовать основные принципы урегулирования”.

Бернар Фасье сказал, что "в начале 2010 года только Азербайджан дал свое согласие на обновленную версию предложений”, после чего посредники предложили сторонам несколько модификаций. "Таким образом, сегодня мы подошли к концу 3-го цикла урегулирования карабахского конфликта”, - сказал он.

Французский дипломат подчеркнул, что, если Базовые принципы не будут приняты в ближайшее время, то сопредседателям придется выступить с новой концепцией.

Фактор России

Сопредседатели ожидают положительных результатов от предстоящей встречи президентов России, Армении и Азербайджана в Казани 25 июня, но есть такие моменты, "когда лучше затаить дыхание и не делить шкуру неубитого медведя”, заявил Бернар Фасье. Он сообщил, что сопредседателям от США и Франции хорошо известны подробности встречи глав МИД России, Армении и Азербайджана 11 июня в Москве. Вместе с тем, посредник посчитал излишними обнадеживания относительно "предстоящего в ближайшее время прогресса”.

Роберт Брадтке со своей стороны отметил личную роль президента и главы МИД России Дмитрия Медведева и Сергея Лаврова в процессе урегулирования. Говоря об эффективности работы сопредседателей, он заявил, что "главное, чего нам удалось добиться, - не допустить новой войны”.

Американский дипломат выразил несогласие с мнениями некоторых депутатов Европарламента о том, что карабахское урегулирование "находится в руках русских”. Отвечая на вопросы, он отметил, что между Россией, США и Францией сложилось "уникальное сотрудничество”. "Да, у нас есть различные интересы, но у нас есть общая цель - не допустить новой войны. Эта цель является главным источником мотивации нашего эффективного сотрудничества. Мы работаем, как единая команда, и делаем это прозрачно”, - сказал Роберт Брадтке. Он заметил, что работает на дипломатической службе более 37 лет и никогда прежде не сталкивался с таким уровнем сотрудничества, который существует между сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

Бернар Фасье в ответ на утверждения некоторых депутатов о том, что Россия вооружает стороны карабахского конфликта, заявил: "Не только же Россия продает вооружение. Все мы об этом хорошо осведомлены. Вы знаете, что сегодня нет ни одной европейской страны, которая бы контролировала все аспекты производства и использования беспилотных самолетов”. "Вам также должно быть известно, что 26 июня на военном параде в Баку будет продемонстрировано, что Азербайджан обладает способностью самостоятельно производить такие беспилотные самолеты. А как ему это удалось? Необходимо помнить, что только две страны - США и еще одна страна, о который вам хорошо известно, контролируют этот сектор... Еще кто-то кроме России должен был помочь Азербайджану в этом вопросе. И это не США”, - отметил он, намекая либо на Израиль, либо на Турцию, сообщает Регнум.

Роберт Брадтке, как отмечает Медиамакс, заверил, что США не имеют какого-либо отношения к производству БПЛА в Азербайджане.

Бернар Фасье назвал опасной гонку вооружений и напомнил, что военный бюджет Азербайджана больше всего бюджета Армении. Он подчеркнул, что посредники не могут навязать решение конфликта сторонам, это стороны должны согласиться на компромисс. "Я был послом в Грузии и могу сказать, что слово "компромисс” не существует ни в одной стране этого региона. Поэтому так важно, чтобы ЕС помогал эволюции гражданского общества, продвигал демократию”, - отметил он.

ЕС готов включиться в переговорный процесс

Евросоюз готов включиться в переговорный процесс по карабахскому урегулированию, заявил глава Европейской службы иностранных дел ЕС по вопросам России, Восточного соседства и Западных Балкан Мирослав Лайчак. По его словам, Карабахский конфликт - единственный конфликт, где ЕС не вовлечен напрямую. "Однако в то же время мы понимаем, что на данном этапе это сделать трудно, поэтому мы будем поддерживать МГ ОБСЕ в ее деятельности”, - сказал Лайчак. При этом он заметил, что у ЕС очень большой опыт в разрешении конфликтов, поэтому помощь организации МГ ОБСЕ будет весомой. В этом контексте он заметил, что данную роль от ЕС может выполнять ожидающий своего назначения в этом году новый представитель ЕС в регионе, сообщает Panarmenian.

"Конфликт должен решиться только мирный путем, ЕС, в свою очередь, окажет свою помощь в реабилитации постконфликтных территорий и в построении и поддержании мер доверия между сторонами”, - сказал Лайчак, добавив, что неразрешенность нагорно-карабахского конфликта влияет и на ЕС, так что это проблема касается также Евросоюза.

Мирослав Лайчак заявил также, что "ЕС должен посылать более четкие сигналы о неприемлемости использования силы и исключительности мирного пути карабахского урегулирования”. ЕС выступает за отвод снайперов с линии соприкосновения и призывает стороны воздерживаться от проведения военных учений в непосредственной близости от линии соприкосновения. Мирослав Лайчак заявил, что в случае подписания мирного соглашения ЕС готов выделить "существенные средства” для постконфликтной реабилитации региона.

Он сообщил, что ЕС оказывает содействие установлению контактов между обществами Армении и Азербайджана и уже потратил на программы в этой области около 2 млн евро. "ЕС продвигает процессы демократизации и верховенства закона в Армении и Азербайджане через политику Соседства. Мы начали переговоры по Соглашению об Ассоциации, посредством которых страны станут ближе к ЕС, а их общества станут более демократичными и открытыми”, - сказал Мирослав Лайчак.

