Армяне селились в Санкт-Петербурге практически сразу же по его основании: первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708 году, а в 1710 году уже были основаны "армянские конторы" - торговые агентства. В это время в Северной Пальмире жило около 50 армян, в основном купцы и ремесленники.
Армянские купцы и торговые компании рассматривали новую столицу империи не только как транзитный пункт на путях между Востоком и Западом. Они понимали выгоду создания армянской колонии в политическом и культурном центре России. Сознавали это также и деятели армянского освободительного движения, о чем говорит, в частности, просьба архимандрита Минаса «о дозволении строить в Санкт-Петербурге армянскую церковь», датированная 1714 годом.
С Петербургом тесно связана деятельность семьи известных армянских предпринимателей Лазаревых. Здесь были захоронены И.Л.Лазарев (1735-1801) - государственный деятель, просветитель, глава армянской общины, основатель армянской общины, основатель Лазаревского института восточных языков, строитель армянских церквей в Петербурге и Москве, и другие члены семей Лазаревых.
"Невская перспектива" - центральная улица стольного града. Именно здесь была построена и освящена 18 февраля 1780 года армянская церковь Св. Екатерины (на освящении этой церкви присутствовал фаворит Екатерины II князь Г.А.Потемкин.)
Две армянские церкви становятся в течение длительного времени средоточием культурной жизни армянской колонии. Настоятелем храма на Невском проспекте отцом Хореном создается хор любителей пения из числа петербургской молодежи.
В доме у церкви Св. Екатерины была основана в 1780 году первая в России армянская типография. Ее создателем был Григорий Халдарян, приехавший в Россию из Лондона.
Издательско-просветительскую деятельность продолжила впоследствии жена Халдаряна - Екатерина - первая армянская женщина-издатель.
По инициативе церкви в конце XVIII века армяне стремились познакомить русскую общественность с историей своего народа. Капрал лейб-гвардии конного полка Варлаам Ваганов в 1786 году издал в Петербурге в известной типографии Шпора свои переводы на русский язык заключительной части "Истории Армении" армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, а также перевод "Истории Армении" ("Краткое историческое и географическое описание царства Армянского..."), составленной виднейшим представителем индийской армянской колонии в Мадрасе Даамиром Шаамиряном. Перевод был посвящен Г.А.Потемкину, что было не случайно, ибо в это время русские правительственные круги участвовали в разработке планов восстановления армянского государства под протекторатом России.
После присоединения к России в 1828 году Восточной Армении численность петербургской армянской колонии продолжала расти. Наибольший рост относится к рубежу веков (1890 г. - 650 армян в Петербурге, 1900 г. - более 1100, 1910 г. - более 2 тысяч человек). Всего за сорок лет, с 1869 по 1910 гг., численность армянской колонии выросла в пять раз и составила 0,1 процента от численности всего населения столицы. В Петербурге сложилось несколько районов, где проживало большинство армян: Васильевский остров (традиционное место поселения еще с начала XVIII века), Московская часть, кварталы, примыкающие к Невскому и Литейному проспектам. Большинство петербургских армян считало родным языком армянский, но были и русскоязычные, а также считавшие родным языком греческий, грузинский и др. В середине XIX века наиболее многочисленной группой петербургских армян были преподаватели и студенты высших учебных заведений, сфера интересов - в основном медицина и филология. К этому времени Петербург стал одним из крупнейших центров арменоведения. В Университете открылась кафедра армянского языка и литературы, где работали ученые Н.Л.Бероев, К.Н.Патканов, Н.Г.Адонц, И.А.Орбели. Вообще со времени второй половины XIX века среди армянской диаспоры в Петербурге преобладали представители интеллигенции - до 70-80 процентов от всей численности армян.
Армянская интеллигенция, по крайней мере значительная ее часть, определяла развитие колонии, культурную и общественную жизнь в ней. В начале 80-х годов XIX века в городе активно действовал кружок интеллигенции, группировавшийся вокруг Мариам Варданян (Маро) и Мушега Серопяна, впоследствии организаторов партии "Тнчак". Чуть позже была создана организация, ориентирующаяся на оказание помощи освободительному движению и на возрождение армянского народа. Во главе ее стоял петербургский студент Саркис Гугоян. Качественно новая ситуация в жизни армянской колонии создалась в результате событий революции 1905-1907 гг. В эти годы в Петербурге возникает армянская периодическая печать, освещающая различные проблемы жизни своих соотечественников. Начинается и организационное оформление разнообразных национальных объединений: кружков, обществ, клубов, советов. Проводятся первые музыкальные и литературные вечера.
Ведущую роль в культурной жизни армян Петербурга играл Армянский кружок, основанный 14 декабря 1907 года. Цель кружка - сближение армян, проживающих в Петербурге.
