Четверг, 28.03.2024, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2010 » Декабрь » 7 » КАК КОТЕЛ СОСЕДА ПОРОДИЛ ДЕТЕНЫША, ИЛИ CКОЛЬКО ЛЕТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИИ
02:35
КАК КОТЕЛ СОСЕДА ПОРОДИЛ ДЕТЕНЫША, ИЛИ CКОЛЬКО ЛЕТ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НАЦИИ
  Выступление президента Армении перед журналистами в Горисе было крайне болезненно воспринято в соседней республике - среди прочего был затронут проблематичный вопрос азербайджанского идентитета.

Показательна в этом смысле пространная статья главы администрации президента Азербайджана академика Рамиза Мехтиева, опубликованная на страницах газеты "Бакинский рабочий" и очень напоминающая творения другого местного академика, покойного З.Буниятова - признанного основателя армянофобской публицистики в республике.

Главное отличие публикаций "буниятовского" жанра от обычной антиармянской макулатуры – в их кажущемся академизме. К тому же "макулатуристы" в основном - маргиналы, стремящиеся быть замеченными в верхах, а "буниятовцы"— элита, занимающая высокие позиции в социально-политической и академической иерархии республики. Неискушенного читателя произведения "буниятовцев" впечатляют внешней научной атрибутикой - ссылочным аппаратом (правда, с явными искажениями и часто "из третьих рук"), научной терминологией и слаженным текстом, в котором дежурный набор экспрессивных фраз усиливает псевдообъективный пафос.

По сути же эта категория текстов не выходит за рамки общей массы антиармянской стряпни: то же перевирание исторических фактов, искажение первоисточников, отсутствие таксономии и чёткой системы анализа, свойственное дилетантам, и проч., просто в более "рафинированной" подаче. Базовое отличие этих двух видов продукции азербайджанского интеллекта не в их сути, а в мотивах авторов и их направленности. Если творцами публикаций "макулатурного" типа в основном движут клиническая ненависть к армянам и устремление втиснуться в ряды элиты, то "буниятовский" жанр имеет четкую агитпроповскую природу и призван произвести впечатление на несведущего русскоязычного читателя. И это часто им удается - российское общественно-политическое поле, к сожалению, в большей степени подвержено восприятию ложных элементов азербайджанской пропаганды, чем западное.

Например, азербайджанским пропагандистам удалось настолько твёрдо внедрить в российское политическое сознание миф о наличии 35-40-миллионного "азербайджанского меньшинства" в Иране, что это клише стало неотъемлемой частью любой политической аналитики по региону, тогда как в северных провинциях этой страны живут не более 10 млн тюркофонов, по большей части двуязычных и имеющих четко выраженную иранскую идентичность. Относительно Армении, кроме прочего, азербайджанский агитпроп сейчас тиражирует очередной пустой миф об извечной неприязни армян к тюркам, хотя на протяжении веков, с момента проникновения тюркской стихии в Переднюю Азию, у армян с ней было не больше проблем, чем у остальных народов региона. Свидетельством тому - практически беспроблемные отношения Армении со всеми среднеазиатскими тюркскими республиками.

Западное научно-политическое сообщество защищено в этом смысле более четкими принципами академизма. Ни в одном уважаемом западном академическом центре не читают подобную "литературу". Врученные участникам любого форума образцы бакинских изданий, как правило, оседают в гостиничных номерах или оказываются в мусорных ящиках. В международном научном сообществе существуют почти канонические истины об Армении и армянской церкви, о Кавказской Албании, тюрках и этнодемографии региона, не подлежащие оспариванию даже в рамках сугубо научных дебатов, не говоря уже о писанине локальных авторов. Статья Мехтиева - показательный образец азербайджанской псевдоисторической мысли "буниятовской" формации. Приведем несколько "перлов" автора, демонстрирующих не столько его фальсификаторскую прыть, сколько ущербную логику и сомнительные знания проблематики. Пытаясь, например, опровергнуть факт Геноцида армян, Рамиз-мюаллим приводит следующий - на его взгляд сильный -аргумент: "О каком геноциде могут говорить армяне, если в то время даже этого слова не было?" Академик-философ и не подозревает об элементарной истине - первичности явлений по отношению к терминам; иначе говоря, сначала возникают явления, а уж потом – слова, их обозначающие. И то, что термин "геноцид" - относительно недавней чеканки, отнюдь не означает, что не существовало и явления массового истребления народов - просто оно выражалось описательно. Еще один любопытный пример: неся полную ахинею об албанской культуре, истребленной якобы армянской церковью, сей учёный политик утверждает: "Более ранние албанские надписи были стёрты после подчинения албанской церкви армянской по решению русского Синода в 1836 г."! Подобной фантасмагорией пестрит весь 20-страничный текст.

Игнорируя основополагающие гуманитарные понятия, Рамиз-мюаллим не видит разницы между "этносом", "нацией", "идентичностью" и т.д., утверждая, что отсутствие национальной идентичности столетие назад означало бы отсутствие предков у нынешних азербайджанцев. Исходя из этого действительно абсурдного аргумента, Мехтиев называет "абсурдным" озвученный президентом Армении тезис о том, что азербайджанская нация сформировалась в течение последнего столетия. Между тем любому профессионалу ясно, что до формирования мусаватской республики и применения к ней иранского хоронима "Азербайджан" говорить о нации вообще не приходится.

