Суббота, 20.04.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2009 » Ноябрь » 19 » ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА (ч.II)
05:46
ХАРАКТЕР АРМЯНСКОГО НАРОДА (ч.II)
41. Горцы Армении придают исключительно большое значение родственным связям, с большим почитанием относятся к родителям и старшим вообще. Практически у каждого рода есть свой лидер, пользующийся среди ближней и дальней родни большим авторитетом (род в Армении - это объединенная общей фамилией или общим предком группа людей-родственников, в которую органично вливаются и жены-невестки). Возможно, именно эта, изначально неплохая, черта характера стала основанием для наблюдаемого среди них излишнего чинопочитания. Армянские горцы в основном привыкли к безропотному подчинению начальству: при исключительном героизме в борьбе и войнах с внешним врагом, у них неожиданно слабо развито гражданское мужество. Большая их часть является невоинствующими атеистами, и в конфликт с религией не вступает. Горцы имеют большую тягу и способность к учению: относительный их процент среди ученых армянского народа очень высок.

42. Горцы удивительно щедры, зачастую до расточительности. Гости у них пользуются особыми привилегиями. Любой из них может рассчитывать на радушный прием: ради гостя может быть заколот последний ягненок в хозяйстве, вынуты из закромов последние припасы на зиму. Обычно обильное угощение гостя нередко сопровождается властными обращениями к женской половине семьи с требованиями побогаче и побыстрее накрыть на стол. Однако подобное обращение с женой не должно вводить в заблуждение, ибо среди горцев влияние женщины в семье обычно значительно превосходит влияние и значение женщины среди жителей долин. Больше того, в горах Армении жены и, особенно, матери зачастую являются истинными хозяйками в семье. Можно даже сказать, что щедрость горца имеет непосредственную связь с гостеприимством именно женской половины семьи.

43. ЖИТЕЛИ долин Армении значительно менее консервативны, легче и больше подвержены веяниям нового, однако при этом они менее доверчивы по характеру. Жители долин менее вспыльчивы, нередко флегматичны. "Долинники" менее горцев способны на компромиссы, и при кажущейся необходимости зачастую отстаивают свою точку зрения до конца. В разговорах часто агрессивны, напористы и категоричны, в суждениях безапелляционны. При том, что долинники более, чем кто другой, страдали от набегов и нашествий, они невоинственны, и даже излишне миролюбивы по природе, но при необходимости легко и органично превращаются в прекрасных воинов. В сравнении с горцами жители долин отличаются большей религиозностью, стараются соблюдать религиозные праздники и обряды.

44. "Долинники" менее привержены род ственным связям, дальние родственники для них являются совершенно чужими людьми. Сравни тельно прижимисты, в том числе и при приеме гостей. Они более прагматичны в сравнении с горцами и гораздо более деловиты и пред приимчивы. Отличаются от горцев большим, просто фанатичным трудолюбием. Отношение к женщинам в долинах Армении нередко напоминают времена патриархального домостроя. Жители долин менее терпимы к представителям иных национальностей. "Долинники" легко меняют свои политические ориентации, по сравнению с горцами гораздо менее уважительно относятся к старшим и начальству. Почти у всех напрочь отсутствует привычное для Азии чинопочитание, больше того, иногда создается впечатление, что в начальство там стремятся люди, заранее обреченные на высмеивание и всеобщую неприязнь.

45. Современная армянская МОЛОДЕЖЬ нередко отличается безразборчивостью в поли тических пристрастиях, легкостью смены внутри и внешнеполитической ориентации. Присущий юношескому возрасту вообще максимализм особенно сильно развит у армянской молодежи, легко поддающейся влиянию различных течений в области моды, искусства, религии, этики, эстетики, языка общения... Армянская молодежь в массе своей тяготеет к учебе в вузах, хотя побудительной к тому причиной иногда является формула престижа "а чем мы хуже?" По этой причине стремление к учебе не всегда может означать стремление к знаниям. Главная и наиболее уважаемая наука - история, вне всякой зависимости от основного изучаемого предмета. Молодежь Армении сентиментальна, часто настроена на лирику: редко можно встретить молодого армянина, не пробующего силы в написании стихов.

46. Армянские юноши и девушки непрактичны, их редко волнует финансовая сторона дела, которым они занимаются в данное время. Работают увлеченно, но часто меняют пристрастия. Работа для молодежи является целью, а не средством. Занятый любимой работой молодой армянин нередко самоотстраняется от жизни, перестает интересоваться общественной жизнью, политикой, заработной платой. В работе он энергичен и инициативен, от него постоянно можно ожидать новых идей и находок. Молодой армянин является настоящей находкой для работодателя, неутомимый генератор открытий. На работе он не устает до тех пор, пока, как ему кажется, не достигнет высот в избранной профессии. Тогда он сникает: ему требуется новая область для применения знаний и энергии, и он легко меняет интересы. Это - романтичный идеалист, обо всем имеющий собственное суждение, но не пытающийся бороться за претворение в жизнь своих политических идей. Он уже удовлетворен любимой работой.

47. Молодежь Армении способна на скорые перемены во взглядах на жизнь, однако каждый раз новое быстро вытесняется еще более новым. При этом в глубинной своей сущности подавляющее большинство из них остается приверженцем и носителем истинно национальных традиций. Практически всегда, когда армянскому народу приходилось переживать нелегкие времена, именно в среде молодежи рождались силы, успешно отстаивающие национальную самобытность народа. При всей своей апатии и неразборчивости в политической ориентации, молодежь время от времени порождает в армянском народе националистические воззрения.
Армянская молодежь, вернее, его наиболее консервативная часть нередко выбирает для себя наиболее трудный путь в работе, искусстве, просто жизни. Во все периоды засилья армянской действительности инонациональной культурой и идеологией именно молодежь вставала в первые ряды защитников истинно национального. В этом случае она способна, стиснув зубы, до конца бороться за сохранение всего того, что принято называть национальной культурой.

48. ЖЕНЩИНЫ Армении являются наиболее консервативной частью народа. Пожалуй, лишь в выборе внутриполитических пристрастий армянки способны поддаться эмоциям, словесным и внешним эффектам. Традиционно армянки полноправные хозяйки лишь на кухне (в горах их права зачастую распространяются на всю семью). Это настоящие берегини и хранительницы семейного очага. Терпеливы, в массе своей безропотны, что, однако, вовсе не исключает завидного упорства при достижении поставленной цели. Исключительно трудолюбивы, чистоплотны. Обладают огромным энергетическим потенциалом: трудно определить, когда армянки спят, и спят ли они вообще.
Армянки отличаются и большой религиозностью. Можно утверждать, что именно женщины являются главной опорой Армянской Апостольской Церкви. Во всяком случае церковь всегда может иметь ввиду эту склонность к религии у армянок.

49. Вопреки распространенному мнению о женской болтливости, армянки крайне редко распространяются о своих семейных неурядицах. Будучи бесконечно преданными семье, они предпочитают справляться со своими проблемами без посторонней помощи. Снисходительны к нередко деспотичным выходкам супруга, но измены прощают трудно (если вообще способны простить). Любовь к детям у армянок зачастую принимает форму жертвенности и несравнимо превосходит любовь к родителям, мужу, и другим близким родственникам.
Армянки весьма склонны к компромиссам, легко соглашаются с собеседником, хотя подобная сговорчивость зачастую исходит от нежелания спорить. Зачем, если в итоге каждый останется при своем мнении? При этом армянки горды, зачастую до надменности. Взгляд незнакомой армянки практически невозможно поймать, она смотрит "сквозь" незнакомого*. Армянки чувствуют небо над головой (духовность) и землю под ногами (устои).
50. Природное сердоболие подавляющего большинства армянок автоматически превращает их в искренне сочувствующих оппозиции и непримиримых оппозиционерок к существующей власти. При этом армянки, как правило, избегают активной политической деятельности, хотя с уважениям относятся к женщинам-политикам. Это - пассивный электорат, но оппозиция всегда может рассчитывать на их голоса. Армянки голосуют не разумом, а сердцем, и опытный политик обязательно учитывает эту особенность их характера. Будучи достаточно терпимыми к представителям иной национальности, армянки крайне неохотно соглашаются породниться с ними.
Гостеприимны, любят щегольнуть умением вкусно готовить и, обязательно, красиво накрыть стол. Не похвалить приготовленный армянской хозяйкой обед - значит слегка обидеть ее, хотя еще большее удовольствие она получает от с аппетитом поедаемого приготовленного ею блюда. У каждой армянки свои кулинарные секреты, которыми она с удовольствием поделится с гостьей.

51. ГОРОДСКИЕ жители Армении менее консервативны, легче увлекаются новыми поли тическими, культурными и этическими (не религиозными!) веяниями, способны часто менять свое политическое мировоззрение, иногда, особенно на начальном этапе, вплоть до ущерба национальным интересам. Понятие "новое" для них практически является полным синонимом понятия "хорошее". Предприимчивы, но и трудолюбивы. Щедры до расточительности, но, как правило, в кругу своей семьи: горожане больше любит угощать дома, даже при больших неудобствах и затратах, чем в любом ресторане. Любят излагать националистические теории, однако при этом отличаются терпимостью к представителям иных национальностей.
Мужчины привязаны к своей семье, детям, любят похвастать их иногда мнимыми талантами. Женщины более спокойно переносят успехи детей, хотя их зачастую жертвенная преданность семье намного превосходит мужскую.

52. Горожане в Армении нередко страдают "всезнайством", что особенно проявляется в области истории, политики и литературы. Эти области науки горожанами Армении полностью "приватизированы" вне зависимости от того, какой профессиональной деятельностью они занимаются на самом деле. Каждый армянин - это одновременно историк, филолог, поэт и министр иностранных дел. В спорах горожане почти всегда предубеждены и бескомпромиссны, даже если приходится обсуждать малознакомую или даже совершенно незнакомую проблему. Суждения отличаются категоричностью и полной безапелляционностью.
Горожане-мужчины нередко страдают нарциссизмом. Однако они, как правило, галантны, уважительны по отношению к женщинам, хотя в собственной семье могут отличаться крайней нетерпимостью и деспотичностью. Женщины, как уже было отмечено, незнакомых мужчин "не замечают". В семье они управляют штурвалом домашнего корабля, стараясь делать это так, чтобы муж не замечал собственной роли ведомого. Перефразировав известное изречение, можно сказать, что армянки - это премьер-министры при конституционном монархе.

53. Горожане отличаются отсутствием прагматичности, никогда не преминут щегольнуть щедростью перед знакомыми, пусть даже в ущерб экономическим интересам собственной семьи. Тщательно скрывают от окружающих семейные и финансовые неурядицы. Широко известное по многочисленным анекдотам доходящее до транжирства гостеприимство армян, как правило, является искусственной бравадой с зачастую тяжелыми для семьи последствиями. Все лучшее гостю, - этот девиз не столько является отражением уважения к гостю, сколько помогает тешить самолюбие хозяина. Удивить гостя, поразить его обилием блюд на столе, - в этом, как нам кажется, отражается урбаноцентризм жителя армянских городов. Нередко горожанин-армянин (не армянка!) приберегает деликатесные яства на случай прихода гостя. Дни рождения, свадьбы и даже похороны часто выливаются в соревнование с неизвестным конкурентом: кто больше потратится, кто больше выставит закусок.

54. СЕЛЬЧАНЕ, напротив, глубоко практичны, и частенько любят всуе жаловаться на трудную жизнь. При этом сельские жители гостеприимны. Хлебосольны, искреннее желание накормить гостя может доходить до назойливости. По-детски, до наивности, бескорыстны. Снисходительны к другим, но исключительно строги к членам своей семьи. Предприимчивостью, сельчане, как правило, не отличаются. Трудолюбивы до самоотверженности, в особенности жители долинных деревень. Патриархальны, крайне неохотно воспринимают новое. В суждениях не агрессивны, однако в спорах, соглашаясь с оппонентом, нередко остаются при своем мнении. Зачастую безразличны к политике, однако крайне трудно меняют свои ориентиры. Уважение к приезжим, особенно горожанам, чрезмерное, нередко граничащее с почитанием. Исключительно общительны, предпочитают коллективную работу. Сентиментальны. Наиболее уважаемый жанр литературы - исторические романы, нередко воспринимаемые в качестве непререкаемого учебника истории.

55. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ разделяется на две категории: приемлющих и не приемлющих национальную самобытность народа. При этом обе части нередко доходят в своем мировоззрении до полного отрицания противоположного мнения.
Возникновению двух направлений народной мысли - западничества и национализма - объективно способствовали этнополитическое и географическое расположение Армении, вся история страны, равно как и христианское вероисповедание. По сути, это один из вечных вопросов армянского народа - какой ориентации придерживаться во внешней политике - следовательно, какой культуре отдать предпочтение? Споры между западниками и националистами в находящейся на перекрестке трех континентов и двух мировых религий Армении порой принимали ожесточенный характер. Рим или Персия, Греция или Персия, Византия или Персия, Аравия или Византия, Россия или Европа?

56. Ультрарадикальным западничеством отличаются некоторые представители интеллигенции армянского народа, как правило, весьма повер хностно знакомые с западной культурой и увлек шиеся ее внешними эффектами. Можно сказать, что в отрицании национальной самобытности народа проявляется провинциальное мышление некоторой части армянской интеллигенции, бездумно идолопоклонствующей перед малознакомым и стремящейся уйти, "освободиться" от азиатщины. Такое поклонение перед Западом приводит к смешению понятий: национальная самобытность отождествляется с отсталой культурой масс, в то время, как все европейское воспринимается как синоним современного. В Армении нередко можно услышать выражения "национальные танцы или песни, или музыка..." в оппозиции с понятием "современные танцы и т.д.", т.е. западными песнями, танцами, музыкой...

57. Данное явление в армянской национальной действительности наличествует давно, и именно по этой причине внедряемое коммунистическими идеологами советского периода в подкорковое сознание армянина мнение о незначительности армянской культуры попало на благодатную почву. Между тем, если армянину и пристало гордиться чем-нибудь в своей истории, то не в последнюю очередь именно культурой, выросшей до объема цивилизации. Армения - предтеча и цивили-зационный бастион Европы, однако современный армянин совершенно спокойно воспринимает историю собственного народа в разделе "Древняя история", в то время, как начальная история Европы изучается в разделе "Античная история". Объяснения вроде того, что слова "древний" и "античный" являются абсолютными кальками, ничего не значат, ибо в восприятии современного человека слово "античный" несет в себе семантичную нагрузку "чистый, возвышенный", в то время, как "древний" - это что-то покрытое пылью и подлежащее или преданное забвению. С другой стороны, Армения - это начало великой гуманистической культуры некочевнической Азии, и этот факт заслуживает более пристального изучения.

58. Бездумное отрицание необходимости сохранения национальной самобытности некоторой частью образованных армян однозначно указывает на культурную отсталость претендующего на звание интеллигента человека. Раболепствующее воспри ятие сложной и, вне всякого сомнения, богатой жизни Запада - это также отражение отсутствия у армян государственной мысли.
Армянская культура достойна гораздо большего уважения. На свете немного найдется народов, оставивших столь глубокий след в мировой культуре. Армянская архитектура стала объектом для подражания во многих странах Европы и Азии, армянская поэзия справедливо считается одной из богатейших в мире: музыка, язык, письмо... Лучшие представители армянской культуры и интеллигенции, опираясь на традиции национальной культуры, сумели обогатить культуру общемировую, и уже тем самым оказались куда ближе к Западу, как и ко всей мировой культуре, чем провинциальные армянские западники, слепо копирующие западный образ жизни.

59. Немалая часть армянской интеллигенции, однако, впадает в другую крайность, начисто от рицая возможность фузии в армянскую культуру элементов инонациональной цивилизации. Куль турологический изоляционизм подобного рода, по нашему мнению, также является признаком провинциального и сугубо националистического мышления и, естественно, никак не может способствовать органичному развитию армянской культуры. По большому счету само христианство является в Армении религией привнесенной, уже не говоря о многочисленных языковых заимствованиях. Армянский народ обладает мудростью многих тысяч лет, а армянская культура способна постоять сама за себя. Мы уже упоминали о развитом национальном иммунитете армян, и, считаем, народ сам способен отбросить все то, что не соответствует его духовному, этическому и эстетическому восприятию. Сказанное, конечно же, не должно быть воспринято как оправдание или, тем более, поощрение того радио֊ и телезасилья чужой культуры, которое сегодня армяне имеют несчастье наблюдать в нашей действительности.

60. Национальная армянская культура зиждется на мудрости Востока, бережно оберегающей национальную самобытность живущего в гармонии с окружающей средой народа. Восток -это сакральная территория, давшая начало жизни на земле, это место, где каждый может дружить с богами и царями, где жители общается с природой на "ты"... Восток - это возможность воспринимать мир во всем его ярко-красочном многоцветий, чувствовать полутона, умение дружить и надеяться на дружбу. Восток - это союз человека и природы, теплый запах земли и хлеба. С другой стороны - Запад - это удобство жизни, то самое удобство, которого армянам недоставало всегда. Запад - это предприимчивость и деловитость, где во главу любой идеи поставлен бог по имени доллар (марка, фунт, франк...). Западная модель жизни привнесла с собой в армянскую среду элементы опирающейся на первобытные инстинкты нивелированной культуры, культивируемого на Западе образа жизни. Для духовности в этой культуре места нет.
В современном армянине уживаются восточная созерцательность и западная деловитость, вернее будет сказать, что армянин - это полномочный представитель Востока на Западе и проводник западных идей на Востоке.

61. ОСТАЛЬНЫЕ субменталитеты армянского народа: мелкие и крупные торговые деятели, ремесленники, предприниматели, банковские служащие и служащие государственных учреждений; социальные и профессиональные группы, на наш взгляд, не имеют решающей роли в характере армянского народа. Они растворены в общей массе народа и, в основном, примыкают к уже описанным группам. При этом, однако, следует учесть все более возрастающее влияние на менталитет народа зарождающегося класса армянской военной элиты, сумевшей сконцентрировать лучшие черты народа: героизм и жертвенную любовь к родине. Эти качества армянской армии, даже с рецидивами советских времен, сумели по достоинству оценить в народе. С другой стороны, немалое значение возымел и уже зародившийся класс постсоветских предпринимателей, деятельность которых все больше напоминает времена освоения американцами дикого Запада.

Армянский национальный менталитет

62. Типичному армянскому характеру присущи бесконечная наивность, удивительная простота, абсолютная бесхитростность. Армянин, вопреки распространенному мнению, искренен и наивен настолько, что, как тонко заметил Дереник Демирчян, многим за этой искренностью и наивностью чудится неискренность и глубокомыслие*. В армянине есть свой, в корне отличный от западного, национальный демократизм: стремление к спасению всем народом. Корнями своими армянский характер погружен в гордую стихию язычества, в то время, как христианская крона его упоена своей страдальческой судьбой. Это характер кающийся, отказывающийся грешить и опускаться до низменного, однако, раз согрешив, способный предаться этому без остатка, опуститься до самого дна человеческого общежития.
____________________ 
* Д. Демирчян, Указанное сочинение.
____________________ 

63. Благородство армянского характера требует глубоких и осторожных раскопок: тип совершенного армянина не способен показать себя в удачном ракурсе, с выгодной стороны. Армянин силен тогда, когда не играет на "сцене" жизни, или когда "играет" самого себя. В этом случае за бра вадой, гонором, жестом нетрудно разглядеть присущую типичному армянину натужно преодолеваемую природную застенчивость, стремление преподнести себя в глазах окружающих "современным" человеком. Армянин, особенно в инонациональной среде, нередко стесняется собственного благородства, сдерживает порывы чувств. В подобном поведении, по нашему мнению, отражается исторически искаженное представление о чужестранцах, практически всегда появлявшихся в Армении в качестве не стесняющего себя проблемами этики завоевателя.

64. В типичном армянине легко угадывается способность к фатальной жертвенности, терпению и смирению, в нем всегда живет пафос страданий. Армянин приходит к победе через собственную смерть. Он любит песни, пляски, народные гулянья, но веселье его непременно носит оттенок грусти. Армянин горд своим смирением, однако он желает, чтобы весь окружающий его мир знал о его смирении и жертвенности. Ему нужны зрители, публика, пусть даже не сочувствующая. Путь на Голгофу должен проходить сквозь по возможности большее скопление людей. Это христианин. Он искренне любит и лелеет свои страдания, выставляет на всеобщее обозрение действительно многочисленные язвы и раны на своем теле. С достойной сожаления настойчивой последовательностью культивируется у армян синдром народа-страстотерпца. "Много страдальный" - вот наиболее расхожий эпитет, употребляемый армянами об армянах же.