Армянский кружок занимал часть небольшого четырехэтажного здания (Спасская ул., д.15). Здесь же, в одной из комнат, располагалась небольшая библиотека литературы на армянском и русском языках. К моменту создания кружка численность его составляла около 40 действительных членов, а в 1913 году - уже более 140.
Из наиболее активных членов кружка следует, прежде всего, упомянуть неутомимого общественного деятеля, композитора, профессора Петербургской консерватории И.Р.Налбандяна, внесшего значительный вклад в дело сохранения армянской культуры в Петербурге. В кружок входили представители творческой интеллигенции (например, известный в городе профессор медицины В.И.Вартанов, талантливый историк, приват-доцент Н.Г.Адонц, инженер Г.П.Нерсесов и др.). Членами кружка были и представители среднего сословия, мещане. Они привлекали к деятельности кружка крупных предпринимателей-армян со всей России (П.О.Гукасов, А.И.Манташев, братья Джангировы). Как уже отмечалось выше, кружок одной из своих целей ставил задачу сближения армян, проживающих в Санкт-Петербурге, а позже объединил деятелей различных политических направлений почти всех партий (от октябристов до эсеров). В его работе принимали участие и члены Государственной Думы.
Еще один очаг армянской культуры в Петербурге-Петрограде - Общество изящных искусств, созданное накануне Первой мировой войны. Располагалось оно на Офицерской ул., д.36, кв.I8. Главная задача - содействие развитию и распространению в широких слоях армянского общества любви и интереса к чистому искусству.
Значительную общекультурную роль в жизни армянской колонии в начале XX века играли также и другие национальные общества: Художественное общество, Армянское бюро, Общество по оказанию помощи беженцам и пострадавшим от войны, Общество попечения о бедных, Армянский клуб, Касса взаимопомощи учащихся-армян в высших учебных заведениях, церковный Совет. Последний был не только центром церковной, но и духовной жизни армян в самом широком смысле слова. Дело в том, что петербургская армянская колония большое внимание уделяла общенациональным проблемам, особенно обострившимся в ходе Первой мировой войны. Петроградский армянский церковный Совет способствовал сохранению и развитию западно-армянской культуры. В 1913-1914 гг. этот Совет организовал экспедицию в Западную Армению, находившуюся в то время под властью Турции. Экспедиция, возглавляемая М.Цицикяном, изучала экономическое положение Западной Армении, собирала этнографический материал, памятники культуры. Вернувшись в Петербург, члены экспедиции передали часть привезенного материала армянским обществам Петербурга для их дальнейшей культурологической деятельности.
В настоящее время армянская община Санкт-Петербурга насчитывает примерно 20–25 тысяч человек.
Армянская Апостольская община в Санкт-Петербурге располагает двумя церквями:
– Церковь Святого Воскресения, построенная в 1791–1794 гг. (наб.реки Смоленки, д.29). Церковь возведена, вероятно, по проекту Ю.Фельтена и освещена 12 июня 1793 года. В течение 60 лет храм был закрыт и лишь в 1988 году возвращен верующим. 1 декабря 1994 года во дворе церкви был торжественно открыт и освящен хачкар «Воскресение» (хачкар - древняя форма христианского памятника). Хачкар для Петербурга выполнен в Армении скульптором А.Овсепяном. На освящение памятника приезжали иерархи Армянской Апостольской Православной Церкви.
Церковь Святой Екатерины, построенная в 1771–1780 гг., архитектор Фельтен (Невский пр., д.40-42); изъята у общины в 1930 году, возвращена общине в 1993 году, заново освящена после восстановления 12 июля 2000 года в присутствии Патриарха Российской Православной церкви Алексия II и Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Гарегина II.
Осенью 1994 года к 100-летию основания в Санкт-Петербурге первой армянской школы при церкви Св. Воскресения была открыта воскресная школа. После трех лет работы школа переросла в учебный центр. 29 октября 1995 года по благословению Католикоса всех армян духовный глава общины иеромонах Езрас совершил благодарственный молебен в Церкви Св. Екатерины, после чего в церковном доме по Невскому пр., 42 был открыт Армянский учебный центр им. Лазарянов.
Смоленское Армянское кладбище стало формироваться в начале 90-х годов 18 в., когда началось возведение Церкви Святого Воскресения, ставшей усыпальницей семьи Лазаревых. На протяжении 19 в. здесь нашли последнее пристанище более 400 армян, среди них немало видных представителей армянской и русской науки и культуры, купцов и военных. В 20-30-х годах 20 в. Армянский некрополь подвергся разрушениям и разорению. Сегодня армянская община бережно восстанавливает свой некрополь.
http://www.kvs.spb.ru |