В
армянском изобразительном искусстве диаспоры нет художника, который был
бы так всенародно популярен, как Гарзу (Гарник Зулумян). Это знают все,
и может проверить каждый. Среди множества зарубежных армянских мастеров
его имя приходит первым. Наша память и мысль подсказывают его прежде
других. Ни одно из дорогих нам имен не заслонит собой безмерную и
беспримерную известность Гарзу. Он самый полномочный из представителей
искусства диаспоры, творчество которого стало вехой в истории культуры
не только Франции, но и всего мира. В общенародном сознании это
армянский Художник с большой буквы. Все способствовало этому: огромное
жизненное долголетие (он прожил без малого целый век), неиссякаемый
творческий труд, широта тем, неординарность их воплощения.
Артистизм, изящество, легкость и особое очарование изобразительных
средств - эти качества позволили художнику создать уникальные
произведения. Кто хотя бы однажды видел его картины, тот без труда
узнает его манеру, его "голос". В искусстве Гарзу содержится до такой
степени ни на кого не похожее, индивидуальное мировосприятие, что
забываешь о привычных подходах, мерках и оценках. Он не подходит ни под
какие категории. Живописные полотна, многочисленные литографические
листы ярко отражают сущность его ума, его душу и мироощущение.
С
17 лет Гарзу жил в атмосфере Парижа и был одержим этим городом, где
каждый уголок напоминал о рождении живописных шедевров, великих книг,
восторженных, поэтических строк. На перекрестках улиц, манящих всех
художников и поэтов города, встречались века, эпохи, нравы. Конечно,
обрести собственное лицо в такой стране, как Франция, было нелегко.
Богатые художественные традиции французского искусства и вдохновляли, и
подавляли молодых художников. Что мог противопоставить тогда еще мало
кому известный художник величайшим авторитетам европейской живописи?
Оказалось, мог. Более полувека имя Гарзу - среди величайших художников
XX века, о чем свидетельствует неутихающий интерес к его творчеству и во
Франции, и за ее рубежами. Картины его украшают стены музеев многих
стран. Его талант от Бога подкреплялся удивительной работоспособностью.
Разумеется, на Гарзу повлияла европейская школа живописи. И не только
живописи, но и всей культуры. Однако это не следует понимать
прямолинейно. Многое от творчества предшественников было воспринято
Гарзу, но его искусство - это прежде всего самое полное выражение
внутренней жизни художника, неутомимой работы мысли, сложного
противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и
перечувствованное им самим облекалось в творчестве в художественный
образ и поднималось на высоту художественного обобщения. У картин Гарзу
свои законы, свое кровообращение, своя нервная система. Он стоит вне
какого-либо влияния других художников.
Власть
его искусства мы испытали еще в далекие 60-е годы прошлого столетия,
когда он впервые приехал в Армению уже известным художником. Это стало
огромным событием не только для армянских зрителей, перед которыми
открывался совершенно новый, самобытный мир, но и для самого художника,
который впервые оказался на родине своих предков.
По словам художника, он решил ехать в Ереван поездом. "Возможность
лететь самолетом меня не прельщала. Хотелось въехать в Армению не сразу,
а постепенно. Подобно тому как постепенно раскрывается занавес в театре
и зрители попадают в волшебный мир, передо мной постепенно раскрывался
образ страны, которую я мечтал увидеть всю свою жизнь. И у меня
создавалось ощущение, что я давно уже знаю Армению, более того, видел ее
в своих произведениях, и чувствовал себя армянским художником,
прожившим часть жизни в родной стране".
Откликаясь на первую выставку работ Гарзу в Армении, искусствовед
Генрих Игитян писал о том, что мы начинаем видеть по Гарзу очертания
современных зданий, подъемные краны, железнодорожные пути, строящиеся
корпуса заводов, цепкие кустарники, рассыпанные по склонам армянских
гор. "Это прежде всего говорит о том, что Гарзу - глубоко современный и
национальный художник. Национальное своеобразие определяется не
этнографической или фольклорной окраской, а той внутренней жизнью,
темпераментом, конструктивным мышлением, которые характеризуют лучшие
творения армянской культуры", - подчеркивал Г.Игитян.
Гарзу
видел современность в звуках, ощущая ее в красочных, ярких,
беспокойно-насмешливых красках. И, может быть, поэтому, глядя на его
работы, ощущаешь звуки Парижа, сложную полифонию вечно прекрасного
города. Он слушал музыку Парижа, улавливал ее в природе, в звуках и
красках окружающей действительности и стремился по-новому воплотить все
виденное и слышанное. Да, музыка прежде всего. Потому что Гарзу и музыка
Парижа навечно слиты. Он словно бог музыки, которая звучит, захватывая
зрителя, и обостряет наше восприятие его полотен, их сокровенного
смысла.
У Гарзу в Армении было много друзей, для которых двери его дома в
Париже и мастерской всегда были открыты. Среди них и искусствовед,
заслуженный деятель искусств РА Шаэн Хачатрян, с которым художника
связывала искренняя дружба.
- С выдающимся художником Гарзу я познакомился в 1966 году, когда он
впервые приезжал на родину с выставкой графических работ, - гравюр и
книжных иллюстраций, - рассказывает Ш.Хачатрян. - Тогда Гарзу был
известен нам лишь одним своим произведением - живописным полотном,
которое он прислал в дар нашей Картинной галерее в 1963 году. Все
работы, составившие экспозицию выставки, художник также подарил родине. Я
опубликовал о Гарзу статью и с тех пор неоднократно писал о нем,
включал его произведения в свои книги и альбомы. В 1984 году по
приглашению Академии художеств и Союза художников СССР я организовал в
Москве крупную выставку мастера, и он присутствовал на ее открытии.
Мы много раз встречались в Париже, и всякий раз Гарзу посылал со мной
в Ереван несколько новых литографий. В 1989 году, после землетрясения, я
попросил его помочь ленинаканским художникам, в одночасье лишившимся
мастерских, а часто и средств к существованию. Фонд культуры, где я был
тогда исполнительным директором, предполагал устроить выставку-продажу
примерно полусотни работ, которые Гарзу, не задумываясь, передал мне.
Выставка-продажа спустя некоторое время состоялась, однако я уже не имел
к ней отношения: в Фонде культуры произошли кадровые перестановки.
Через непродолжительное время меня немало озадачило, что два десятка
литографий, которые я, повторяю, собственноручно привез в Ереван, вдруг
обнаружились в США, где их продавали по несравнимо более высокой цене...
Помню, тогда же я попросил, чтобы мастер отозвался на землетрясение
не только в качестве гражданина, но и как художник. Прошло несколько
месяцев, и я получил от него эскиз картины "Надежда": из земли, на
которой стоит разрушенный город, словно дерево, прорастает обнаженная
женщина, на ее голове не волосы, а густая поросль молодых цветущих
побегов... К сожалению, этой картины Гарзу так и не написал. Армянская
тема, точнее, тема Геноцида возникла также во фресках, которыми художник
расписал средневековую церковь в городе Маноске на юге Франции...
В середине 90-х мы снова встретились, и мастер пригласил меня
пообедать в ресторан, украшенный его фресками. Атмосфера беседы была
самой непринужденной, и я счел возможным посетовать, что Национальная
картинная галерея все еще располагает лишь одной живописной работой
Гарзу. Мы приехали к нему. Жены художника не было дома, и он
заговорщически подмигнул: "Выбери несколько работ, только никому об этом
здесь не говори"... Из привезенных мной семи десятков работ несколько
графических и четыре живописные работы я проиллюстрировал в своей книге
"Музейный воин".
Наталия ГОМЦЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20297/culture/20660/
|