Амшен,
hемшин, hомшеци, hамшенци,hемшинли, hамшенци, хемшилы амшенцы, или, как
сейчас модно говорить, «haмшенаhaeр» — сколько одинаковых по смыслу
слов, связанных с историей и судьбой маленькой, но очень колоритной
части древней армянской цивилизации.… Речь в этой статье коснется именно
исламизированной части этой удивительной этнографической группы.
Это
люди не вписываются не ни в какие логические армянские рамки. По
идее, они уже давно должны были исчезнуть с горизонта истории, и все,
что от них должно было остаться, — это скудные сведения, разбросанные по
армянским архивам от Матенадарана до Иерусалима. Они должны были
повторить участь огромного числа коренных жителей Западной Армении:
просто стать генетическим материалом для новых жителей современной
Турции. Да, многие наши соотечественники сумели не только спастись, но
и сохранить свою идентичность. Но какой процент армян просто испарился
за последние несколько веков, в процессе ассимиляции? Ни один эксперт не
сможет дать ответ.
Последний
век Западную Армению, особенно в Советском Союзе, было принято
воспринимать как армянское кладбище, и вдруг из разных источников
начинает поступать различная информация, и выясняется, что, оказывается,
и сегодня армяне проживают на своей родине. Почти в каждом крупном
населенном пункте Западной части нашей Родины есть места, где либо есть
пара армянских семей, (где-то их меньше, а где-то и значительно больше),
либо семьи, у которых мать или отец , бабушка или дедушка, армяне. Есть
и отдельные яркие личности, которые, находясь в, мягко говоря,
недоброжелательной атмосфере, начинают открыто изучать свои корни,
восстанавливать и продвигать свою культуру. И делать это не в Ереване,
Москве или Лос-Анджелесе, а в городах Турции.
И
вдруг широкая общественность узнает, что есть еще и другая группа
носителей древнего наследия армянской цивилизации, которая пострадала
гораздо раньше. Причем, группа многочисленная, имеющая десятки
населенных пунктов, составляющая значительный процент в некоторых
городах. Группа, которая сохранила древнейшую форму армянского языка, —
без школ, без библиотек, без книг, несмотря на жестокий запрет властей
вообще говорить на родном языке. Группа, исповедующая Ислам, имеющая
свои обособленные традиции и менталитет.
В
последнее время про них начала много говорить армянская общественность.
Люди, чтящие наследие своей цивилизации, стараются изучать и узнавать
как можно больше про этих людей, но, к сожалению, часто сталкиваются с
дезинформацией, которой сейчас так много летает по пространству
Интернета. Почему эти люди вызывают такой интерес у армянской
общественности? Ответ прост: это – самая многочисленная армянская
этнографическая группа, которая по сей день проживает в Турции, группа,
которая, несмотря на изоляцию, на тяжелейшие удары судьбы, сделала все,
чтобы не потерять свою самобытность, сохранить свою уникальную культуру.
И на интересные заявления отдельных армянских чиновников, — «У нас в
ста странах мира живут армяне, не нужно зацикливаться на хемшилах» —
остается ответить: во-первых, про них не говорили несколько сотен лет, и
то, что сейчас отдельные энтузиасты начали про них говорить, это
справедливо. Во-вторых, им уделяется далеко не то внимания внимание,
которого они заслуживают, и которое должно было быть уделено со стороны
некоторых структур. Видимо, некоторые деятели, привыкли говорить о
своем наследии, о своем народе в Западной Армении в прошедшем времени, и
то, что хемшилы не подходят под слово «были», а подходят под слово
«есть», еще не всеми осознано.
Охарактеризовать
или описать хемшил очень трудно. За столетия изоляции хемшилы сами
распределились на несколько групп, с общим самосознанием, но с
некоторыми различиями — иногда незначительными, а иногда очень даже
ощутимыми.
Хемшил
стоит поделить на несколько групп. Первая — это западная (проживающая в
историческом Амшене), не говорящая, благодаря своевременной «заботе»
османских властей, на родном языке. Вторая, это — восточная группа, или
группа хопа-хемшил, проживающая в округе и в самом городке Хопа, на
границе между Турцией и Грузией. Данная группа сохранила свой родной
диалект, ценой переселения из родных краев. Третья группа исходит из тех
же переселенцев из Амшена, которые поселились еще восточнее, в Аджарии,
и после деления советско-турецкой границы оказавшиеся в СССР. Во время
репрессий и депортаций различных народов в Среднюю Азию, хемшилы Аджарии
так же были переселены. Цена этого «переселения», когда людям дали на
сборы 24 часа и поместили в грузовые вагоны, — гибель значительной части
депортированных от голода и болезней, истощения и антисанитарии.