Бывший спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Питер Семнеби считает, что "основным содействием Евросоюза может стать включение Нагорного Карабаха в более широкую концепцию региона - "Восточного партнерства” или Кавказа”. "Нагорный Карабах расположен на одном из транзитных коридоров, имеющих наиболее стратегическое значение, от которого могут существенно выиграть все. Евросоюз может стать стимулирующей силой этого процесса”, - подчеркнул Питер Семнеби.

Дружба дружбой, а интересы врозь

Проведение подобных слушаний в Европарламенте примечательно само по себе. Еще более интригующим этот факт представляется в свете ряда обстоятельств:

1. Слушания состоялись в преддверии встречи президентов Армении и Азербайджана 25 июня в Казани под эгидой главы России.

2. На слушаниях отсутствовал российский сопредседатель МГ ОБСЕ Игорь Попов.

3. До слушаний на сайте Европарламента была размещена статья о конфликте. Должно отметить, что статья составлена крайне некорректно, что свидетельствует либо о поверхностном восприятии европейцами проблемы НК, либо о пренебрежительном подходе к ней. В частности, отмечается, что "Нагорный Карабах является территорией в пределах признанных границ Азербайджана с армянским большинством”, а нагорно-карабахский конфликт изолировал Армению, сделав ее зависимой от России. Означает ли это, что ЕС пытается предвосхитить итоги переговоров, загодя включив независимый Арцах в состав Азербайджана? И не направлены ли усилия ЕС на то, чтобы таким образом ублажить Баку, к углеводородам которого Европа так стремится, дабы снизить свою зависимость от российского газа?

4. Обсуждения проводились на фоне активизировавшейся борьбы мировых держав за каспийский газ. На днях посол США в Азербайджане Мэтью Брайза заявил, что Вашингтон и Баку начинают новую фазу сотрудничества в сфере безопасности - по вопросу защиты энергоинфраструктуры на Каспии. Комментируя заявление посла РФ в Баку Владимира Дорохина о том, что Москва выступает против строительства трубопроводов по дну Каспийского моря, Брайза напомнил слова спецпредставителя госсекретаря США по энергетике Ричарда Морнингстара о том, что Азербайджан и Туркменистан - суверенные страны и сами могут решать, в каком направлении строить трубопроводы. Речь идет о Транскаспийском газопроводе, который планируется проложить по дну Каспийского моря по маршруту Казахстан - Туркменистан - Азербайджан. В Азербайджане его планируют соединить с практически построенным газопроводом Баку - Тбилиси - Эрзерум, являющимся одним из основных отрезков газопроводной системы Nabucco в обход России. В какую сторону качнется Азербайджан, до недавнего времени лавировавший между российскими и западными проектами газопроводов, станет ясно осенью: Баку обещал к октябрю дать окончательный ответ.

5. За две недели до встречи президентов в Казани Баку сменил тактику заигрывания с Москвой на откровенный шантаж. На фоне провала переговоров России и НАТО по европейской ПРО (Москва не получила гарантий ее неприменения для перехвата российских межконтинентальных баллистических ракет) Азербайджан заявил о намерении поднять цену за аренду Россией Габалинской радиолокационной станции.

Срок аренды истекает в 2012г. Новую цену замминистра ИД АР Араз Азимов не назвал, отметив лишь, что прежняя цена в $14 млн в год "достаточно скромная и что Баку в свое время проявил определенный компромисс и пошел навстречу Москве. Азимов отметил, что автоматического продления срока договора не будет, ибо в сфере ПРО напряженность растет, возрастают риски, "я бы даже сказал, угрозы”, и Азербайджан был бы готов подумать и поговорить о возможных новых основах сотрудничества. Исходя из этого, Баку намерен вести переговоры не только о пересмотре арендной платы или же выплат по электричеству и прочим услугам на Габалинской РЛС, но и о стратегических вопросах, о развитии систем ПРО, о нагнетании международной напряженности в контексте возрастающих угроз, скажем, баллистических ракет, и т.д. "В этом контексте можно рассматривать много причин для проведения основательных консультаций по дальнейшему нашему сотрудничеству с Россией, а, возможно, и с нашими евроатлантическими партнерами. Это может быть и в тройном формате, это может быть и в двусторонних форматах”, - сказал Азимов.

Зная привычку азербайджанцев все использовать в качестве торга за Карабах, можно с уверенностью утверждать, что и Габалинскую РЛС они пытаются использовать в этом плане. Причем стремятся вовлечь в эту игру и Россию, и США, и Европу. Но Вашингтон их разочаровал. Тот же Мэтью Брайза заявил, что вопроса совместного использования Габалинской РЛС США и Россией нет в повестке. "Мы со своими коллегами из НАТО считаем более целесообразным наличие независимой системы обороны такого типа. Т.е. у России и НАТО должны быть отдельные системы, и было бы неплохо, если б эти две системы сотрудничали между собой”, - сказал он, отметив, что еще неизвестно, как будет осуществляться такое сотрудничество.

С одной стороны, это - удар по намерениям Баку. Но еще больше - по интересам России, крайне заинтересованной в Габале, контролирующей всю зону таких конфликтогенных регионов, как Ближний Восток и Индийский океан. Габалинская РЛС, как отметил первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков, - один из существенных рычагов военно-политического давления на Россию в руках Азербайджана. "В случае обострения карабахского конфликта России придется занять активную миротворческую позицию. Россия будет маневрировать таким образом, чтобы конфликт был прекращен с минимальными потерями для конфликтующих сторон. И в этих условиях определенную роль рычага давления со стороны Азербайджана будет играть Габалинская РЛС”, - считает Сивков.

Гаянэ МОВСЕСЯН

Республика Армения

Категория: Аналитика | Просмотров: 727 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz