На
северо-востоке Румынии, в Буковине, находится город Сучава - древняя
столица Молдавии. К западу от города, на вершине высокого холма, стоит
каменная крепость. Облик ее не характерен для местной архитектуры - в
ee пропорциях, в многогранных башнях есть что-то восточное. Крепостным
стенам, построенным в виде трапеции, несколько сотен лет, подножия их
обомшели, но они по-прежнему выглядят добротными и прочными.
Над воротами возвышаются мощные четырехугольные башни - одна метров
двадцати высотой, другая чуть поменьше. Большую башню из темно-красного
кирпича (в ней размещается и замковая церковь - параклис) стягивает,
посередине широкий пояс из трех серых, переплетенных между собой
каменных лент. Порталы крепостных ворот обрамлены желтоватыми резными
каменными плитками. На плитках - гроздья винограда, розетки, цветы. Ни
одна из плиток не похожа на другую по рисунку. Этот орнаментальный стиль
очень характерен для армянского искусства. Надвратные башни, собор и
крепость, которые совершенно естественно смотрелись бы где-нибудь на
склонах Арагаца, в окрестностях Севана или Гарни, здесь, среди зеленых
холмов Молдавии, производят необычное и загадочное впечатление.
Собор, стоящий в центре крепости, выстроен в строгих традициях
классической армянской архитектуры. Он увенчан стройным восьмигранным
куполом - такой же восьмигранник возвышается и над большой башней.
Вокруг собора - каменные надгробья с армянскими надписями. В одном из
боковых приделов - большая каменная плита. Здесь погребен Акопша Вардан
Амира - один из основателей монастыря. «Это могила Акопша, сына Амира,
основателя сего места. Умер в год Армянский 1000 (1612 г.)»,- гласит
надпись на надгробии. Официальная историография почти ничего не
говорит о крепости. А согласно местным преданиям, крепость-монастырь
построили в XVII веке армяне, которые здесь же и жили, но сама крепость
впоследствии стала называться Замка - потому, наверное, что, как и все
армянские монастыри, была и крепостью. «Светлые были люди,- говорят о строителях и жителях монастыря местные жители.- Бог не услышал их молитв, но люди не забыли их».
…В XVII веке многие армяне, потерявшие родных и близких, потерпевшие
поражение в неравных битвах с янычарами турецкого султана, вынуждены
были бежать за пределы родины. Часть беженцев нашла приют за тысячи
километров от Армении, под защитой Молдавского государства, где и раньше
селились их соплеменники. Бездомные, одинокие странники, они
встретились здесь и построили этот монастырь по образу и подобию тех,
что строили у себя на родине. Среди беженцев было много талантливых
людей - зодчих, художников, камнерезов, и в этом своем монастыре они
воплотили и свою любовь к родине, и скорбь по погибшим, и надежду на
будущее.
Узкая, сделанная в толще стены каменная лестница ведет в надвратную
церковь Пресвятой Богородицы. Проникающий сквозь круглую бойницу луч
освещает все детали тончайшей резьбы, которой покрыты стены. Алтарная
абсида обрамлена широким плетеным каменным поясом, украшена фресками.
Нежные мягкие тона и полутона - коричневые, кремовые, - которыми
написаны фрески, создают настроение тихой, задумчивой печали. В центре -
сцена успения Богородицы. На небольшом возвышении лежит женщина с
утомленным, добрым лицом. В скорбном молчании склонились над усопшей
длиннобородые старцы, молодые статные воины. Вокруг центральной фрески -
различные сцены из жизни Богородицы. Вряд ли случаен этот печальный
настрой: перед взором неизвестного художника, писавшего эти фрески,
стояла не только классическая евангельская картина - он наверняка видел
перед собой и одну из жертв кровавой резни на своей истерзанной родине,
может быть, свою мать, жену или сестру… Бежавшие сюда, за тысячи
километров, армяне хорошо знали цену жизни и свободе. Знали они и то,
что за эти тихие зеленые холмы Молдавии нужно уметь сражаться, что и
сюда может прийти беда. Именно поэтому Замка не только монастырь - это и
первоклассная крепость. Каменные стены высоки и широки, возведены на
прочном известняковом растворе. По обе стороны стен стоят мощные
контрфорсы - каменные подпорки, в надвратных башнях по углам и прямо у
алтарей прямые и скошенные бойницы. Хорошо продуманная система этих
бойниц, расположенных под разными углами и во всех направлениях,
позволяла вести по атакующим фланкирующий и кинжальный огонь. Узкие
каменные кельи, в которых жили обитатели монастыря, расположены, словно
боевые ячейки, вдоль наружных стен башен. Островерхий вход в кельи
настолько низок, что войти можно, только сильно согнувшись. Внутри
только каменные лежанки. Окон
нет. Вместо них - узкая амбразура в стене и косая бойница в полу, чтобы
лить расплавленную смолу и бросать камни. За тысячи километров ушли от
войны беженцы. Построили монастырь, работали, молились, надеясь
скоротать остаток жизни в мире и покое - насколько это возможно для
потерявших все людей. Но война, сметая все на своем пути, пришла и в эти
мирные края. Огромное войско польского короля Яна Собесского вторглось в
Молдавию. Древняя столица Сучава была беззащитной: еще за десять лет до
этого по требованию турок ее укрепления были снесены. Только Замка
стояла на пути к Сучаве. Но этой маленькой крепости завоеватели не
придавали никакого значения - разве что собирались устроить в ней
войсковые склады. Самим обитателям монастыря, пожалуй, ничего не
угрожало, ибо христианнейшему католическому королю не пристало убивать
единоверцев-христиан, смиренных служителей Бога, пусть даже и иной
церкви. Монахов, скорее всего, просто выселили бы на время военных
действий, и они, укрывшись в безопасном месте, могли дождаться конца
войны и вернуться обратно в свой монастырь или построить новый. Но
вражеские кони топтали поля, в воздухе пахло гарью горящих полей, над
окрестными деревнями трепетали языки пламени… И впервые за все время под
сводами Замки загремел набат. Беженцы не струсили, не изменили, не
отблагодарили неблагодарностью за гостеприимство своей новой родине.
И когда надменный король повелительно постучал железной перчаткой в
ворота крепости, над башней поднялось боевое знамя молдавской короны с
головой зубра и звездой между рогами. И напрасно трубили королевские
герольды, вызывая обитателей монастыря на переговоры. Загадочный
гарнизон молчал. Держа наготове длинноствольные мушкеты, закатав рукава
черных ряс, припали монахи к бойницам. И когда вражеские солдаты
попытались выбить ворота тараном, на них обрушился меткий огонь.
Взбешенный неожиданным сопротивлением, Ян Собесский приказал немедля
взять монастырь и перебить гарнизон. Но крепки оказались монастырские
стены, отважны, опытны и непреклонны его защитники… Долго, слишком
долго пришлось простоять королю под стенами Замки, прежде чем последний
из воинов-монахов пал мертвым возле амбразуры в своей келье. Их
отчаянное и героическое сопротивление дало населению Сучавы главное -
время. Пока длилась осада Замки и гремел неравный бой, старики, женщины и
дети успели уйти из города и укрыться в глухих лесах, а все способные
носить оружие ушли под знамена молдавского господаря. После долгих
кровопролитных боев Ян Собесский вынужден был перейти к обороне, потом
начал отступать и снова оказался возле Замки. Он даже укрепил монастырь
валами и рвами, но через некоторое время так и ушел восвояси… У
воинов-армян из Замки не было здесь ни жен, ни детей, ни родственников.
Их некому было даже оплакать по обычаям предков. Но память о них живет в
народе. И вот уже несколько столетий на праздник весны Марцишор по
традиции собираются у Замки крестьяне всех окрестных деревень, танцуют,
поют, а потом слушают рассказ какого-нибудь старика о делах минувших, о
верности и мужестве людей Замки: «Светлые были люди. Бог не услышал их
молитв, но люди помнят эту молитву».
Автор: Нельсон АЛЕКСАНЯН
"Собеседник Армении" |