65. Армянин безмерно любит собственную историю, беспрестанно перечитывает ее, особенно пристальное внимание уделяя наиболее страшным страницам национальных бедствий. Он упивается трагедиями и катастрофами, выпавшими на его долю, не переставая гордиться тем, что ему все же удалось выжить. Он лелеет свою судьбу словно мать, болезненно обеспокоенная здоровьем нормального и крепкого ребенка. Редкое армянское застолье не превращается в около- или псевдонаучные споры по истории народа. Споры, в итоге которых каждый остается при своем мнении. Ложный, незрелый патриотизм заставляет армянина преувеличивать выпавшие на долю народа страдания, многократно превышать количество жертв при тех или иных катастрофах. В душе армянина постоянное ожидание конца света, хотя он безмерно жаждет царствия Христова на земле.

66. Но армянин еще и язычник. Это настоящий потомок Гайка, родитель Ваагна и Торк Ангеха. В нем сконцентрированы природные стихии земли и неба, воды и огня. Энергетический потенциал его огромен и непредсказуем, подобно вулкану он способен на выброс огромной и неконтролируемой энергии. Размеренная и спокойная жизнь армянина способна взорваться в одночасье, ему не требуется времени на раскачку. Отсутствие внимания и пренебрежение к его проблемам приводит армянина в исступление, воодушевляет на борьбу; он забывает о своих страданиях, язвах и ранах и стремится добиться намеченной цели любым путем. Протуберанцы выброса энергии армянского народа не раз приводили в трепет многочисленных врагов. Армянин горд и самолюбив, наличие публики, свидетелей превращает его в героя. Это своеобразный человек престижа, способный терпеть как угодно долго, но лишь до тех пор, пока не задеты его национальные гордость и самолюбие.

67. Душа армянского народа поэтична: стихи пишет практически каждый армянин. Поэзию в Армении боготворят везде: и в лавке мелкого торговца и в доме интеллигента. Армянину действительно есть что предъявить миру из своего поэтического наследия. Пожалуйста, произведения поистине мирового значения, начиная с античных времен до наших дней, от "Рождения Ваагна" до Паруйра Севака. Мало у какого народа поэты пользуются столь всенародной любовью. "Книга скорбных песнопений" Григора Нарекаци уже ровно тысячу лет кладется в изголовье больного в качестве главного лечебного снадобья. Однако у армян практически нет ни одного серьезного произведения в прозе. Поэтический характер армянина предполагает выброс чувств, но не тщательно-скрупулезный и долговременный анализ жизни. Он ֊лирик, человек эмоциональный, живущий сиюминутными заботами, пытающийся оседлать не век, не год, не день даже,
а мгновение.

68. Любовь армянина к книге поистине беспрецедентна. Вряд ли найдется на свете еще народ, со столь трепетным отношением к книге. Это любовь творца, любовь родителя к своему единственному чаду. Армянские историки, простые переписчики книг всегда были окружены всенародным почитанием. Книги были почти в каждой средневековой армянской семье, и не имело никакого значения, умеют ли в этой семье читать. Во времена всенародных бедствий армяне в первую очередь старались спасти из всего своего имущества именно книги. Праздник переводчиков, день почитания памяти творцов армянского алфавита Месропа Маштоца и Саака Партева и их первых учеников, родился в глубинах благодарного народного сознания и лишь затем был канонизирован церковью.
"...Загнанные на смерть в пустыню Дер эль-Зор армянские женщины и дети умирали... У одной лежащей группы мать пальцем на песке выводила своему ребенку армянский алфавит и вместе с ним произносила его звуки... каждый раз вновь, когда ветер сдувал написанное"*.
____________________ 
* Интервью Лоуренса Аравийского в Париже, 1919 г. Опубликовано в 1931 году в журнале "Outlook and Independent", "Эти невозможные армяне".
____________________ 

69. Необычайное стремление армян к образованию давно замечено и иногда объясняется стремлением представителей народа к полному раскрытию индивидуальных свойств. Наместник царя на Кавказе граф Воронцов-Дашков в опубликованной* докладной записке на имя императора писал: "...как только экономическое положение улучшается, они, ясно сознавая пользу образования, открывают школы и... вносят деньги на их содержание почти безнедоимочно. Армяне охотно посылают детей в школы, а при возможности отдают в гимназии и отправляют в университет. Среди туземного кавказского населения они особо отличаются стремлением к образованию".
____________________ 
* Обзор Эриванской губернии за 1986 год.
____________________ 

Оставим в стороне мистику, забудем про удивительные свойства солнечного ультрафиолета в армянских горах и подземные вулканы, беспрестанно излучающие жизненную энергию. Стремление к образованию, а затем, после многих грамотных поколений, и удивительная восприимчивость к нему - это настоятельная жизненная необходимость, один из факторов выживания и самосохранения. Грамота является единственным богатством армянской семьи, на которое враг не сможет покуситься.

70. Многочисленным завоевателям Армении была хороша известна любовь армянского народа к книге и образованию. Армянские книги запрещались, они сжигались и рвались. Неграмотные тюркские и монгольские захватчики инстинктивно чувствовали, какое огромное духовное значение имеют для армян книги. Они ясно осознавали, что в Армении книги являются воинами не менее страшными, чем те простые крестьяне, в чьих домах они хранятся. Хромой Тимур (Тамерлан), например, играя на этом чувстве армян, обогащал свою казну. Он брал в плен армянские книги и возвращал их в обмен на значительный выкуп, выкачав таким образом из Армении несметные богатства. "Книга попала в плен", "книга вызволена из плена" - эти выражения, насколько нам известно, существуют лишь в армянском языке. Деньги на вызволение из плена книг собирались всем народом.
Не меньше страха внушали различным завоевателям и грамотные армяне: так в Западной Армении турецкие оккупанты веками запрещали армянские школы, - в Восточной Армении, уже в начале двадцатого века, подобную же политику запрета армянских школ пыталась претворить царская Россия.

71. Армянин с головой, без остатка окунается в любое начинание, имеющее внешне заманчивую оболочку. Это народ-революционер, с тем лишь отличием от общепринятого значения этого слова, что направленность силы его, разрушительной или созидательной, спроецирована на самого себя. Армянский народ первым в мире провозгласил христианство государственной религией, одним из первых породил различного вида ересь, армянские большевики искренне уверовали в бредовые идеи коммунокосмополитизма... Уже в наше время армяне первыми подключились к горбачевской перестройке... Начавшаяся в классической форме национально-освободительная борьба армян чуть ли не сразу выродилась (во всяком случае, в среде псевдоинтеллигентов) в химерическую борьбу за либерал-демократические права человека. Но революционизм армянина заканчивается там, где начинается опасность для национальных устоев или культуры. В этом случае армянин органично трансформируется в консерватора. Приняв христианство, армянин превратился в самого последовательного защитника той его формы, которую проповедовал сам Христос. Армяне - монофизиты и признают в Христе только Бога.

72. Наивная эмоциональная армянская поэтичность не допускает рассудительности, армянин, как правило, не стремится заглядывать в будущее. Армянские политики, плоть от плоти народа, в большинстве своем не способны планировать политическую деятельность на много времени вперед, учитывать долговременные интересы государства, строить работу с учетом возможных региональных и мировых геополитических изменений. С армянином легче договариваться, чем воевать, Сочетание идеального воина и слабого, недальновидного политика нередко приводит армянский народ к сдаче путем переговоров позиций, завоеванных на поле брани ценой огромных усилий и концентрации всех духовных и физических сил нации. "Поразительно несоответствие проявляемых героических усилий с многократно превосходящими силами противников и тех убогих результатов, которыми довольствовались "вожди"
нации"*.
____________________ 
* И. Мурадян, С. Манукян, "Третий путь" евразийских наций и ирано-шиитская революция. Ереван, 1997.
____________________ 

73. Огромное влияние на характер армянина оказали география и история страны. Подобно горным хребтам душа его возвышенна, и подобно горам же изранена, изборождена душа его. Армянин не мыслит бескрайними просторами русского человека, душа его стиснута горами, вследствие чего в нем наблюдается постоянная готовность к полной мобилизации духовных и физических сил. Эта особенность армянского народа, нарушая теорию Л. Гумилева, приводит к постоянному наличию в нем достаточного количества пассионариев для поддержания высокого энергетического потенциала нации. Здесь, пожалуй, уместны и повышенное ультрафиолетовое излучение, и подземные вулканы, и многие другие признаки сакральности Армянского нагорья. В истинном армянине со счастливой и удивительной гармоничностью сочетаются абсолютная жертвенность и неистовое, бесшабашное мужество. Подобное сочетание "горючей смеси" с удивительной постоянностью порождает воина, способного на самые героические свершения.