В период, предшествующий созданию нового государства - Азербайджан, и в период закономерно последовавшего за этим присвоения населявшими его группами конкретного этнонима - "азербайджанцы" (по стране обитания), тюркоязычное население Закавказья выступало под расплывчатыми определениями "тюрки", "кавказские татары", а чаще всего – просто "мусульмане".

Самосознание этих разнородных групп и племен было однозначно мусульманским, а точнее - шиитским. К тому же в качестве необходимого для проявления любой идентичности коррелята в оппозиции "свой/чужой" здесь выступали отнюдь не армяне, а турки-османы (сунниты), являвшиеся постоянным источником угрозы для закавказских шиитов (сегодня именуемых азербайджанцами) и совершившие не один акт агрессии и даже геноцида по отношению к ним. Фактически процесс консолидации закавказских шиитов-тюркофонов начался именно переименованием исторических областей Ширван и Арран в "Азербайджан" и появлением, таким образом, нового государственного образования на этом пространстве. До этого название "Азербайджан" никогда не применялось для обозначения территорий севернее Аракса.

Более того, процесс консолидации азербайджанцев в единую нацию, судя по всему, пока ещё не завершён – нет сегодня на Кавказе народа с более эфемерной идентичностью, чем азербайджанцы, разделённые на множество кланов с чёткими территориально-племенными характеристиками и самосознанием. Да и сам Мехтиев, судя по его тексту, испытывает серьезный дефицит идентичности. Несведущему читателю не ясно – считает ли он себя потомком албанцев-христиан, мидийцев, тюрок (турок) или, может, иранских азари? Рамиз-мюаллим подсознательно выступает в нескольких ипостасях одновременно. Так что его статья-порицание сама является наглядным подтверждением правоты слов армянского президента. Начало формирования азербайджанцев как народа (тем более - нации) и вправду нельзя отнести к периоду ранее первых десятилетий XX в. Ведь народ – это не просто соматическое существование этнических групп: тюркоязычное население действительно жило на Южном Кавказе до периода консолидации, появившись здесь, правда, намного позже, чем считает Мехтиев. Никто этого и не оспаривает. Речь идет о формировании народа (а впоследствии и нации) с конкретными атрибутами и названием, т.е. о категориях общественно-политических, а не биологических. Никто не лишает Мехтиева его биологических предков, как бы они ни звались и где бы ни обитали.

Завершим эти заметки выдержками из любопытной публикации под названием "Котел соседа породил детеныша", документально зафиксировавшей время рождения новой нации. Эта редакционная статья газеты "Джангал" (выходившей в Гиляне, Иран) от 7 февраля 1918 г. – своеобразный отклик-протест на наречение мусаватистами новообразованной республики севернее Аракса Азербайджаном, явно нацеленное на создание историко-политических предпосылок для будущей аннексии иранской провинции Азербайджан. Анонимный автор статьи – скорее всего уроженец именно этой иранской провинции, исконный азариец, т.е. тюркоязычный иранец, обеспокоенный "рождением" страны, узурпировавшей название родного края и представлявшей потенциальную угрозу территориальной целостности Ирана. Известно, что в джангалитском демократическом движении, в том числе в редколлегии его органа - газете "Джангал", было очень много иранских тюркофонов.

Написанная в ироничных тонах, статья обыгрывает сюжет известной восточной притчи. Однажды Молла Насреддин одалживает у соседа котел и возвращает с котелком внутри – якобы с новорожденным детёнышем. Сосед радостно принимает свой котел "с прибавлением". Спустя день Насреддин опять берет котел, но на сей раз не возвращает его вовсе, сообщив соседу о кончине котла. "То, что способно порождать, - говорит он, - однажды неминуемо умрет". По задумке автора, эта метафора отражает ситуацию на Южном Кавказе. Котел – иранская провинция Азербайджан, а его детёныш, присвоивший то же название,— мусаватская республика на севере. Насреддин же – правительство мусаватистов.

Далее автор поясняет: "Азербайджан – одна из важнейших частей тела Ирана,.. неотделимая часть страны,.. храм древних персов, одна из древнейших исконных провинций Ирана – породил сегодня ребенка... Котел породил детеныша. Мусават подарил нам существо, расширившее территорию нашего Азербайджана... Южные вилайеты Кавказа, у которых всегда были свои исконные имена,.. сегодня взяли себе название Азербайджан. Почему? С какой целью?.. Разыгрывают обыкновенный спектакль и нас побуждают принять в нем участие. Какая радость, какое счастье! Котел породил детеныша. Если, присваивая себе название "Азербайджан", наши мусульманские братья с Кавказа ставят целью присоединение этой территории к Ирану, то пусть так и скажут, что (Южный) Кавказ и есть часть Ирана. К чему эти игры!.. К сведению мусаватистов! Благочестивые братья! Желая обмануть нас, вы заблаговременно сообщаете, что котел породил детеныша, чтобы потом со временем оповестить о кончине самого котла".

Думается, комментарии излишни. Отмечу лишь, что иранцы всегда считали территорию нынешней Азербайджанской Республики историческим доменом Персии. Мусаватисты же для успокоения иранских патриотов поначалу активно распространяли слухи о дальнейшем присоединении Южного Кавказа к Ирану, хотя планировалось все с точностью до наоборот. А впрочем, это не важно. Главное - дата статьи: 1918, год рождения нового идентитета на Южном Кавказе!

Гарник АСАТРЯН, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой иранистики ЕГУ

Источник: Голос  Армении

Категория: Аналитика | Просмотров: 1023 | Добавил: ANA | Рейтинг: 0.0/0
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Декабрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz