ИА REGNUM
публикует полный текст выступления обозревателя ИА REGNUM, директора
исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного
Института новейших государств Станислава Тарасова на экспертных
слушаниях Международного Комитета "Евразийская перспектива и решение
политических, гуманитарных и экономических проблем "непризнанных"
государств" в Москве, 14 июня 2012 года: "В перспективе я не
исключаю, что Москва и Тегеран пойдут на признание независимости
Карабаха. Но появление феномена "двух Армений" может быть сопряжено
только с серьезнейшими геополитическими изменениям в регионе так
называемого "Большого Ближнего Востока". Более того, я не исключая и
того, что "армянский центр" в Закавказье переместиться из Еревана в
Степанакерт. Во всяком случае, по моему наблюдению, сейчас формируется
закавказское направление в иранской внешней политике, которое
преподнесет в скором будущем немало сюрпризов. И только после этого, как
и после признания независимости Приднестровья возможно сформировать,
вернее, мне кажется это было бы целесообразным реанимировать процесс
объединения Карабаха и Приднестровья в некий альянс непризнанных
государств. В свое время этот процесс был. Тогда Карабах вышел из него,
но сейчас можно предположить изменение позиции, так как в случае
признания Россией Карабаха вокруг него возникает новый центр Армении и
рождается новая геополитическая конфигурация с вариантом присутствия
России. Следующий серьезный момент: с кем мы будем делить, а мы
вынуждены будем "делить", регион Закавказья. С Ираном или с Турцией? С
кем нам предпочтительнее? Если честно говорить, то конечно лучше с
Ираном, так как Иран открыто говорит: "Или вы выходите к Араксу и мы
будем молчать, или мы будем осуществлять свою политику, но тогда вы
молчите". Но, рано или поздно эта ситуация прийдет к какой-то развязке.
Но если контуры евразийских проектов Ирана и Турции очерчены, обозначен
ареал влияния этих проектов, то что такое российский проект, честно
говоря я не знаю. Какие его контуры? Ну включаем мы в него границы
Казахстана, а дальше terra incognita для нас. Войдут ли в него
государства Закавказья? Вот в Молдавии, например, заговорили о
возможности ориентации на евразийское пространство. Я рассматриваю эти
разговоры как рефлексию на кризисные явления в Европе, потому что в
самой Европе тоже идет распад и очень серьезный. Скорее всего речь идет о
формировании Старой Европы, появлении лимитрофных зон в Восточной
Европы. Отдельно Греция. Непонятно как мы будем реагировать на Грецию?
Внешние факторы заставляют Москву реагировать на них и в реактивности
минус наших позиций. Многое в дальнейшем ходе событий в регионе
"Большого Ближнего Востока" зависит от качества дипломатической работы
российского внешнеполитического ведомства. Перед нашими слушаниями я
просмотрел список западных послов - США, Англии, Франции, Германии в
закавказских государствах и государствах Средней Азии. Все они
высокопоставленные дипломаты связанные с различными аналитическими
центрами, со спецслужбами и так далее. Я посмотрел и список наших послов
в этих же странах, я их уважаю, не хочу оскорблять, но это вообще-то
ужасно. Мы имеет дело с фактором не только низкого уровня аналитической
работы, но и ее практического отсутствия. Некоторые послы с которыми
приходится общаться, неглупые люди, пишут какие то аналитические
справки, доклады, обозначают какие-либо аналитические перспективы, но их
никто здесь не слышит. То есть идет параллелизация - на уровне
администрации работают бюрократизированные структуры, на уровне МИД
вообще никакой аналитики нет, Совет Безопасности физически не может
разрабатывать эту аналитику, так как не имеет возможностей. Возникает
вопрос, есть ли в этой стране, в России, структуры которые занимаются
серьезным анализом этих проблем? На экспертном уровне подготавливать
почву для принятия и осуществления решений? Мой личный опыт работы,
