Похоже, именно так думают многие грузинские чиновники и иерархи Православной Церкви
Посланцы
Министерства культуры Армении, командированные в Тбилиси для изучения
обстоятельств разрушения армянской церкви Сурб Ншан, сегодня вернутся в
Ереван. Рассчитывать на то, что члены делегации привезут с собой добрые
вести, особо не приходится. Грузинские власти и иерархи православной
церкви абсолютно не настроены обсуждать вопрос возвращения армянского
храма его законным владельцам. А до тех пор, пока Сурб Ншан остается
бесхозным, он не застрахован от повтора событий, имевших место в первые
дни нового года.
Напомню, восьмого января в храме Сурб Ншан, построенном в центре
Тбилиси более трехсот лет назад Амиром Бебутяном и его сыном Асламазом,
вспыхнул пожар. Загорелся мусор, который скопился тут за многие годы.
Прибывшие пожарные сделали свое дело. Сразу после их ухода развалилась
одна из колонн, поставив под угрозу обрушения купол. Если не предпринять
срочные меры, в течение считанных недель на месте возведенного в 1701
году храма останутся руины. Сразу после получения известия о случившейся
беде Министерство культуры Армении делегировало в Тбилиси начальника
агентства охраны памятников истории и культуры Сержика Аракеляна.
Руководство армянских организаций Грузии обхаживает кабинеты мэрии.
Глава грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви Вазген Мирзаханян
добился аудиенции у грузинского патриарха Илии Второго. Но внятных
разъяснений и конкретных обещаний никто не дает. Единственное, что
удалось выяснить — Агентство культурного наследия Грузии уполномочено в
течение года провести работы по восстановлению колонны и уборке мусора.
Об этом заявил генеральный менеджер этого ведомства Петре Канкава. Но
это не решает главную проблему — пока храм остается без хозяина, он
остается под угрозой.
Храм Сурб Ншан, являвшийся до начала тридцатых
годов действующей армянской церковью, в советские годы был преобразован
сначала в склад макаронных изделий, а затем в книгохранилище
Национальной библиотеки. После провозглашения Грузией независимости
претензии в отношении храма предъявила патриархия православной церкви. С
тех пор Сурб Ншан считается "спорной церковью” и в результате
абсолютной бесхозности рушится на глазах. Помещение храма оскверняли как
только могли. Было время, когда тут был собачий питомник. После того
как активисты движения "Многонациональная Грузия” организовали акцию
протеста и потребовали уважения к армянской святыне, сотрудники
муниципалитета прогнали собак и заколотили двери. Мэрия тогда обещала
привести церковь в божеский вид. Но даже мусор не вывезли. Именно мусор и
горел 20 октября 2002 года, когда в церкви вспыхнул первый пожар,
уничтоживший бесценные фрески кисти Овнатанянов. Потом еще дважды это
повторялось. Когда 10 лет назад пожарникам удалось погасить пламя, никто
всерьез не занялся расследованием причин возгорания. А между тем были
основания для версии о преднамеренном поджоге с целью уничтожения
армянского храма и следов армянского присутствия. Дабы пресечь
распространение слухов о поджоге, вначале была выдвинута версия о
неисправности электропроводки, а когда выяснилось, что электричество в
помещение не подается аж с 1991 года, все решили списать на шалость
детей, баловавшихся спичками. И никто не задумался о том, что же могли
делать дети в церкви в три часа ночи.
В последние годы
величественный трехалтарный армянский храм напоминал уже полуразрушенный
сарай с обглоданными пламенем стенами и с грудами мусора внутри
помещений. В ходе недавнего визита в Тбилиси Католикос Всех Армян
Гарегин Второй посетил Сурб Ншан. Его сопровождал глава Ахалцихской
епархии Грузинской Православной Церкви, который признался, что не ожидал
увидеть храм в таком запущенном состоянии. Интересно, как же терпят
иерархи Православной Церкви осквернение храма, который якобы считают
своим? За разрушающуюся древнюю церковь ни у кого из грузинских
священников сердце почему-то не болит. Разве это не является
доказательством того, что наши православные собратья в действительности
знают, что не имеют к церкви Сурб Ншан ровным счетом никакого отношения?
Очень многие и в патриархии, и в мэрии, и в Министерстве культуры
просто с нетерпением ждут того дня, когда храм рухнет — и с лица земли
исчезнет еще одно неопровержимое свидетельство неоценимого вклада армян в
формирование и развитие в Грузии городской культуры и в частности
архитектуры.
Доподлинно известно и легко доказуемо, что в конце XIX века в Тбилиси
действовало 29 (!) армянских церквей. Сегодня осталось всего две.
Восемь армянских церквей были превращены в грузинские, остальные были
разрушены. А между тем махровые грузинские ксенофобы берутся утверждать,
что армяне в Грузии вообще никогда ничего не создавали, а лишь грабили и
воровали. Именно так высказывается о нас псевдоисторик, профессор
"Сухумского госуниверситета” Гурам Мархулия. "В Грузии вообще нет
армянских церквей. Несколько столетий назад армяне просто присвоили себе
грузинские церкви”, — заявил он в интервью азербайджанскому
пропагандистскому сетевому изданию "Vesti.az”. Армян он называет
народностью, не имеющей лица, веры, истории и культуры. "В среде
армянского народа смогли распространиться идолопоклонство,
огнепоклонство, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и ряд других
верований. Неопределенность в религии позволяла и позволяет руководству
армянского народа предъявлять претензии к объектам христианских
памятников Грузии”, — утверждает Мархулия. О "религиозной
неопределенности” армян говорит представитель уважаемой мной нации,
частью которой являются аджарцы, лазы, ингилойцы, месхи, исповедующие
различные направления ислама. Но не будем строго судить об
интеллектуальных способностях пропагандиста, единственная задача
которого — столкнуть два соседних народа. Тем не менее обратим внимание
на предложенную им версию причин возгорания в церкви Сурб Ншан. "В
новогодние дни армянские безбожники умудрились зажечь костер в
заброшенной грузинской церкви. Пировали под турецкий шашлык и грузинское
вино. В результате их попойки возник пожар, который уничтожил
определенную часть территории грузинской церкви. Министерству внутренних
дел Грузии следует немедленно разыскать и наказать виновных армянских
безбожников, совершивших поджог древней грузинской церкви”. Это цитата
из интервью Гурама Мархулия. Не знаю, прислушается ли его совета министр
внутренних дел Вано Мерабишвили. Но если бы он послушался истинных
патриотов грузинской отчизны, обеспокоенных единством проживающих в
стране наций, он бы призвал к уголовной ответственности самого Мархулия
за откровенную ксенофобию и за попытки сеять межнациональную рознь.
Артем Ерканян