О новом международном аэропорте в Степанакерте сказано уже достаточно. Главное — его уже построили, обеспечили современной навигационной техникой и специальным оборудованием, и в скором времени он примет первых своих пассажиров. Это так же не подлежит обсуждению, как и тот факт, что в один прекрасный день независимость Нагорно-Карабахской Республики вынуждены будут признать во всем мире. Ну не признают ее, конечно, Азербайджан с Турцией. Там по-прежнему всерьез полагают, что, зажав Нагорный Карабах и Армению в тисках блокады и отрезав от региональных коммуникаций, они сумеют добиться «полной и безоговорочной капитуляции» двух армянских республик. О том, что Анкара и Баку, блокируя армян, блокируют одновременно от них и себя, там как-то задумываться не принято.
И чем ближе день открытия степанакертского аэропорта, тем неспокойнее становится в Азербайджане. «Армения не имеет никакого юридического права открывать аэропорт на оккупированной территории Нагорного Карабаха,— продолжают заявлять в Баку люди из первого эшелона азербайджанской власти.— Если армяне попытаются сделать это, то столкнутся с соответствующей реакцией азербайджанской стороны». И наконец: «Без согласия Азербайджана никто не может осуществить такой проект». А теперь представьте себе, что армяне обращаются к Баку с просьбой разрешить открыть аэропорт в Степанакерте. Представили? А в Азербайджане это себе очень даже хорошо представляют. Этот абсурд из того же ряда, что и требования Баку к людям, посещающим Нагорный Карабах: без ведома Баку никак! Иначе эти люди могут лишиться права на последующее посещение собственно Азербайджана.
В Баку не могут смириться с тем, что чрезмерно любознательные европейцы или американцы смогут уже летать в Карабах и на самолетах. Почему нет? Ведь на самом деле, если исходить из логики бакинских политиков, связывающих те или иные шаги по развитию НКР с мнением или специальным разрешением Баку, то в пока непризнанной республике сегодня не было бы ни хороших автомагистралей, ни общественного транспорта, ни телефонной связи, ни Интернета, люди не могли бы пользоваться банковскими, почтовыми и прочими услугами, которыми людям ни в одной точке земного шара невозможно не пользоваться. Председатель Общественного совета по внешней политике и безопасности НКР Масис Маилян уверен, что и работу аэропорта следует рассматривать как «возможность граждан реализовать свое право на свободное передвижение, которое, между прочим, закреплено во Всеобщей декларации прав человека». Ведь на самом деле права человека не зависят от статуса тех или иных территорий. Они действуют, точнее, должны действовать повсеместно.
Так что запрет Баку на использование воздушного пространства «оккупированной Арменией территории Нагорного Карабаха, так как никто не может гарантировать безопасность полетов на этой территории», не что иное, как очередная попытка бакинских властей вновь использовать какие-то информационные площадки для подтверждения своей, как показало время, совершенно несостоятельной политики. Слова о том, что «шаги Армении, направленные на открытие аэропорта в Ханкенди (напомню, так азербайджанцы называют Степанакерт.— Ред.), это попытки нарушить международные правовые нормы» — обычное сотрясание воздуха. Международное сообщество не может не знать о том, что в Баку ничего не сделали и не собираются делать в направлении диалога «со своими гражданами», а напротив — делают все для того, чтобы жизнь «своих сограждан» сделать невыносимой. Но еще невыносимее для Баку то, что эти «сограждане» никак не хотят смириться, и теперь вот собираются еще и на собственных самолетах летать...
Не разрешить армянам летать, куда им заблагорассудится, в Баку, понятно, не могут. Что им остается? Сбивать гражданские самолеты? В принципе на это они могут пойти, пусть и вопреки здравому смыслу. Но как бы там ни петушились, они не могут также не понимать, что ответ последует незамедлительный и адекватный. В Баку уже сели в лужу с помилованием и героизацией убийцы армянского офицера, приговоренного в Европе к пожизненному заключению. Сбив еще и гражданский самолет, там нарвутся на такую кучу неприятностей, что и просчитать сложно!
Новый аэропорт в Степанакерте, естественно, будет открыт, причем уже в скором времени. Поначалу он будет обслуживать 100 пассажиров в час, а пассажироперевозки будут осуществляться авиакомпанией «Эйр Арцах» с использованием 50-местных самолетов CRJ-200. В НКР рассчитывают, что аэропорт будет способствовать притоку инвестиций, развитию экономической деятельности в республике и туристической отрасли. Более того, в Степанакерте подумали и о вопросах безопасности, связанных с эксплуатацией нового аэропорта. Так что скоро будем в Степанакерт и летать. Но это для тех, кому нужно сэкономить время. Старый испытанный путь для настоящих путешественников, для тех, кому нужно еще и подробно рассмотреть все красоты горной лесной дороги, конечно, никто отменять не будет.
http://www.sobesednik.am/ru/politic/3284-2012-10-01-14-15-31