Противники Башара Асада распространяют множество провокационных
слухов относительно "алавитского режима”. Пожалуй, самые невинные штампы
и ярлыки в адрес алавитов — сектанты, демонопоклонники и... не
мусульмане. Пущенный радикальным салафитским шейхом Арауром лозунг
"Алавитов — в могилы!”, к сожалению, имеет немало сторонников в
сегодняшней Сирии, дорого расплачивающейся за "Арабскую весну”.
Отметим, востоковеды до сих пор не пришли к окончательному выводу
относительно происхождения алавитов, действительно признающих и Иисуса
Христа, и Деву Марию, но также считающих святой дочь пророка Мухаммеда.
Михаил
МАКОВЕЦКИЙ - не востоковед, он медик. Родился в Москве, как он пишет, в
семье офицера стратегической авиации Советской Армии. С 1990 года живет
в Израиле. Так вот, Маковецкий написал исследование, в котором
поддерживает одну из версий о происхождении алавитов. А именно: он
утверждает, что алавиты - потомки киликийских армян.
Алавиты
являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало
Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в
1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной
Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию,
которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее
время общая численность алавитов — более двух миллионов человек.
Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам — от
11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это
горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также
компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты
проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в
районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в
турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г.Мерсин). Есть несколько
тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на
принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с
Ливаном деревне).
В рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г.
существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два
бывших санджака — Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф,
Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176
тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживали
52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г.
Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936 г.
Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом
N 274 французских властей. Французы настояли на сохранении
административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии,
который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946
г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть
мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность
алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.),
а во-вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии,
что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом
Сирии. Это вызвало негодование суннитского большинства населения Сирии,
указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только
мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено
официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки
зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами.
Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют
Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в
дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют
христианские праздники (Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга
алавитов "Китаб аль-Маджму” содержит 16 сур и по форме является явным
подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный
исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных
культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в
переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят
христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам
которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси
(один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не
признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так
как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть
только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им
дорогу к власти. Вся сирийская элита, включая президента Асада —
алавиты.
...Процесс постепенного сближения алавитов с
шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими
подавляющее большинство шиитов в мире, был инициирован Хафезом Асадом и
продолжен его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях стали строить
мечети, алавитов побуждали к соблюдению поста рамадан и других
мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты
сопротивлялись как могли.
...А те армяне, которые сохранили свою
религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных
народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На
захваченных ими территориях арабы всегда принуждали покоренное население
переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на
арабский.
Но для того чтобы стать разными народами, вполне
достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке,
который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что
хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один
народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется
босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная
религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще
совсем недавно они между собой жестоко воевали.
Евреи и финикийцы —
это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же
язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют)
иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а
финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это
действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой,
обычно распадается.
Подготовила
Елена Шуваева-Петросян
http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=18283:2012-03-06-08-13-33&catid=8:2009-06-06-11-27-35