Вечную
«прописку» в Национальной картинной галерее Армении нашли более 20-и
полотен Корюна СИМОНЯНА. Художник обожал родную природу, страну и ее
людей. Свою любовь он доказал жизнью - пав смертью храбрых в начале
февраля 1943 года. К счастью, после него остались творения его кисти,
отражающие мир, волнующий художника и гражданина.
Это полотна «Убийство Юсуфа», «Ереван», «Автопортрет», «Горис, фруктовый
квартал», «Осень», лебединая песнь живописца - акварель «Встреча»... Армянские
писатели и художники, павшие на разных фронтах Великой Отечественной,
что и говорить, были людьми разного дарования и мастерства. Кто-то из
них был уже известен и даже знаменит, другие только-только выходили на
творческое поприще. Корюн Симонян был уже зрелым художником, с
собственным оригинальным мышлением и четким творческим кредо. Биография
художника оставила заметный след и в его творчестве. В 1915 году чудом
спасенный во время резни ребенок нашел пристанище в Восточной Армении. Племянник Корюна, сын его сестры Сатик Володя Агабабян вспоминает: -
Мой отец, Аристакес Агабабян, потерявший во время резни всю свою семью,
обращался в самые разные места, расспрашивал и повсюду искал хоть
кого-нибудь уцелевшего из своей родни. Искал он и Корюна, и поиски эти
увенчались успехом. Через 12 лет после геноцида брат и сестра
встретились в Алаверди. Я был шестилетним мальчиком, играл во дворе,
когда соседские дети сообщили мне: твой дядя приехал! Я сразу кинулся
домой. Увидев меня, Корюн воскликнул: «Этот пацан что, разносчик угля?»
Он принес мне подарки - шапку и пшат. Я был счастлив - у меня появился
дядя, да и пшат я видел в первый раз. Утром он достал карандаш и бумаги и
нарисовал меня пьющим чай, со стаканом в руке. Он пожил с нами
несколько дней, нарисовал меднолитейный завод, Санаин, Ахпат, потом мы
вместе поехали в Дсех - родину Ованеса Туманяна.
Восхитительная природа Лори и ее простые люди пленили Корюна. Он
вернулся обратно в Ленинград с множеством акварелей и картин маслом.
Потом написал нам о том, что стал победителем студенческой выставки и в
качестве награды удостоился творческой поездки на целый месяц…
Талант
живописца выявился у Корюна Симоняна в американском приюте. Однажды он с
друзьями посетил только что открывшуюся в Ленинакане художественную
студию. Как оказалось, не только Корюн, но и его друзья, Саркис, Амо,
Левон и Ваник, также были наделены явными способностями к живописи. Всех
их взял под свое покровительство художник-педагог Степан Алтунян.
Впоследствии, когда Корюн, уже после окончания Ленинградской академии
художеств, вернулся в Ереван, его учеником стал единственный сын
Алтуняна - Зазик. Увы, и он, как и его учитель, не вернулся с войны…
Фронтовые письма Корюна Симоняна сберег и передал музею его близкий
друг, известный художник Хачатур Есаян. Эти письма до сих пор не
утратили своей ценности, тем более что содержат важные сведения о других
наших художниках-фронтовиках. Вот как отзывался о Корюне Симоняне
видный армянский художник Эдвард Исабекян: «Вот уже который год некое
внутреннее чувство все подмывает меня написать о художнике, которого я
полюбил по велению души - не видя его, не будучи с ним знаком, но ощущая
его настолько близким и родным себе, что порой казалось мне, будто мы
были и знакомы, и близки. Речь о художнике Корюне Симоняне. Это было
много лет назад. Я был директором Национальной галереи Армении. В тот
день должно было состояться заседание ученого совета. Времени было еще
достаточно, и я бродил по пустым залам (это чудесное и необъяснимое
удовольствие - бродить в одиночку по залам и наслаждаться своими
любимыми картинами), и вдруг застыл перед одной из картин. То был
автопортрет Корюна Симоняна. Ах, этот автопортрет!.. Боже мой, какая
серьезность, какое уверенное и надежное самопроявление, какая внутренняя
сила, какое спокойствие... Он знает, что рисует!» А вот воспоминания о Корюне Симоняне одного из его учеников: «Корюн
был сильным человеком - как крестьянин, с силой земли в своих венах.
Человек с большой буквы. Он был немногословен, но то, что нужно, говорил
твердо. И вместе с тем он был удивительно простым и понятным,
великолепным художником, блестящим талантом, который метеором пронесся
по армянскому небосводу…»
В
1936-41 годах Корюн Симонян жил и работал в Ереване, принимал участие
во всех выставках Союза художников Армении, был членом передвижной
мастерской. И рисовал, рисовал, рисовал!.. К великому сожалению, его
работы тех лет утрачены. И хотя дошедшее до нас творческое наследие
невелико, ценность его неоспорима. В числе его работ особо выделяется
полотно, которое демонстрировалось во время празднования 1000-летия
эпоса «Сасна црер». Это первая армянская батальная картина, занимающая
сегодня свое достойное место в Национальной картинной галерее Армении. Художница
Эгинэ Абрамян, которой сегодня уже 101 год и которая училась в
Ленинградской академии художеств вместе с Корюном Симоняном,
рассказывает, что лучше всех в их группе рисовал Корюн. По словам
художницы, дипломная работа Корюна Симоняна - «Расстрел коммунистов в
Татеве» - привлекла особое внимание академии. С композиционной точки
зрения она была признана великолепной. К сожалению, во время блокады
Ленинграда картина сгорела - осталась лишь фотография с нее, которая
ныне хранится в архиве. В автобиографии, написанной Корюном
Симоняном в первые дни после поступления в Ленинградскую академию
художеств, мы читаем: «Родился в 1912 году в селе Стан Карсской области.
Турки депортировали нас в 1916 году. В 1918-м мы вернулись в село.
Месяц спустя турки нас снова ограбили и депортировали. Мы перебрались в
Сарыкамыш, но нас выгнали и оттуда. Мы поселились в Карсе. В 1919 году
турки внезапно напали на Карс и захватили его. Мы попали в плен. Отца
убили, а мать умерла еще в 1914-м, так что я остался у бабушки и
дедушки. В 1920 году турки разрешили нам покинуть Карс, и мы перебрались
в Ленинакан. Дед умер от голода, и меня взяли в американский приют. В
1928 году я перебрался в Ереван и поступил в художественно-промышленный
техникум. В 1930 году получил рекомендацию и поехал в Ленинград, сейчас
учусь в Академии художеств». Раненный в 1943 году в одном из боев за
Северный Кавказ, Корюн Симонян взял в руки перо и написал: «Моя жизнь и
моя кисть принадлежат моему народу…» Это была последняя строчка
художника, блестящего таланта, навсегда оставшегося в благодарной памяти
своего народа. http://www.sobesednik.am/ru/culture/2595-2012-04-20-16-47-13 |