Интервью Analitika.at.ua с известным армянским политологом, руководителем портала Voskanapat.info Левоном Мелик-Шахназаряном - Как Вы считаете, массовое убийство мирных жителей армянского происхождения в Баку, Сумгаите, Мараге и других населенных пунктах Азербайджанской ССР, подпадает под понятие Геноцид? - Как известно, Конвенция ООН «О предупреждении преступления Геноцида и наказания за него» квалифицирует Геноцид, как действие, совершаемое с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую. В том числе: а) убийство членов такой группы; б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее; г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы; д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Все эти виды преступления в полной мере применялись азербайджанской стороной в перечисленных Вами населенных пунктах, к которым я бы непременно добавил поселения Фарух и Храморт Аскеранского района Нагорного Карабаха. Правда акты Геноцида в Мараге, Фарухе и Храморте проводились военнослужащими уже не советского Азербайджана, а Азербайджанской республики, но суть самого преступления от этого не меняется.
Обращаю Ваше внимание на то, что Конвенция не ограничивает преступление Геноцида количеством жертв. То есть две или три жертвы, погибшие лишь потому, что представляли какую-либо национальную группу, уже подпадают под понятие Геноцид. В этой связи, хотелось бы напомнить об обитателях Дома престарелых в Кировабаде (ныне Гянджа). Там было 12 человек армянской и смешанной национальности, и все они были вывезены за город и убиты с особой жестокостью. Понятно, что никакой опасности для Азербайджана пожилые и больные люди представлять не могли. Однако, это не остановило исповедующих расистскую идеологию людей, заживо расчленивших людей. Думаю, что более выраженного акта Геноцида быть не может.
Проводимый Азербайджаном Геноцид армян имел гораздо более масштабный характер. Напомню, что жители столицы НКР подверглись всем без исключения определениям Геноцида. Ничем иным, кроме как стремлением уничтожить армянское население Степанакерта, не были мотивированы продолжающиеся свыше двух лет ежедневные массированные артиллерийские обстрелы и авиабомбежки Степанакерта. Город был преднамеренно лишен питьевой воды, электроэнергии, снабжения природным газом. Мы можем определить точное количество погибших и раненых в результате обстрелов, но кто и каким образом может подсчитать иные последствия этого преступления. Сколько детей не успело родиться, сколько из родившихся выросли инвалидами, к каким последствиям на психику детей, да и взрослых, привели ежедневные бомбежки? Вопросы эти можно продолжать долго, но вряд ли это приблизит нас к ответу.
Несмотря на то, что преступление Геноцида наказуемо независимо от того, совершалось ли оно в мирное или военное время, хотелось бы указать, что методично разрушаемый квартал за кварталом Степанакерт, не представлял из себя военной цели. Город бомбили, прекрасно понимая, что в нем живут десятки тысяч мирных людей, в том числе и беженцы из других районов НКР, а также Азербайджанской республики. Фактически, бывшие жители армянской национальности Баку, Сумгаита и других населенных пунктов Азербайджана подверглись Геноциду дважды: вначале по месту постоянного проживания, а затем уже в НКР. - Каким Вы видите справедливое решение данного вопроса? - С сожалением констатирую, что эти вопросы так и не стали предметом серьезного изучения ученых, юристов, социологов, врачей… Между тем, пока этого не будет сделано, пока не будет проведена скрупулезная работа, любые обращения в международные институты и судебные инстанции не будут иметь положительного результата. А ведь именно подобные меры являются наиболее действенным механизмом для привлечения к уголовной ответственности преступников, многие из которых и сегодня занимают в Азербайджане ответственные государственные должности.
Геноцид армян в Османской Турции 1896-1923 годов, как видно, мало чему научил наш народ. Ждать, когда пройдут десятки лет, когда зарубцуются не только раны, но и память, непростительно. Напомню, что страшные акты Геноцида армян, имевшего место в Азербайджанской республике, в 1918 году, сегодня практически полностью преданы забвению, и кроме нескольких десятков специалистов о них никто ничего не знает.
Эксперты, специалисты, давно уже должны были собрать доказательную базу преступления. В противном случае, это преступление против армянского народа, против человечества, останется без должного наказания преступников. Сегодня время Тейлерянов и Ширакянов прошло, у армянского народа есть свои государства (Армения и НКР – ред.), в обязанность которых входит защита не только ныне живущих на свете армян, но и народной памяти. Любое преступление, совершаемое или совершенное против армянского народа, тем более Геноцид, должно быть наказано и осуждено адекватно самому преступлению. Только так мы можем защитить армянский народ. Войны, к сожалению, были и будут, такова диалектика истории, но мирное население на этих войнах гибнуть не должно. Ни с какой из противоборствующих сторон.
Марат Акопян, Информационно-Аналитический Центр Analitika.at.ua Источник:http://voskanapat.info |