Депортация
в Среднюю Азию, в пустынные районы на юге Казахстана и Киргизии, стала
для людей вторым, а для некоторых и третьим переселением за короткий
отрывок истории. Началась новая жизнь, люди должны были опять начинать
опять все сначала. Привыкшие ни на кого не надеяться, люди стали
обустраиваться буквально на пустом месте. Хотя при этом никто не терял
надежды, что им позволят вернуться в свои дома на берега родного Черного
моря. Было много попыток, когда люди на свой страх и риск ездили в
Аджарию, пытаясь вернуть свою собственность, свои дома или просто хотя
бы поселиться рядом, не претендуя на свое имущество. Каждую из таких
попыток власти упорно пресекали. Была робкая попытка некоторых из
старейшин хемшильской общины попробовать переселиться в Армению, но, к
сожалению, и здесь по непонятным причинам был получен отказ со стороны
советского руководства. Не считая усилий нескольких энтузиастов из
Армении и Сочи, одним из которых был Сергей Варданян — главный редактор
газеты «Голос Амшена», никаких связей между Арменией и хемшильской
общиной не было.
Союз
рухнул, — начались новые испытания: нестабильная ситуация в Средней
Азии, то кровавые столкновения между турками и узбеками, то события в
Киргизии, эпицентром которых всегда становился юг страны, регион
проживания хемшил. Для многих стало очевидно: настало время уезжать.
Несмотря на приглашения родственников из Хопы переселяться именно туда,
люди крайне редко выбирали Турцию, большинство уехало в Россию: в
Воронежскую и Ростовскую области, и Краснодарский край. Важная
особенность хемшил: куда бы они не переезжали, они стараются селиться
вместе. Так же получилось и в начале 90-ых годов: первые переселенцы в
России, как только чуть чуть-чуть обустраивались, начинали помогать
переезжать своим родственникам, друзьям, знакомым, и даже малознакомым
людям. Так вышло, что из Киргизии за последние 20 лет выехала основная
часть общины; из Казахстана уезжают реже.
Интересный
факт, который отметила Ассоциация амшенских армян при посещении
Киргизии и Казахстана: родители, по мере возможностей, уделяют большое
внимание образованию своих детей, стараются отдавать их в высшие учебные
заведения, и, (что редко для других местных народов), при возможности
высшее образование получают так же и девушки.
Другой
интересный факт, на который было обращено наше внимание: когда люди
только оказались в Средней Азии вместе с их соседями лазами (родственный
мегрелам мусульманский народ), местные люди встречали их как турок, для
них хемшилы и лазы были равны туркам. Раз знают турецкий, да еще
мусульмане из Турции, значит – турки. Но хемшилы с таким упорством в
течение долгого времени настаивали на том, что они вовсе не турки, что
сегодня жители городков со значительным хемшильским населением никогда
не назовут хемшил турками. В то же время лазов все считают турками, да и
сами лазы к этому относятся положительно. Стоит отметить удивительно
дружественную атмосферу, в которой живут хемшилы: они не просто
соотечественники, они – настоящая семья, которая живет как единый
организм. С общими проблемами, общими вызовами и общей дорогой вперед.
Ближайшие
родственники «советских» хемшил живут в живописном местечке района
Хопа. Городок находится в нескольких километрах от границы Турции с
грузинской Аджарией. В городе, почти 40 % населения которого составляют
хемшилы, остальная часть, в основном, лазы - давние соседи хемшил. Хопа
знаменита на всю Турцию своими социалистическими и коммунистическими
взглядами, здесь витает дух Ленина, Маркса, Троцкого и других героев
этого города.
Религиозные
мусульманские объединения среди местного населения так и не нашли
большого числа сторонников, особенно среди молодежи. Хемшилам Хопы
гораздо важнее идеи всемирной революции, а из праздников — День труда.
Первый в Турции коммунист-мэр был хемшилом из Хопы — Йылмаз Топалоглу.
Интересно, что хемшилы Хопы нашли свое утешение именно в идеях
коммунизма, причем, очень своеобразного, именно своего местного
народного коммунизма. Родственники по эту сторону границы оказались
больше религиозными мусульманами, чем хемшилы Хопы. Старшее поколение
еще помнит рассказы своих родителей о том, что когда они спускались из
своих селений к морю, их оскорбительно называли «эрмени» (армяне), не
считали настоящими мусульманами и вообще не сильно доверяли. Все это
сильно повлияло на психологию людей, поэтому большая часть со временем
либо превратилась в ярых коммунистов, которым ближе атеизм, чем
религиозные догмы, либо в турецких националистов, которые болезненно
воспринимают армянскую тематику.
Естественно,
за последние несколько сотен лет турецкие власти сделали все, чтобы
хемшилы превратились в черноморских турок. Но не всегда все бывает так,
как хочется, и даже школьные программы, давление, пропаганда и «научные»
книги о турецком происхождении, не смогли до конца стереть в людях
память. Наверное, упрямство и свободолюбие у хемшил в крови. Но вопрос
самоидентификации у хемшил стал очень сложным и запутанным. Каждый
человек, каждая семья подходит к этому вопросу по-своему, многие еще не
определились по сей день. Есть такие, которые готовы доказывать всем,
что они турки, другие скажут, что они и не турки, и не армяне, а просто
хемшилы, еще одна часть признает, что они бывшие армяне, но сейчас они
хемшилы, однако есть и такая часть самых прогрессивно мыслящих людей,
которые открыто называют себя армянами. Стоит сказать, что назвать себя
армянином в Турции, когда есть возможность этого не делать и жить
спокойно, для многих кажется сумасшествием, так как тем самым
автоматически навлекается опасность на себя и на свою семью. Особенно
это касается региона, где проживают хемшилы. Этих людей по праву можно
назвать смельчаками, героями, отчаянными — как угодно, и все это будет
правдой.
Яркие
люди делают в этом направлении самостоятельные шаги, и открывают двери,
ведущие к собственной истории. Такие, как 36-летний знаменитый режиссер
Озджан Альпер, выходец из маленького села поблизости от Хопы, сейчас
популярный режиссер не только в Турции, но и в Европе. О. Альпер давно
сделал свой выбор, назвав себя армянином, тем самым усложнив себе работу
и жизнь. Женился на племяннице Гранта Динка, Лусин Динк. За свою работу
Альпер привлекался к турецкому суду, за то, что посмел снять первый в
истории короткометражный фильм на родном языке.
Во
многих своих фильмах Альпер смело поднимает и пропагандирует родную
культуру, затрагивает тонкую грань взаимоотношений хемшилов с другими
армянами. К фильмам с национальным намеком относится «Осень» («Ашун») —
про хемшила, отсидевшего в турецкой тюрьме за коммунистические идеи.
Этот фильм Альпер с большой радостью привез в Ереван в 2009 году на
фестиваль «Золотой Абрикос». Картина была встречена жюри с восторгом, но
из-за протеста знаменитой армянской актрисы, мол, «недопустимо турку
вручать награду» — премию получил другой режиссер. Однако председатель
жюри, японский режиссер Кохей Огури, не отступился от своих принципов, и
вручил новый специальный приз от председателя жюри.
Судьба
хемшил, их прошлое и настоящее, это – долгая и сложная история, которая
продолжается и в наши дни, показывает трагичную судьбу армянской
цивилизации в миниатюре. Помнится, на вопрос казаха водителя, — а кто вы
по национальности? —молодой симпатичный парень-хемшил, немного подумав,
грустно ответил: «Кто его знает, кто мы..?»
Но,
несмотря на все проблемы, с уверенностью можно сказать, что, пережив
столько несчастий и ударов, во многих из которых виноваты мы сами, у нас
все еще впереди. Не стоит осуждать хемшил из-за религии, или навязывать
им свое мнение, — нужно научиться принимать их такими, какими они есть.
С радостью хочется подчеркнуть, что, находясь в обществе хемшил, мы
ощущаем себя среди своего родного народа, иногда чувствуя у них большую
связь с Родиной, чем у многих других соотечественников .
Стоит
отметить, что, благодаря поддержке Левона Айрапетяна и высшего
руководства Нагорного Карабаха, скоро может открыться новая страница
истории, — история долгожданной репатриации желающих этого хемшил в
Нагорный Карабах. Неважно, будет это десять, двадцать, сто или пятьсот
человек. Важно другое, — что это будет историческим событием, которое
смело можно будет считать как одно из главных событий за эпоху
независимости Армении.
Ассоциация амшенских армян, Специально для Voskanapat.info
http://voskanapat.info/news/khemshily_vchera_i_segodnja/2012-02-21-2065
|