Среда, 27.11.2024, 09:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 22 » Люди помнят их молитву
22:45
Люди помнят их молитву
 На северо-востоке Румынии, в Буковине, находится город Сучава – древняя столица Молдавии. К западу от города, на вершине высокого холма, стоит каменная крепость. Облик ее не характерен для местной архитектуры – в ee пропорциях, в многогранных башнях есть что-то восточное. Крепостным стенам, построенным в виде трапеции, несколько сотен лет, подножия их обомшели, но они по-прежнему выглядят добротными и прочными.


Над воротами возвышаются мощные четырехугольные башни – одна метров двадцати высотой, другая чуть поменьше. Большую башню из темно-красного кирпича (в ней размещается и замковая церковь – параклис) стягивает, посередине широкий пояс из трех серых, переплетенных между собой каменных лент. Порталы крепостных ворот обрамлены желтоватыми резными каменными плитками. На плитках – гроздья винограда, розетки, цветы. Ни одна из плиток не похожа на другую по рисунку. Этот орнаментальный стиль очень характерен для армянского искусства. Надвратные башни, собор и крепость, которые совершенно естественно смотрелись бы где-нибудь на склонах Арагаца, в окрестностях Севана или Гарни, здесь, среди зеленых холмов Молдавии, производят необычное и загадочное впечатление.


Собор, стоящий в центре крепости, выстроен в строгих традициях классической армянской архитектуры. Он увенчан стройным восьмигранным куполом – такой же восьмигранник возвышается и над большой башней. Вокруг собора – каменные надгробья с армянскими надписями. В одном из боковых приделов – большая каменная плита. Здесь погребен Акопша Вардан Амира – один из основателей монастыря. «Это могила Акопша, сына Амира, основателя сего места. Умер в год Армянский 1000 (1612 г.)»,- гласит надпись на надгробии.


Официальная историография почти ничего не говорит о крепости. А согласно местным преданиям, крепость-монастырь построили в XVII веке армяне, которые здесь же и жили, но сама крепость впоследствии стала называться Замка – потому, наверное, что, как и все армянские монастыри, была и крепостью.


«Светлые были люди,- говорят о строителях и жителях монастыря местные жители.- Бог не услышал их молитв, но люди не забыли их».


…В XVII веке многие армяне, потерявшие родных и близких, потерпевшие поражение в неравных битвах с янычарами турецкого султана, вынуждены были бежать за пределы родины. Часть беженцев нашла приют за тысячи километров от Армении, под защитой Молдавского государства, где и раньше селились их соплеменники. Бездомные, одинокие странники, они встретились здесь и построили этот монастырь по образу и подобию тех, что строили у себя на родине. Среди беженцев было много талантливых людей – зодчих, художников, камнерезов, и в этом своем монастыре они воплотили и свою любовь к родине, и скорбь по погибшим, и надежду на будущее.


Узкая, сделанная в толще стены каменная лестница ведет в надвратную церковь Пресвятой Богородицы. Проникающий сквозь круглую бойницу луч освещает все детали тончайшей резьбы, которой покрыты стены. Алтарная абсида обрамлена широким плетеным каменным поясом, украшена фресками. Нежные мягкие тона и полутона – коричневые, кремовые, – которыми написаны фрески, создают настроение тихой, задумчивой печали. В центре – сцена успения Богородицы. На небольшом возвышении лежит женщина с утомленным, добрым лицом. В скорбном молчании склонились над усопшей длиннобородые старцы, молодые статные воины. Вокруг центральной фрески – различные сцены из жизни Богородицы. Вряд ли случаен этот печальный настрой: перед взором неизвестного художника, писавшего эти фрески, стояла не только классическая евангельская картина – он наверняка видел перед собой и одну из жертв кровавой резни на своей истерзанной родине, может быть, свою мать, жену или сестру…


Бежавшие сюда, за тысячи километров, армяне хорошо знали цену жизни и свободе. Знали они и то, что за эти тихие зеленые холмы Молдавии нужно уметь сражаться, что и сюда может прийти беда. Именно поэтому Замка не только монастырь – это и первоклассная крепость. Каменные стены высоки и широки, возведены на прочном известняковом растворе. По обе стороны стен стоят мощные контрфорсы – каменные подпорки, в надвратных башнях по углам и прямо у алтарей прямые и скошенные бойницы. Хорошо продуманная система этих бойниц, расположенных под разными углами и во всех направлениях, позволяла вести по атакующим фланкирующий и кинжальный огонь. Узкие каменные кельи, в которых жили обитатели монастыря, расположены, словно боевые ячейки, вдоль наружных стен башен. Островерхий вход в кельи настолько низок, что войти можно, только сильно согнувшись. Внутри только каменные лежанки. Окон нет. Вместо них – узкая амбразура в стене и косая бойница в полу, чтобы лить расплавленную смолу и бросать камни. За тысячи километров ушли от войны беженцы. Построили монастырь, работали, молились, надеясь скоротать остаток жизни в мире и покое – насколько это возможно для потерявших все людей. Но война, сметая все на своем пути, пришла и в эти мирные края. Огромное войско польского короля Яна Собесского вторглось в Молдавию. Древняя столица Сучава была беззащитной: еще за десять лет до этого по требованию турок ее укрепления были снесены.


Только Замка стояла на пути к Сучаве. Но этой маленькой крепости завоеватели не придавали никакого значения – разве что собирались устроить в ней войсковые склады.


Самим обитателям монастыря, пожалуй, ничего не угрожало, ибо христианнейшему католическому королю не пристало убивать единоверцев-христиан, смиренных служителей Бога, пусть даже и иной церкви. Монахов, скорее всего, просто выселили бы на время военных действий, и они, укрывшись в безопасном месте, могли дождаться конца войны и вернуться обратно в свой монастырь или построить новый.


Но вражеские кони топтали поля, в воздухе пахло гарью горящих полей, над окрестными деревнями трепетали языки пламени… И впервые за все время под сводами Замки загремел набат. Беженцы не струсили, не изменили, не отблагодарили неблагодарностью за гостеприимство своей новой родине.


И когда надменный король повелительно постучал железной перчаткой в ворота крепости, над башней поднялось боевое знамя молдавской короны с головой зубра и звездой между рогами. И напрасно трубили королевские герольды, вызывая обитателей монастыря на переговоры. Загадочный гарнизон молчал. Держа наготове длинноствольные мушкеты, закатав рукава черных ряс, припали монахи к бойницам. И когда вражеские солдаты попытались выбить ворота тараном, на них обрушился меткий огонь. Взбешенный неожиданным сопротивлением, Ян Собесский приказал немедля взять монастырь и перебить гарнизон. Но крепки оказались монастырские стены, отважны, опытны и непреклонны его защитники…


Долго, слишком долго пришлось простоять королю под стенами Замки, прежде чем последний из воинов-монахов пал мертвым возле амбразуры в своей келье. Их отчаянное и героическое сопротивление дало населению Сучавы главное – время. Пока длилась осада Замки и гремел неравный бой, старики, женщины и дети успели уйти из города и укрыться в глухих лесах, а все способные носить оружие ушли под знамена молдавского господаря.


После долгих кровопролитных боев Ян Собесский вынужден был перейти к обороне, потом начал отступать и снова оказался возле Замки. Он даже укрепил монастырь валами и рвами, но через некоторое время так и ушел восвояси…


У воинов-армян из Замки не было здесь ни жен, ни детей, ни родственников. Их некому было даже оплакать по обычаям предков. Но память о них живет в народе. И вот уже несколько столетий на праздник весны Марцишор по традиции собираются у Замки крестьяне всех окрестных деревень, танцуют, поют, а потом слушают рассказ какого-нибудь старика о делах минувших, о верности и мужестве людей Замки: «Светлые были люди. Бог не услышал их молитв, но люди помнят эту молитву».


Нельсон АЛЕКСАНЯН

«Собеседник Армении»

ИСТОЧНИК:armmir.ru

Категория: Это было... | Просмотров: 634 | Добавил: ANA | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz