В Москве, в издательстве «Русская Панорама» в серии «Кавказские
исследования» вышла книга кандидата исторических наук Тамары Варданян
«Азербайджанцы: История одного незавершенного этнопроекта
(историко-этнологический очерк)».
Научный редактор и автор предисловия - доктор политических наук Армен
Айвазян, рецензенты - кандидат философских наук Артур Цуциев
(Владикавказ, РФ) и доктор гуманитарных наук Раса Чепайтене (Вильнюс,
Литва). Книга опубликована по решению ученого совета Института
политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона
(Москва, директор - профессор Владимир Захаров). Значение этой
научной монографии трудно переоценить, особенно если иметь в виду, что в
последний период азербайджанская историография в условиях усиления
агрессивных притязаний Азербайджана к армянским территориям вступила в
новую фазу тотальной фальсификации собственной и региональной истории. Ниже публикуется «Предисловие редактора» (с. 9-10) к исследованию Тамары Варданян. Генезис
этносов вызывает пристальный интерес у различных школ мысли, в том
числе фундаментально-научной и политическо-прикладной. Эта важнейшая
составляющая этнической проблематики является одним из приоритетных
исследовательских направлений для целого ряда научных дисциплин, в том
числе истории, этнологии, социальной психологии, социологии, политологии
и международных отношений. Однако сложнейшие научные проблемы
формирования этносов и развития этнических процессов часто становятся
предметом спекуляций и фальсификаций, совершаемых в политических целях,
нередко - в наукообразной форме. Причина этого кроется в том, что
коллективные представления об этнических «мы» и «они» есть неотъемлемая
часть политического сознания и подсознания этносов и одновременно
уникальный по своей эффективности материал для целенаправленного
воздействия на мировоззрение и психологию масс. Именно поэтому этногенез
является излюбленным направлением фальсификаторов истории. Историко-этнологический
очерк «Азербайджанцы: История одного незавершенного этнопроекта»
кандидата исторических наук Тамары Варданян, безусловно, принадлежит к
первой из указанных школ. Базируясь на теоретически и эмпирически
выверенных постулатах признанных научных теорий этноса, Варданян
поднимает вопрос об исторической аутентичности таких ключевых
терминологических понятий, как «азербайджанский этнос», «этническая
территория азербайджанцев», «этнический азербайджанец». Актуальность
темы исследования очевидна - в условиях перманентного
армяно-азербайджанского этнополитического конфликта необходимость
непредвзятого научного анализа ряда проблем историко-этнологического
характера, десятилетиями будоражащих не только академические круги, но и
широкую общественность Армении и Азербайджана, стоит еще довольно
остро. Несмотря на выявление многочисленных нарушений принципов
историзма со стороны ряда азербайджанских и проазербайджанских авторов и
в целом критическую характеристику их работ, Варданян неизменно
соблюдает правила научной этики и объективности. Объясняя причины
тенденциозности азербайджанских историков, она справедливо отмечает, что
они, по сути, вынуждены жить и сочинять в условиях директив и
строжайшего диктата со стороны политической власти, преследующей
конкретные экспансионистские цели. Научная добросовестность Варданян
проявляется, в частности, в ее положительном восприятии ряда новейших
работ тех азербайджанских авторов, которые, «несмотря на сильное
давление сверху, делают некоторые попытки освобождения от старых
«парадигм» и деконструирования советского нарратива». Вместе с тем
Варданян дает адекватные оценки писаниям тех авторов, которые осознанно
встают на путь исторических фальсификаций и зомбирования собственного
населения, добровольно становясь не только апологетами придания
исторической науке роли слепого исполнителя абсурдных политических
заказов правящего в Баку армяноненавистнического режима, но в конечном
счете и подстрекателями межэтнического конфликта и войны. Центральное
внимание в очерке Варданян уделено анализу проблемы этнического
названия (этнонима) - как эндоэтнонимов, так и экзоэтнонимов, являющихся
первейшими показателями времени рождения отдельного этноса, его
конечного отчленения и отмежевания от других этнонациональных общностей.
Скрупулезно исследуя и объясняя различные исторические этнонимы
закавказских мусульман, автор дает им наиболее подходящее для данного
случая определение - протоэндоэтнонимы и протоэкзоэтнонимы. Ведь в
действительности термин «азербайджанцы» все еще является не чем иным,
как политонимом, т. е. объединяющим этнонимом мусульман (и не только
тюркоязычных) бывшей Азербайджанской ССР и нынешней Азербайджанской
Республики. Методологически, это - междисциплинарное исследование,
имеющее, помимо исторического и этнологического, еще и ценный
политологический контент. Читатель держит в руках, я бы сказал,
хрестоматийную работу, основанную на тщательном анализе
первоисточников, научной литературы и периодической печати. Несомненно,
очерк Тамары Варданян надолго станет настольной книгой для всех
исследователей азербайджанского этноса, находящегося, пожалуй, на
заключительных стадиях своего формирования, правда, с серьезной
оговоркой - если история в ближайшие десятилетия не внесет кардинальных
поправок в геополитическую карту региона… http://www.sobesednik.am/ru/social/2944-2012-06-10-09-23-58
|