В
каждом человеке заложена генетическая искра таланта, которая подчас
десятилетиями неизвестна ее носителю. Но вот что интересно: в годы
всенародных потрясений она обязательно возгорается, становится
всепожирающим душу пламенем. Для художника-каменотеса Рашида АРАКЕЛЯНА
землетрясение 88-го года и война в Карабахе стали новым отсчетом
времени.
Мудрый и добрый Рашид
Имя - это своеобразный код, в котором заложены жизненное
предназначение и ключ к пониманию личности. "Рашид" в переводе с
арабского означает "мудрый, добрый и справедливый". И арабы правы:
только мудрый человек может быть добрым и справедливым.
ТАКИМ ОН ЗАПОМНИЛСЯ РОДНЫМ, ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ. "В
те годы, когда другие были заняты решением своих личных дел и проблем
(читай: не только поисками жилья и обустройством быта, но и обогащением -
раскулачивали заводы и фабрики, приватизировали их за бесценок,
обворовывали людей и государство. - Ю.А.), он искренне старался быть
полезным людям. Благодаря своему безграничному бескорыстию он казался
человеком не от мира сего, был предельно земным и доступным всем", -
говорит о своем друге начальник управления марзпетарана Овсеп Симонян.
Жаль, он ушел из жизни рано, а ведь у него была сокровенная мечта:
Рашид хотел в Араратской долине установить трехметровый памятник и был
уверен, что это будет его лучшей работой. В последние годы своей жизни
он постоянно работал над эскизами этого хачкара.
С древнейших времен Ширак считался житницей Армении. Беженцы из
Западной Армении (не только армяне, но и других национальностей и
вероисповеданий), обосновавшиеся в Гюмри и ширакских селах, образовавшие
новые сельские поселения, обогатили регион своими традициями, обрядами,
своим отношением к труду и обществу, культурой земледелия и ремеслами.
Вот почему в старом Гюмри никакого значения не имело, кто ты по
национальности и вере: превыше всего ценились человеческие и трудовые
качества. Предки Рашида, основавшие село Мусаелян, были родом из Басена.
Так строители стали земледельцами: для армянина сажать хлеб и строить
дома - равнозначные понятия.
Генетическая искра таланта - это не абстракция, а конкретная
реальность. Прадед Арутюна был знатным кузнецом Гюмри, дед работал с
отцом до 30-летнего возраста, отец и сын Арутюн до землетрясения
работали инженерами. После землетрясения он достал проржавевшие
инструменты прадеда и приступил к работе, да так, что все ахнули:
изящные кресты над церковью в квартале "Ани" выкованы Арутюном.
ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИСКРА ТАЛАНТА ПРОБУДИЛАСЬ И В РАШИДЕ:
его далекие предки были строителями, а строители прошлого были не
просто укладчиками стен, а также зодчими и художниками-каменотесами.
Ровно через 10 месяцев после землетрясения, 7 октября 1989г., в
Мусаеляне состоялось открытие его первого хачкара "Память", освященного
Вазгеном Первым.
Пятиметровую глыбу камня друзья доставили в Мусаелян для Рашида в
июне 89-го: четыре месяца упорного труда - и "первая проба пера"
поразила знатоков своим изяществом и совершенством. Удивительное дело:
тогда же он начал писать стихи. Кстати, пишут стихи и другие скульпторы
Гюмри.
"Армянскими мастерами создано бесчисленное множество хачкаров, их
можно увидеть в самых невероятных уголках земного шара. Казалось,
сказать новое слово в данной сфере искусства невозможно, волей-неволей
приходится повторять художников-каменотесов прошлого, но работы Рашида
уникальны, они не стали повторением других хачкаров. Барельефы Рашида -
это очень серьезные работы", - говорит искусствовед Лаура Атанесян.
Глядя на одну из его работ, "Воспоминание", кажется, что сильные и
мускулистые пальцы вот-вот сомкнутся в кулак, чтобы защитить людей.
Оригинально и творческое решение основной идеи: в выемке над крестом
расположены три медных колокола, 7 декабря каждого года мусаелянские
мальчики били в колокола, их звон разносился над деревней
траурно-призывной мелодией... После смерти Рашида традиция оборвалась.
90-е годы стали для Рашида продолжительной "болдинской осенью":
хачкар "Птхаберутюн" ("Плодородие") установлен на горе Арагац на высоте
3200 м над уровнем моря, "Ерахтагитутюн" ("Признательность") у памятника
Андранику Зоравару, "Дпрутюн" ("Письменность") - у школы им.Байрона,
"Начало" - в Карабахе и т.д. И у каждого из этих хачкаров своя
интересная предыстория.
После взятия Шуши воодушевленный подвигом азатамартиков Рашид решил
ознаменовать это событие своим хачкаром "Начало", с очередной глыбой
камня едет в Арцах и буквально в течение 8 суток создает свой памятник.
"Хачкар "Начало" стал первым памятником в освобожденном ополченцами
Карабахе. Он, как нельзя лучше, раскрывает отношение Рашида к своему
народу. Мы все очень гордимся им..." Геворк Петросян (в 90-х годах он
был и.о.председателя Верховного Совета НКР, ныне - советник президента
НКР). Взятие Шуши, по мысли Рашида, - это всего лишь начало, грядут и
другие победы: орел на барельефе только что вернулся с полей и еще не
опустил свои крылья, явно готовясь к новому полету.
...Нет сегодня рядом с нами Мастера хачкаров, но его работы, подобно
свету погасшей звезды, притягивают к себе и заставляют задуматься.
Надо, но не там
Зверь, однажды вкусивший человеческой крови, никогда не
станет ручным. За истекшие столетия даже полудикие племена обрели некую
цивилизованность, а турки как были, так и остались варварами. Сегодня
они своей показной цивилизованностью могут обмануть только доверчивых
европейцев, но не армян, своих ближайших соседей и извечных жертв.
ГОВОРЯ О ГЕНОЦИДЕ, МЫ ПОЧЕМУ-ТО ОГРАНИЧИВАЕМСЯ 15-м ГОДОМ,
а ведь и до, и после этого черного года Османской империей
осуществлялась резня армян: вторжения турецких армий в 18-20-х годах уже
в Восточную Армению, массовые расстрелы мирных людей стали органическим
продолжением 15-го года...
10 мая 1918 года 10-тысячная армия Карабекира вторглась в
незащищенный Александропольский уезд, тогда были расстреляны 5086
жителей Ширака, 4660 были взяты в плен, пропавшими без вести считаются
483 человека. Среди убитых было немало и тех, кто в 15-м году бежал в
Ширак из Западной Армении.
Расстрелы производились в ущелье Гергер, названном с тех пор Джарди
дзором (Ущельем резни). Оно находится в 30 км от Гюмри, между селами
Джаджур и Лусахпюр. В 100 метрах от него проходит автострада Гюмри -
Ванадзор. Здесь, на обочине шоссейной дороги, в 60-х годах поставили
памятник "Три родника", посвященный жертвам 18-го года: у родника
останавливались автобусы и грузовики, пассажиры и водители пили вкусную
прохладную воду, подчас не зная того, что достаточно им пройти чуть
дальше, поворошить землю, как пред их взором предстанут скелеты людей.
Джарди дзор стал местом паломничества ширакцев с 24 апреля 1990 года,
после установления хачкара Рашида "Камк" ("Воля"). По замыслу автора в
основе хачкара - идеи веры и вечности, непобедимости национального духа:
зерна граната и крест - это символы народного единства и веры; листья и
подрезанные ветви - это древо жизни, тревожное наше время.
Известно, что памятники, имеющие художественную и историческую
ценность (в том числе и новые памятники) охраняются государством. В этом
году один из малоизвестных гюмрийцев, по-видимому, движимый чувством
патриотизма, на бетонном основании "Камка" установил хачкар, посвященный
подло убитому в Венгрии армянскому офицеру Гургену Маргаряну. Сделал он
это самовольно, без разрешения государственной службы охраны
историко-культурных заповедников и исторической среды при Министерстве
культуры РА.
Это всколыхнуло гюмрийскую общественность, общественный суд
был единодушен: и новый хачкар в Гергере имеет определенную
художественную ценность, память убитого офицера священна для каждого из
нас, но этому хачкару не место в Джарди дзоре...
Юрий АРУТЮНЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20355/culture/23984/
|