Эта
дата стоит особняком даже в изобилующей страшными расправами над мирным
армянским населением истории карабахского противостояния. То, что
сотворили азербайджанские нелюди за несколько часов, то, чему есть
неопровержимые доказательства в виде сделанных спустя пару дней после
резни фото- и видеокадров, то, что баронесса Кэролайн Кокс назвала
"современной Голгофой, только во много раз хуже", действительно не
поддается пониманию с точки зрения цивилизованного человека. Чудовищна
сама статистика резни, чудовищны списки убитых и угнанных в заложники,
потому что большинство имен в этих списках принадлежат старикам,
женщинам и детям, в числе которых были грудные. Но события в Мараге
имеют и ряд других, весьма специфичных особенностей, которые также
выделяют это преступление среди аналогичных, совершенных Азербайджаном в
отношении армянского населения.
"МАРАГА" СТАЛА ПЕРВЫМ АКТОМ ГЕНОЦИДА, ОСУЩЕСТВЛЕННОГО УЖЕ ОБРЕТШИМ НЕЗАВИСИМОСТЬ АЗЕРБАЙДЖАНОМ в
условиях военной агрессии против народа Арцаха. Однако нападение ни в
коей мере не было продиктовано военной необходимостью – Марага
находилась в стороне от места основных боевых действий. Тем не менее
именно это село подвергалось неоднократным атакам вплоть до 10 апреля,
именно этим селом упорно пытались овладеть азербайджанцы и именно это
село Армии обороны НКР так и не удалось освободить, хотя, как утверждают
сами марагинские ополченцы, для этого весной 1994 года были все
основания и предпосылки.
Но именно этому селу не суждено было быть освобожденным по двум
основным причинам. Марага была обречена на распятие в силу поистине
звериной армянофобии, выплеснувшейся на не успевших спастись бегством
мирных жителей. Мараге было суждено оставаться под оккупацией
Азербайджана в силу другого важнейшего фактора - нефтяного. Тщательное
изучение обстоятельств распятия Мараги не оставляет сомнений в том, что в
апрельской трагедии поистине дьявольским образом переплелись два этих
фактора, сыгравшие основную роль в зарождении, становлении и развитии
азербайджанского государства: агрессивной армянофобии и нефтяных
интересах.
Вот что писал об этом член президиума Верховного Совета Нагорного
Карабаха в 1992-1995 годах Валерий Казарян: "Вопрос и конфликт перестали
быть локальными, когда нельзя было допускать, чтобы армяне получили
контроль над нефтеносным Мир Баширом" (журнал "Анив", N2, 2010г). Ценой
"делокализации" вопроса и конфликта стала бойня 10 апреля 1992 года,
когда население армянского села Марага было принесено в жертву
глобальным топливно-энергетическим интересам, поскольку находилось на
территории нефтеносного района, где добывается ценное углеводородное
сырье – так называемая белая нефть.
Достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться в этом. Достаточно
ознакомиться с рассказами самих марагинцев, которые подтверждают: рядом с
селом возвышалась нефтяная вышка и проходил нефтепровод. Но никому из
них и в голову не могло прийти, что когда-нибудь это опасное соседство
может стать для села судьбоносным. Именно неприемлемость для сверхдержав
возможности контроля армян над нефтеносным районом привела к тому, что
Марагой стремились овладеть любой ценой. Освобождение села после
нескольких часов ада 10 апреля не поставило точку в этой кровавой
истории: спустя около 2 недель Марага была вновь атакована и захвачена –
и по сей день остается под контролем Азербайджана. Бывшие марагинцы,
обосновавшиеся в селе Нор Марага, могут видеть родное село в бинокль –
настолько близко оно расположено к границе НКР и Азербайджана...
ЕСТЬ ЕЩЕ ОДНА ОСОБЕННОСТЬ МАРАГИ, КОТОРАЯ ТАКЖЕ ОБЫЧНО ОСТАЕТСЯ вне
поля зрения даже армянских исследователей. Свидетельства жителей села
не оставляют сомнений в том, что совершенное 10 апреля наступление
изначально планировалось на 26 февраля – ночь, когда на подступах к
Агдаму были убиты жители Ходжалу, которые воспользовались оставленным
армянской стороной гуманитарным коридором, но были расстреляны своими же
соотечественниками в 10 километрах от поселка.
Между этими двумя преступлениями существует прямая связь, указывающая
на неизменность замыслов и почерка азербайджанских властей любого
розлива и политической ориентации. Подобно тому, как вводом советских
войск в январе 1990-го пытались и до сих пор пытаются замаскировать
бакинские погромы армян, убийством ходжалинцев, очевидно, пытались
замаскировать убийства мирных жителей Мараги. При этом следует отметить
одну характерную деталь: в январе 90-го из многотысячного армянского
населения в Баку оставались в основном старики, инвалиды, беспомощные и
больные люди, а также оставшиеся присматривать за ними родственники. В
Мараге 10 апреля также были в основном убиты, замучены и угнаны в плен
главным образом оставшиеся в селе в силу разных причин старики, женщины и
дети...
26 февраля иезуитский план Баку провалился: атака на Марагу была
отбита силами отрядов самообороны. "Современная Голгофа" разразилась
спустя почти 2 с половиной месяца, когда для взятия Мараги азербайджанцы
наняли советских офицеров с танками. Об этом также убедительно
свидетельствуют марагинцы, утверждая, что в противном случае врагу не
удалось бы войти в село и учинить там геноцид.
В вопросе Мараги имеется не только множество документов и
видеоматериалов, не оставляющих и тени сомнения в том, что в селе был
совершен геноцид. В интернете размещен беспрецедентный по своему цинизму
видеоролик под названием Azeri OMON in Maraghar 1992
(http://www.youtube.com/watch?v=EMWdn4kT5V8), на котором азербайджанские
вояки поют и пляшут, празднуя "победу" над беззащитными стариками,
женщинами и детьми. Таково истинное лицо азербайджанской армии, которая
не в состоянии одерживать иных "побед", кроме как над безоружными и
беспомощными либо спящими людьми...
10 АПРЕЛЯ НЫНЕШНЕГО ГОДА ИСПОЛНИТСЯ РОВНО 20 ЛЕТ СО СТРАШНОГО ДНЯ РАСПЯТИЯ МАРАГИ.
Все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости обращения в
международные инстанции с целью осуждения и наказания виновных в
преступлении против мирных жителей и компенсации пострадавшим
марагинцам. Совершенное 20 лет назад преступление против мирных жителей
Мараги, как и продолжение Азербайджаном уже в наше время геноцидальной
политики в отношении армянского народа не только доказывает
невозможность и недопустимость каких-либо компромиссов с армянской
стороны, но и фактически лишает Баку какого-либо права участвовать в
переговорном процессе по карабахской проблеме и определении
окончательного политического статуса армянского Арцаха.
.... В документальном фильме "Обыкновенный геноцид. Марага 10
апреля 1992г" пожилая жительница Мараги, своими глазами видевшая,
выражаясь словами баронессы Кокс, "разверзшийся на земле ад", говорит:
"Они такое с нами сделали, а мы им сейчас наши земли должны отдавать?!
Ничего и никому не отдам – пусть хоть сейчас сунутся к нам, сама возьму в
руки оружие и пойду защищать родину..."
Марина ГРИГОРЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20248/home/17859/
|