Заявление
сопредседателей Минской группы, в котором прозвучало фактическое
"добро" на эксплуатацию Степанакертского аэропорта, сразу стало
сенсацией. Пожалуй, впервые за последнее время посредники сумели
урегулировать достаточно щепетильный конкретный вопрос, заявив, что
"получили заверение сторон о том, что они отвергают любое применение
силы против гражданских воздушных судов или угрозу ее применения, будут
решать спорные вопросы посредством дипломатических шагов и
воздерживаться от политизации данной темы".
Иначе как окончательное согласование с официальным Баку вопроса
задействования аэропорта данный пункт, согласитесь, понять трудно.
Именно так и восприняли новость как в Армении и Арцахе, так и в самом
Азербайджане, где комментарии различных общественных деятелей и экпертов
сразу после публикации заявления не оставляли сомнений в его
однозначной трактовке. Тем более с учетом обычной тщательной
выверенности каждого слова посредников, дабы - не приведи Господь! - не
нарушить пресловутый паритет. Однако спустя буквально день в прессе
появились комментарии высокопоставленных бакинских чиновников,
фактически отвергающие заявление Минской группы и подтверждающие прежнюю
позицию Азербайджана.
Пресс-секретарь МИД АР Э. Абдуллаев привычно заявил, что "согласно
международному праву, полеты над оккупированными территориями
Азербайджана являются незаконными". А вице-спикер парламента Бахар
Мурадова и вовсе запуталась в собственной "логике". По ее словам, "если
мы гарантируем безопасность любого летательного аппарата в пределах
наших воздушных границ, другая сторона также взяла на себя обязательство
не нарушать суверенные права. Это означает, что, таким образом, она
дала согласие не совершать полеты над Азербайджаном. Если будет попытка
осуществить такие полеты, Азербайджан адекватно отреагирует на нее".
Если "другая сторона" обязалась не осуществлять полеты, как фактически
следует из слов ханум Мурадовой, то о чем тогда вообще речь и зачем надо
было сопредседателям затрагивать этот вопрос в своем заявлении? Кроме
того, судя по всему, вице-спикеру невдомек, что армянская сторона, мягко
говоря, не считает Арцах территорией Азербайджана. Иначе опять-таки, к
чему было почти 25-летнее кровавое и беспощадное противостояние со всеми
вытекающими и общеизвестными последствиями?
Подобное лицемерие стало предметом критики даже в самом Азербайджане.
"Если бы речь не шла о жизни людей, можно было бы сказать, что кто-то
желает оказать неоценимую услугу официальному Еревану. Неужели кто-то
там, в верхах, на самом деле заинтересован в принятии
антиазербайджанской резолюции в Совете Безопасности ООН, притом именно
во время членства Азербайджана в этой структуре? В цивилизованном мире
не принято угрожать гражданским самолетам уничтожением, даже если они
нарушили границы того или иного государства" - пишет газета "Зеркало" в
номере за 17 июля, отмечая, что, по всей вероятности, речь идет о
"ястребах" и "голубях".
В
цивилизованном мире вообще-то не принято многое из того, что делает
официальный Баку, постоянно нарушая данные им же обязательства,
подписанные документы и достигнутые соглашения. Однако в данном случае,
думается, "ястребы" залетели слишком далеко, по сути дела уличая сопредседателей Минской группы во лжи. Именно
это и следует из комментариев официальных лиц, старающихся прикрыться
"международным правом", в данном случае выполняющим роль не более чем
фигового листа, вряд ли помогающего скрыть растерянность, нестыковки и
несогласованность действий различных госведомств Азербайджана. Понятно,
что сопредседатели не решились бы на подобное заявление, не получив
согласия лично от Ильхама Алиева. Таким образом, речь идет о дискредитации гарантий первого лица,
которого его верноподданные - в который уже раз - пытаются "выручить"
посредством неуклюжих и весьма неубедительных выкрутасов.
Можно предположить и другой вариант: ведущейся официальным Баку
примитивной игры. Не приходится сомневаться в том, что Алиев
действительно взял на себя обязательство не препятствовать полетам
армянских самолетов, получив взамен обещания, о которых широкая
общественность не знает. Однако, дабы оправдаться в глазах собственных
граждан, дал отмашку на публичное опровержение достигнутых соглашений.
Но на сей раз Алиев явно зашел слишком далеко, решив поиграть
авторитетом и репутацией сопредседателей. Фактически Брадтке,
Попов и Фар по вине официального Баку оказались в смешном положении,
будучи уличенными в "недопонимании" международного права.
Таким образом, хотя еще 3 дня назад показалось, что вопрос аэропорта
решен, на самом деле, как уже отметили наблюдатели, ситуация оказалась
загнана в весьма опасный тупик. Сопредседатели, пользуясь очень кстати
подвернувшимся отпуском, несомненно, не осудят Алиева и не потребуют от
него хотя бы соблюдения элементарных норм дипломатической этики. Еревану
и Степанакерту не оставлено места для отступления, и армянская сторона
вынуждена начать эксплуатацию аэропорта, причем президент РА должен
будет выполнить обещание и стать пассажиром первого рейса. Однако и в
Баку поставлены перед необходимостью "адекватно отреагировать" на
полеты, что в интерпретации "ястребов" означает открытый
террористический акт в условиях действия режима прекращения огня и в
отношении гражданского самолета.
Если Алиев решится на подобный шаг, это, конечно, будет стоить ему
очень многого, причем не только в аспекте карабахского вопроса. Дело
может не ограничиться международным признанием Республики Арцах,
принятием резолюции в Совбезе ООН и однозначными симпатиями мирового
сообщества к армянской стороне, а иметь далеко идущие внутренние
последствия. Понятно, что уничтожение гражданского самолета и
убийство десятков людей не тот фактор, который способен остановить
привыкший решать вопросы насильственным способом бакинский режим. Но
сможет ли сам Алиев без ущерба для собственной власти переварить
неизбежный после этого огромный международный резонанс?
Марина ГРИГОРЯН |