Эксклюзивное интервью президента Республики Армения Сержа Азатовича САРГСЯНА журналу "Союзники. ОДКБ”
— Серж Азатович, хотелось бы, чтобы Вы вкратце представили читателям журнала "Союзники. ОДКБ” портрет сегодняшней Армении, прежде всего ее военный, экономический, промышленный и культурный потенциалы.
— В настоящее время Армения находится в стадии кардинальных реформ в ключевых сферах жизни: военной, экономической, судебно-правовой, образовательной. Хотя мировой финансовый кризис внес серьезные коррективы в наши планы, это никоим образом не повлияло на военное строительство.
Коренные реформы в Вооруженных силах Армении направлены на модернизацию армии. Это подразумевает подготовку новых кадров, модернизацию вооружения, создание современных командных структур, формирование более мобильных подразделений с соответствующим оснащением. Активно продвигаются работы по строительству миротворческой бригады.
Несмотря на многолетнюю блокаду со стороны Турции и Азербайджана, наша экономика развивается. Думаю, что залог нашего успеха состоит в сочетании трудолюбивости нашего народа, последовательной экономической политики и стабильности банковской системы. В настоящее время в Армении создан благоприятный бизнес-климат, надежный для инвестиций в разных областях промышленности, сельского хозяйства, строительства, здравоохранения и инновационных технологий. Богатство нашей культуры, изобилие исторических памятников, проведение культурных мероприятий международного масштаба создали благоприятные условия для развития туризма.
Уверен, что решение вопросов безопасности и формирование атмосферы доверия и сотрудничества в регионе придаст новый импульс экономическому развитию наших стран как в отдельности, так и региона в целом. Таким образом, потенциал каждого государства будет использован более эффективно, будут обеспечены благополучие и безопасность народов Южного Кавказа.
— ...О государственной независимости мечтали поколения армян. Какие, на Ваш взгляд, ключевые вопросы сохранения армянской государственности и национальной идентичности удалось решить за прошедшие 20 лет?
— 20 лет независимости — это знаменательный юбилей в жизни каждого гражданина Армении, армянского народа в целом и Армении как государства. Преодолев крупнейшие политические и экономические кризисы в разные периоды нашей 20-летней независимости, мы достигли многого. В особенности хотел бы отметить формирование государственных структур, Вооруженных сил, институтов гражданского общества. Думаю, что это самые ключевые достижения нашей независимости и залог укрепления армянской государственности в будущем.
— Армения во все времена традиционно ориентировалась на Россию. Сегодня она имеет статус стратегического партнера России и является членом ОДКБ. Как Вы в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РА оцениваете участие в ОДКБ?
— Охарактеризовать армяно-российские отношения в рамках одного интервью достаточно сложная задача. Наши народы связаны историческими, духовными, социальными, экономическими и политическими нитями. Сотрудничество между нашими государствами достигло уровня стратегического партнерства, а взаимодействие в рамках ОДКБ еще более укрепило динамично развивающиеся армяно-российские отношения. Деятельность ОДКБ и активное вовлечение Армении по всем ее направлениям, безусловно, позитивно повлияли на боеспособность нашей страны и способствовали повышению уровня безопасности нашего региона.
За последние несколько лет нам удалось заметно активизировать деятельность организации, сформированы основные механизмы координации действий государств — членов ОДКБ в области безопасности, обороны и внешней политики. Создаются практические механизмы военно-технического и военно-экономического сотрудничества, совместной подготовки кадров. Сделаны важнейшие шаги по развитию сотрудничества в области совместной борьбы против незаконного оборота наркотиков. Особое внимание уделяется противодействию современным глобальным вызовам и угрозам, таким, как международный терроризм и экстремизм. Об успешности скоординированных действий государств — членов ОДКБ в этих областях свидетельствуют регулярно проводимые учения "Рубеж” и антинаркотическая операция "Канал”.
Новой составной частью системы коллективной безопасности, отвечающей вызовам современности, стали созданные в 2009г. Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ (КСОР ОДКБ). Всего через четыре месяца после подписания Соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования на казахстанском полигоне "Матыбулаг” и в октябре 2010 года на российском полигоне "Чебаркуль” проведены первые масштабные учения.
Говоря о Кавказском направлении с учетом сложной и труднопрогнозируемой обстановки в регионе Южного Кавказа, следует отметить, что наличие созданной на двусторонней основе Объединенной группировки войск Вооруженных Сил Республики Армения и Вооруженных Сил Российской Федерации на территории нашего государства созвучно интересам Армении и служит надежной гарантией обеспечения региональной безопасности.