74. У армянина отсутствует присущая русскому человеку надежда на авось, он постоянно в напряжении, вечно в действии. Ему некуда отступать: границы его обитания ограничены. Он обязан быть в вечной готовности к борьбе. Борьба - привычная стихия армянина, сущность его бытия, он отдается борьбе с присущей ему страстью горячего и темпераментного южанина, полностью и без остатка. Он борется против внешних вызовов как природного и климатического характеров, так и этнического, благо, у армянина никогда не было недостатка во врагах. Однако деятельная и активная борьба армянина носит исключительно оборонительный характер, сам он не способен к агрессии, душа его не приемлет насилия. Его жизненная энергия гуманитарно-пацифистского толка. Он не завоеватель, исторически ему не для чего было завоевывать: у армянина всегда была родина, но не было собственного национально-государственного образования, нуждающегося в расширении пространства.

75. У типичного армянина нет наблюдаемого, например, у иранцев обожествления государства. Армянин никогда, даже в наши дни, когда у всего народа царит воодушевление от сознания восстановленного государства, не скажет "мое государство". Он пользуется термином "республика" (Анрапетуцюн - Հանրապետություն), при этом первая часть слова, конечно, на инстиктивном уровне, используется в значении микро, маленький (арм. манра - մանրա). Он - не государственник, все его помыслы направлены не на укрепление государства, а на ублажение земли. Армянские герои - страдальцы, погибающие за правое дело, что традиционно воспринимается как защита народа и церкви от насилия. Родившийся в Армении и в среде армян лозунг - "Кто погибнет, тот предатель" - так и не смог актуализироваться в армянской действительности. Армянин просто не мыслит государственными категория: защита отечества отождествляется у него с обязательно жертвенной защитой народа, очага, священных храмов... Он привязан к родной земле, но эта привязанность зачастую, превосходит преданность к своему государству у других народов.

76. Пословица "где хлеб, там и живи" (Որտեղ հաց՝ այնտեղ կաց), ныне толкуемая в значении "живи там, где сытная жизнь", вне всякого сомнения, первоначально имела другой смысл: "живи там, где (взращенный тобой) хлеб". Императивный характер пословицы не позволяет трактовать ее в качестве совета выбирать для жизни хлебное место. Напротив, та же самая императивность весьма понятна и уместна при призыве к патриотизму. Представляется, что подобная трансформация семантики пословицы в народной этимологии стала возможной в условиях порабощенной тюркскими племенами Армении и отражает условия жизни армянского народа тех времен. Безусловно, новая трактовка пословицы отражала мышление той части населения, которая действительно считала воз можным поиски безопасного или удобного места для жительства. Но и тогда речь в пословице, как нам кажется, шла исключительно об армянской земле. Подтверждением тому является постоянная (если не сказать, вечная) циркуляция большинства армянских беженцев на территории Армянского нагорья.

77. Один из основоположников научной этно графии, немецкий ученый Ф. Ратцель, побывавший в конце XIX века в Армении, отметил, что "армянам, в отличие от грузин, свойственно накопительство"*. Ученый заметил верно: в характере армянина действительно заметна тяга к накопительству. Стремление к накопительству - это следствие влияния двух агрессивных слагаемых: внешней среды и воинствующих соседей. "Климатические условия Армянского Нагорья способствовали акцентации накопительского свойства в характерах людей. Перепад сезонных температур приближается к 80 градусам по Цельсию... Поэтому теплое лето в преддверии данности холодной зимы не оставляет людям иных вариантов, как по особому интенсивно трудиться и копить продукты к зиме"**.
____________________ 
* Ф. Ратцель, Народоведение. Том 1. Санкт- Петербург, 1902.
** Р. Баренц, Геополитика. Взгляд изнутри. Ереван, 1999.
____________________ 

Р. Баренц, кстати, справедливо считает, что ставшее возможным вследствие наличия прибавочного продукта накопительство послужило одной из основных причин прекращения кочевого образа жизни и перехода к оседлому. С другой стороны, накопительство обеспечивало возможность выживания и при набегах инородцев и связанного с этим вынужденного укрывательства мирного, невою
Просмотров: 7831 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/4
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz