8 февраля главы железнодорожных ведомств Азербайджана, Ирана и России подписали в Тегеране пакет соглашений в рамках реализации проекта железнодорожного коридора Север-Юг.

Межправительственное соглашение о международном транспортном коридоре Север-Юг между Россией, Ираном и Индией было подписано еще в сентябре 2000г. Оно предусматривало поддержку этими тремя странами транзитного транспортного сообщения от Северной Европы до Аравийского моря и индийских портов через территорию России, Ирана и по акватории Персидского залива в Индию. В мае 2002г. министры транспорта стран-участниц подписали протокол об официальном открытии коридора.

Сухопутный коридор вдоль западного побережья Каспия реально сокращает время транспортировки грузов из Северной Европы в Южную Азию более чем на десять суток: подсчитано, что если путь морем через Суэцкий канал занимает тридцать пять дней, то по коридору Север-Юг – около двадцати двух. В пересчете на экономику это громадное преимущество, которое еще более умножится по мере наращивания объемов грузоперевозок.

Собственно, этим и вскрывается политический смысл маршрута, превращающего Россию и Иран в важнейший коммуникационный коридор для стран Северной Европы. Сложность же заключалась в том, что между Россией и Ираном не существует непосредственной сухопутной границы, через которую возможна прокладка железнодорожного полотна. Водный же путь по каспийской акватории из Астрахани к иранскому побережью хотя и востребован (ныне функционирует), но не составит конкуренцию Суэцкому каналу, соответственно, не особенно привлекателен, что минимизирует интерес к нему со стороны развитых стран Северной Европы.

Естественно, что разрабатывался и восточный маршрут коридора – через территории центральноазиатских государств (Россия – Казахстан – Узбекистан –Туркменистан - Иран - Индия), однако этот маршрут более протяженный, более "пестрый", что негативно сказывалось и на политической составляющей проекта. Единственная страна, которая граничит одновременно и с Россией, и с Ираном, – это Азербайджан.

Вместе с тем Азербайджан находится в состоянии войны со стратегическим партнером России на Кавказе, с которым добрососедские отношения поддерживает также и Иран. Таким образом, сформировалась не совсем простая ситуация, когда на одной чаше геополитических весов крайне важный международный проект с участием крупнейших государств, на другой – степень доверительных отношений с Арменией (и, конечно, ряд других проблем).

Это стало одной из причин того, что проект около двух лет находился в замороженном состоянии. Размораживание проекта связано с возможной американской агрессией и обусловленной подобной перспективой активизацией азербайджанского сепаратистского движения в северных провинциях Ирана. В тот период лидер азербайджанского сепаратистского движения Чехрагани - бывший профессор Тебризского университета - проводил частые встречи с западными дипломатами, обещая всемерную поддержку в случае военной акции против тегеранского режима.

В сентябре 2004г. заместитель госсекретаря США Р.Армитидж заявил: "Персы - уже почти меньшинство в своей собственной стране. Их всего около 52%. В то же время азербайджанцев в Тебризе намного больше, чем собственно в Азербайджане". Это заявление было расценено оппонентами в том русле, что помимо введения экономических санкций или собственно военной агрессии против Ирана Белый дом намерен использовать и внутрииранские межэтнические противоречия.

В ответ на выступление американского дипломата тогдашний иранский президент Хатами заявил: "Иран выступает против военного присутствия США и нерегиональных сил в регионе. Мы выступаем против намерений Вашингтона разместить американские военные базы в районе Каспия под предлогом сотрудничества с Азербайджаном". В 2004г. обстановка вокруг Ирана действительно была крайне напряженной, причем газеты частенько сообщали даже о сроках американского вторжения в страну.

Именно тогда Москва и Тегеран предприняли попытку привязать Азербайджан к своим геополитическим проектам. В 2004г. в Москве была достигнута договоренность между Россией, Ираном и Азербайджаном о строительстве железнодорожного полотна Астара – Решт - Казвин, который связывал Россию и Иран через территорию Азербайджана. Таким образом, этот трехсторонний консорциум стал частью транспортного коридора Север-Юг с конечным выходом к индийским портам. Известие о создании консорциума Россия-Азербайджан-Иран армянской стороной, естественно, было встречено неодобрительно. Страна и без того в блокаде, тогда как блокирующий ее Азербайджан становился важнейшим коммуникационным узлом.

По предварительным оценкам планировалось в развитие азербайджанского участка инвестировать $130 млн для прокладки ветки Ялама – Астара протяженностью 511 км до границы с Ираном. Иран должен был приступить к модернизации и частично достроить участок дороги Астара – Решт – Казвин, менее протяженный, но зато гористый. Иранцы обещали привести в порядок этот участок в течение четырех лет. Ни Москва, ни Тегеран не задавались целью "кинуть" Армению, однако в тот период обстановка диктовала свои приоритеты.

Ситуация изменилась благодаря китайскому вмешательству в процесс. В октябре 2004г. между Пекином и Тегераном было заключено соглашение по углеводородам, сразу же после чего китайский министр иностранных дел Ли Чжаосин объявил, что его страна не поддержит действия Совета Безопасности ООН против иранской программы по атомной энергии.

Уже в феврале 2005г. после многочисленных пререканий и неоднократного вмешательства со стороны Вашингтона Россия и Иран подписали соглашение, открывшее путь поставкам российского ядерного топлива на иранскую АЭС в Бушере. Более того, российское правительство последовательно утверждало, что Москва не поддержит резолюции Совета Безопасности ООН, которые будут осуждать иранскую атомную энергетическую программу или предусматривать экономические санкции против Ирана. На фоне оказываемой Ирану поддержки со стороны двух постоянных членов СБ ООН – России и Китая - стало ясно, что войны не будет.

Таким образом, железнодорожный проект вновь заморозился. Это создало благоприятные условия для активизации усилий на армянском направлении. Тегеран и Ереван подписали основной контракт о поставках газа и договор о строительстве газопровода, тогда же состоялась официальная церемония закладки новой трубы на армянской территории и началось строительство первого армянского участка газопровода Мегри - Каджаран протяженностью 40 км.

В 2006г. Армения присоединилась к соглашению о международном транспортном коридоре Север-Юг, а уже через год между президентами Кочаряном и Ахмадинежадом была достигнута окончательная договоренность о строительстве железной дороги Иран -Армения. В соответствии с документом ее протяженность составит около 540 км, из которых более 460 км приходится на территорию Армении. Вероятнее всего, она будет проложена по маршруту Гагарин – Гавар – Мартуни – Джермук – Вайк – Сисиан – Капан – Мегри. Остальная часть железнодорожного полотна будет пролегать по территории Ирана до станции Мерант. В феврале 2008 года ОАО "Российские железные дороги" подписало договор о концессионном управлении армянской железной дорогой. На основе договора с 1 июня 2008 года начала работу дочерняя компания ОАО "РЖД" по управлению ею - ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".

И вот 8 февраля 2011 года почти как гром среди ясного неба грянуло известие о подписании руководителями железнодорожных ведомств Азербайджана, Ирана и России трехстороннего документа по реализации проекта железнодорожного коридора Север-Юг. Глава управления железными дорогами Ирана Абдулали Сахиб Мухаммеди по итогам церемонии заявил о том, что стороны будут совместно работать в сфере реализации проекта строительства железной дороги Казвин - Решт - Астара.

Интересно, какое политическое событие заморозит проект на этот раз и заморозит ли вообще?

Арис КАЗИНЯН "Голос Армении"