Армянская история цыган
Как
ни странно, корр. "НВ” Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН, побывавшая недавно в
Западной Армении, встретила там и цыган, которых называли боша. Память у
Шуваевой молодая, отменная, потому вспомнила про ереванский "боши тах”
что в Канакере. По приезду она провела блиц-исследование: кто такие боша
и когда они поселились в Армении, которое и предлагаем читателю.
Боша
(поша) (арм. µбЯі боша, арм. ·Эгбх гнчу) — субэтническая группа
цыган-дом, самоназвание — лом, проживающих в Армении и Грузии.
Самоназвание
народа происходит предположительно от санскритского слова дом —
названия одной из каст. Языком общения является исключительно армянский,
однако и по сей день бытует тайный язык — ломаврен.
Дом — одна из
восточных ветвей цыган. Территория их проживания — арабоязычные страны,
Турция, Иран, Ирак, Кипр, Закавказье, Израиль. Живут компактными
общинами. Одна из самых малоизученных цыганских ветвей включает в себя
несколько этнических групп. В целом они имеют очень низкий уровень
жизни, образования часто не имеют никакого. По вероисповеданию почти все
дом — мусульмане, иногда встречаются христиане. Говорят на языке,
известном как "язык домари”, сильно отличающемся от европейских
цыганских диалектов и с большим количеством заимствований из арабского и
некоторых других языков Ближнего Востока, но того же происхождения.
Лингвистический анализ позволяет предположить, что хотя предки дом те
же, что у рома, но дом покинули Индию в другое время. Признают своими
родственниками цыган-рома и цыган-кале. Считается, что больше всего
цыган-дом проживает в Египте. Дом ведут кочевой, полукочевой и оседлый
образ жизни в зависимости от страны проживания. В Израиле официально
причисляются к арабам, там же с 1999 года существует их организация
"Домари: Общество цыган в Иерусалиме”.
Для достоверного описания
раннего периода миграции цыган из Индостана, через Северный Иран и
Армению на Балканы нет ни исторических, ни археологических данных. Эту
часть цыганской истории можно реконструировать на основании данных
цыганских диалектов, из которых следует, что:
а) они выходцы из
северо-западной Индии; б) они проходили через Северный Иран (есть
множество классических новоперсидских заимствований (IX-XV вв.), во всех
цыганских языках присутствует слово "море” — возможно, они где-то вышли
на берег Каспия); в) в Иране откололась одна ветвь, положив начало
разным цыганским группам Ближнего Востока, наиболее известные из которых
нынешние палестинские цыгане; г) остальные продолжили свой путь в
Армению (во всех цыганских диалектах вплоть до Уэльса есть довольно
значимое количество армянских заимствований, по хронологии перехода
древнеармянского (IX-XI вв.), так как в цыганском есть слова и с
архаичным, и с инновационным, и здесь они впервые ознакомились с
христианством; д) в Армении откололась вторая ветвь цыган, положив
начало группе армянских цыган, так как в их языке нет греческих
заимствований; е) они проходили через Византию (здесь история впервые
начинает говорить о них в XIV в.) и довольно долго контактировали с
грекоязычным населением (греческое влияние прослеживается не только в
лексических заимствованиях, как в случае с новоперсидскими или
армянскими, но и в грамматике языка); ж) в цыганских диалектах нет
тюркских и семитских заимствований (арабские заимствования в языке
палестинских цыган имеют поздний характер, как и тюркские заимствования в
языках разных цыганских групп Ближнего Востока); з) есть некоторые
заимствования предположительно из грузинского и осетинского.
* * *
Цыганские группы впервые появились на территории Армении в
X-XII веках, мигрируя из северо-западных и центральных частей Индостана
через Иранское плоскогорье. Одна ветвь цыган осталась в Армении и в
Малой Азии и, впоследствии приняв христианство, положила начало
формированию армянских цыган.
В конце прошлого и начале нынешнего
веков на территории Западной и Восточной Армении насчитывалось более
50000 боша, проживавших в основном в районах Евдокии (Токат), Бойабада,
Везирь-Кепру, Карса, Эрзерума, Басена, Ахалкалака, Ахалцыха, Олты,
Сарыкамыша. Есть также свидетельства о том, что многочисленная колония
боша проживала в Ереване, в районе Конд. После геноцида 1915 года
основная масса уцелевших от резни боша переместилась в Восточную Армению
и Грузию. В настоящее время на территории Армении они проживают в
Ереване (в районах Сари-Тах, Канакер, Мараш), в Гюмри (в районе
Боши-Майла), в поселке Харберд. На территории Грузии боша живут в
городах Ахалкалаки и Ахалцихе, а также в Шаумянском районе, Шулавере и
Марнеули. Общая численность боша, по наблюдениям, приближается к 10-12
тыс., из которых около 8-9 тыс. — в Армении. Есть свидетельства о том,
что на территории Турции и поныне проживают принявшие ислам армянские
цыгане боша, общая численность которых достигает 12 тыс. (по данным на
1987 г.). Всего же в мире проживают 2 158 400 цыган-боша.
Хотя
христианство наложило большой отпечаток на психологию и мировоззрение
народа, традиционные занятия и образ жизни, оказавшись более живучими,
сохранились и поныне. В Армении же часть цыган-боша занялась
скотоводством и земледелием.
В 1901 году журнал "Этнографическое обозрение” поместил статью армянского этнографа Папазьяна, посвященную цыганам-боша.
"Ни
один боша никогда не был присужден за преступление к тюремному
заключению или высылке. Конечно, это можно приписать тому, что среди
боша никогда не бывает убийств и не обнаруживается каких-либо
межнациональных преступлений, те же, которые бывают в своей среде, они
ловко скрывают, подвергая виновного лишь суду старосты. В Турции и на
Кавказе во всех кварталах городов есть полицейские сторожа, а в
кварталах боша это считается излишним, так как никогда не бывает
беспорядков, чтобы потребовалось вмешательство полиции. Женщина-боша не
ворует... мужчина никогда ничего не стащит из дому, даже если видит
открытую дверь.
Религиозное усердие, та вера, с которой они
относятся к обрядам Армяно-Григорианской Церкви, и уважение к духовным
лицам выражены подчас у армянских боша гораздо сильнее, чем у армян”.
Поскольку боша занимают низкое положение в социальной иерархии.
Так
или иначе, боша оказались в парадоксальном положении: зная, что они не
"чистые” армяне, они подчас скрывают свою принадлежность к этой
этнической группе и всячески стараются доказать свое армянское
происхождение. Например, среди боша почти полностью отсутствуют
чужеродные (европейские, русские) имена, столь популярные у так
называемых "чистых” армян. Каждый этнос стремится к самосохранению,
армянские цыгане, однако — редкий парадокс, — стараются ускорить процесс
ассимиляции. Вследствие этого, возможно, уже в ближайшем будущем эта
группа полностью исчезнет. Цыгане, осевшие в Армении, в настоящее время
практически полностью ассимилировались с местным автохтонным населением.
Диалект боша, так называемый "ломаврэн”, был окончательно вытеснен
армянским языком еще в XIX веке.
Что же касается нового потока цыган
в Армению, то в советскую эпоху время от времени они забредали к нам, а
в Третью республику их пришествие и вовсе большая редкость. Лишь иногда
на улицах армянских городов можно увидеть цыганок-гадалок со множеством
детей.
Подготовила
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
http://www.nv.am