поездки в Карабах, Иран, готовящаяся поездка в Турцию, показывает, что
можно реализовывать публичные акции и, даже вызывая огонь на себя,
заставлять МИДовских работников соответствующих подразделений
реагировать и действовать. Такого типа работу - выход в широкое
информационное пространство, наших геополитических партнеров и
конкурентов необходимо делать. Прошел тот момент, когда, вот мы сидим
анализируем, а МИД, Администрация принимают решения - этот этап уже
прошел. Идут ошибки. Необходимо публично об этом говорить. И так
говорить, что бы заставлять принимать решения. Почему? Потому, что ход
событий с Юга, вынудит, заставит действовать, заставит реагировать,
ситуация не будет находиться в статике. В Средней Азии это точно. В
Закавказье, мне кажется это вопрос где-то осени или ближе, судя потому
что происходит на Карабахском направлении. Там, в Карабахе уже
идут перестрелки, армянская сторона говорит, что это выгодно режиму
Саргсяна, Баку утверждает, что им тоже это невыгодно - мол они еще не
сгруппировались. Но поскольку в Карабахе нет миротворческого корпуса, в
любой момент может вспыхнуть военный конфликт работающий как детонатор.
Причем в этом конфликте в нынешней ситуации заинтересованы и Иран и
Турция. И важный момент, на который я хотел обратить внимание,
если смотреть со стороны Турции, со стороны Ирана если смотреть, который
просто физически ощущаешь там и который не возможно увидеть из Москвы -
фактора страха перед американцами нет. Он исчез. Например Иран активно
ведет противостояние с американцами на афганском направлении и у них все
получается. Они нашли успешные формы действий и больше не боятся
американской агрессии. Более того у них есть идея распространения
шиизма, сбываются их прогнозы по арабской весне, в результате которой
шиизм укрепляется, начинает преобладать над суннизмом. Заставляют
Саудовскую Аравию как реперную точку американского присутствия в регионе
делать ошибки, такие как конфедерация с Бахрейном. Это означает, что
евразийский проект Ирана уже начал работать. И если российская сторона
окажется не готова к координации то мы встретимся с фактором южной
империи, скорее всего, это будет Иран. Но Иран начнет действовать
тогда, когда он блокирует Турцию через курдский фактор в юго-восточной
Анатолии. В связи с этим еще одно наблюдение. Мне повезло, я владею
турецким и иранским языками. И находясь там я смотрю выпуски новостей, и
там смотря новости можно понять что происходит в мире. Так вот очень
интересно наблюдать за внешностью Эрдогана, турецкого премьера Гюля, их
министра иностранных дел, руководителя службы безопасности, других
министров. В последние два, три месяца я заметил интересную вещь - на
второй-третьей минуте публичного выступления они впадают в истерику.
Раньше говорили монотонно, образно, со ссылками на пророков. А теперь -
истерика. Эрдоган заводится буквально на пятидесятой секунде. Если бы вы
посмотрели его выступления по курдскому фактору, то рядом можно
поставить Гитлера. Я, конечно, не сравниваю политическую мотивацию, я
говорю о истеричном осознании возможности проигрыша, который серьезно
скажется и на общем развитии ситуации, через сирийский плацдарм. Который
может стать спусковым крючком общей дестабилизации.
Мы, российская дипломатия, впервые за двадцать лет попыталась дать
бой на ближнем востоке, блокируясь с китайцами. Судя по тому, что
говорил наш президент в Пекине и позже в формате Шанхайской группы, из
того что я знаю, если только размен сирийской карты пойдет по
фрагментации, как в Ливии, если нашу дипломатию продавят, например путем
спасения Асада, то я хочу сказать, что следующим ходом может быть
признание Карабаха. Кем? Единственное государство которое может первым
пойти на признание сразу всех трех кавказских непризнанных государств -
Иран, но следующим ходом будет признание Тегерана будет признание
иракского Курдистана". |