В состав группировки входит дислоцированная на территории Армении 102 российская военная база, статус которой определен межгосударственным Договором. В ходе состоявшегося в прошлом году Государственного визита Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева в Республику Армения был подписан Протокол о продлении срока дислокации российской военной базы на территории нашего государства до 49 лет и расширении зоны ее ответственности. В документе зафиксировано, что Российская Федерация будет оказывать содействие в обеспечении Вооруженных Сил Республики Армения современным и совместимым вооружением и военной техникой.
— Расскажите, пожалуйста, о роли Армении в поддержании стабильности и обеспечении безопасности на Южном Кавказе...
— Армения неоднократно демонстрировала свою конструктивность и нацеленность на решение существующих в регионе разногласий. И наши международные партнеры признают это и ценят то, что данное нами слово никогда не расходится с делом. Это наглядно проявилось и 10 октября 2009 года в Цюрихе при подписании протоколов между Арменией и Турцией, и 25 июня текущего года в Казани, но, к сожалению, должного результата достигнуто не было из-за позиций Турции и Азербайджана.
Одновременно необходимо отметить, что в плане неприменения силы особую роль имеет развитие оборонных возможностей Республики Армения. Это подтверждает 17-летний режим прекращения огня без вмешательства извне. Следовательно, задача огромной важности — обеспечить разумный баланс сил в регионе.
На сегодняшний день благодаря реформам в оборонной сфере некоторые подразделения Вооруженных Сил Армении соответствуют международным стандартам и участвуют в международных миротворческих операциях, санкционированных ООН, готовы принять участие в операциях в составе КСОР ОДКБ. Последние смогут противостоять различным вызовам и угрозам, представляющим опасность внешним границам и инфраструктуре государства, а также решать вопросы устранения последствий техногенных и природных катастроф.
Мы верим в потенциал мирного регионального сотрудничества и экономического взаимодействия и готовы поддержать любую инициативу, направленную на снижение напряженности, восстановление доверия между народами региона.
— Какие, на Ваш взгляд, сегодня стоят задачи перед ОДКБ, требующие коллективного решения? Каковы перспективы развития Организации на ближайшие годы в политической, военной, военно-экономической сферах?
— ОДКБ — это постоянно развивающаяся организация. Ведь надо перманентно адаптироваться к новым реалиям, быть готовыми противостоять новым угрозам и вызовам. Нам нужно поднимать уровень согласования позиций по разным вопросам безопасности, координировать наши действия на разных уровнях. Откровенно говоря, это порой не так уж легко дается, и необходимость дополнительных усилий стоит на повестке. Наша организация постепенно превращается в многоцелевую, многофункциональную структуру, которая требует соответствующих изменений для значительного повышения уровня взаимодействия в укреплении системы коллективной безопасности.
Большую озабоченность вызывает напряженность, накапливающаяся в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ, что чревато появлением новых разделительных линий, возрождением атмосферы недоверия и подозрительности. Конкретную опасность несут в себе идеи и планы "силового” решения неурегулированных конфликтов вне формата существующих переговорных процессов. В этих условиях, конечно же, необходима концентрация коллективных усилий, прежде всего в эффективном использовании накопленного внутреннего потенциала и расширении сотрудничества с другими международными структурами в обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств.
Актуальным остается противодействие таким вызовам и угрозам, как терроризм, экстремизм, наркоторговля, организованная преступность, незаконная миграция, деструктивное информационное воздействие. Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы кризисного реагирования в рамках ОДКБ с учетом формирования КСОР и Коллективных миротворческих сил.
Уроки, извлеченные из известных кыргызских событий, помогли нам определить направления деятельности по повышению эффективности системы реагирования на возникновение кризисных ситуаций. В этом плане считаю прошлогоднюю декабрьскую сессию СКБ одной из самых результативных. Утверждены важные документы, позволяющие нашей организации реагировать в случае возникновения неординарных ситуаций.
Мы продолжаем укреплять сотрудничество с международными организациями, прежде всего с ООН и ее профильными организациями, по вопросам миротворческой деятельности, борьбы с терроризмом и наркоугрозой, исходящей из Афганистана, а также в сфере предотвращения и искоренения незаконной торговли оружием.
В военной сфере представляется необходимым продолжить работу по совершенствованию механизмов коалиционного военного строительства. Надо последовательно реализовывать Решения СКБ о КСОР ОДКБ от 4 февраля 2009 года в части оснащения национальных контингентов современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники, средствами связи и экипировки личного состава. Продолжается процесс формирования Миротворческих сил ОДКБ, а также разработки нормативных документов по подготовке и проведению миротворческих операций: созданию объединенных систем и прежде всего противовоздушной обороны в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах с возможностью их последующего интегрирования в единую систему ПВО ОДКБ. Ключевое значение имеет вопрос подготовки военных кадров. Следует также сформировать внутригосударственные механизмы оказания военно-технической помощи в соответствии с Протоколом о механизме оказания военно-технической помощи государствам — членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения акта агрессии.
Необходимо также обеспечить условия для всесторонней интеграции оборонно-промышленных комплексов государств — членов ОДКБ, в связи с чем я выделил бы вопросы, связанные с созданием межгосударственных научно-производственных объединений и предприятий по разработке, производству, модернизации, ремонту и утилизации продукции военного назначения.
Между Министерством обороны Республики Армения и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации подписан меморандум о сотрудничестве в области создания в Армении сертифицированных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники. В настоящее время армянскими и российскими специалистами прорабатываются вопросы по созданию на территории Республики Армения региональных сертифицированных центров по ремонту и обслуживанию бронетанковой техники, ее вооружения и двигателей, средств ПВО, а также вертолетов.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Еще очень многое предстоит сделать и впереди нас ожидает кропотливая и трудная работа.
— В 2012 году исполняется 20 лет Договору о коллективной безопасности. Каково значение этого договора для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве? Можно подвести некоторые итоги за это время?
— Абсолютно без всякого преувеличения можно сказать, что сделанный 19 лет назад нашими государствами выбор в пользу объединения усилий по поддержанию мира и безопасности на Евразийском пространстве был историческим и полностью оправданным. Проблема военной безопасности в государствах СНГ возникла сразу же после распада СССР, так как практически перестала существовать военная система, обеспечивающая оборону некогда единой страны от внешних военных угроз. Глубокая оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств Содружества и реального их состояния свидетельствовали о необходимости коллективной защиты.
Заключенный 15 мая 1992 года в Ташкенте Договор выполняет свою главную задачу по обеспечению благоприятных условий для развития государств — членов Организации, подтверждая свою эффективность в качестве важного инструмента укрепления международной безопасности и стабильности.
Ключевым этапом на этом пути стало создание в 2002 году Организации Договора о коллективной безопасности, которая постоянно укрепляет свой потенциал, превратившись в важный фактор мира и стабильности. Сегодня ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстроменяющимся геополитическим реалиям.
— В следующем году в Армении пройдут учения КСОР ОДКБ. Как планируется решить такие важные вопросы, как доставка контингентов войск и спецподразделений союзников по ОДКБ, а также оружия и боевой техники на территорию Республики?
— Мы не раз отмечали, и тут уже ничего поделать нельзя, что географическое положение Армении, к сожалению, уникально из-за отсутствия общих границ с союзниками по ОДКБ. К тому же ситуация осложняется еще и отсутствием железнодорожных коммуникаций, что также накладывает определенный отпечаток.
И все же должен сказать, что определенный опыт, связанный с транзитом и доставкой контингентов, а также оружия и боевой техники к месту проведения учений ОДКБ, в общем-то есть. Если говорить только об учениях КСОР ОДКБ, то нам приходилось решать эти вопросы как минимум дважды.
С момента создания КСОР ОДКБ было уже проведено два учения, и в обоих случаях воинский контингент Вооруженных Сил Республики Армения принимал участие. К сказанному могу добавить, что доставка армянской мотострелковой роты к местам проведения учений и обратно была осуществлена собственными силами, а именно — военно-транспортными самолетами типа Ил-76, и все вопросы, связанные с транзитом, были успешно решены. Я думаю, что такими же возможностями обладают и наши партнеры по Организации.
— Какой сегодня вектор армянской внешней политики?
— Внешняя политика Армении основана на взаимовыгодном сотрудничестве, где господствуют здравый смысл и искреннее взаимопонимание. Mы всегда руководствовались принципом налаживания отношений без ущерба для других партнеров. Это политика вовлеченности — Армения активно участвует во всех тех форматах, которые могут способствовать установлению мира и стабильности, развитию и взаимодействию в регионе и мире. И, думаю, что это нам удалось.
Мы прекрасно совмещаем наше членство в СНГ и в Совете Европы, в ОБСЕ и в Черноморском экономическом сотрудничестве. Являясь активным членом ОДКБ мы эффективно сотрудничаем с НАТО и принимаем участие в международных миротворческих миссиях. Сотрудничаем с Европейским Союзом, который содействует в проведении коренных реформ в нашей стране и в процессах евроинтеграции. Обобщая, можно сказать, что общее понимание и взаимное уважение прокладывают путь к продуктивной внешней политике. ИСТОЧНИК:www.nv.am |