Как уже знает читатель Voskanapat.info, в Международный день защиты детей группа сотрудников нашего Центра и портала навестила бойцов Национальной Армии Республики Армения на одной из самых высокогорных точек границы. Дорога к воинской части была удивительно красивой: она петляла и стрелой вонзалась в покрытые лесами горы, прорезала их, вырываясь на широкий простор, чтобы вновь вонзиться в чрево очередной горы. Собственно говоря, дороги Страны Армянской, как, наверное, и в других горных странах, проложены вдоль русел рек, пробивших себе за многие тысячелетия путь сквозь все природные препятствия.
Рек, речек и ручейков было много, но на этот раз они, казалось, журчали особенно радостно. Впервые за долгие времена эти реки без остатка служили армянскому народу, не отдавая врагу ни капли своей живительной влаги. Отныне они поят участки армянских крестьян, вращают турбины армянских электростанций, направляют в армянские дома свет и тепло. Вишап, перекрывавший дорогу армянским рекам, уничтожен рукой эпического героя современности – Армянского Воина, а армянский строитель помог нашим рекам исправить ненормальную ситуацию, когда наша вода бежала мимо наших поселений для того, чтобы напоить и накормить врага.
Чем ближе была цель нашей поездки, тем величественнее становились горы и глубже – ущелья. Вскоре чуть ли не каждым поворотом мои молодые друзья обращались с вопросом: «Здесь?» Все с нетерпением ожидали увидеть те самые ущелья, куда армянские бойцы завели аскерню под командованием нынешнего начальника Генерального штаба Министерства обороны Азербайджана, генерал-полковника Наджмеддина Садыкова. Я понимал чувства моих молодых друзей, жаждущих увидеть места, где в течение нескольких дней были уничтожены шесть тысяч аскерни. Им не терпелось в который уже раз испытать чувство гордости за Армянского Воина и наших офицеров, переигравших, словно несмышленыша, азербайджанского генерала.
В интернете, Ютюбе, есть видеоролик, на котором запечатлено, как Садыков, бранясь и ругаясь, словно пропивший дневную выручку бакинский амбал, гонит несчастных и запуганных аскеров на смерть. Там эти кадры преподносятся как «личное мужество» Садыкова. Не будем спорить: у нас и у представителей некогда забредших к нам разношерстных тюркских племен разные понятия о мужестве. Для них герой – Рамиль Сафаров, офицер, «мужественно» зарубивший во сне Гургена Маркаряна, для нас герой – рядовой армянский Воин, грудью своей защитивший родную страну, покрывший земли вокруг трупами вражеских солдат.
Наконец, мы приблизились к покрытым неувядаемой славой горам, под которыми нашла свою погибель многотысячная аскерня. Прекрасный пейзаж, высокие горы и глубокие ущелья, глядя на которые наш молодой друг – Нарек – произнес удивленно: «Это сюда их генерал загнал аскерню?!»
- Он не ожидал сопротивления. Его обманули наши.
- Все равно, дурак! Да здесь зимой от громкого чиха могут обвалиться десятки тысяч тонн снега.
- Правильно, - расхохотался Ваграм. – Только «чихнули» пушки и минометы. И не столько по горам, сколько по головам.
Вот так, в приподнятом и боевом настроении, мы доехали до места дислокации воинской части, откуда собирались подняться к нашим ребятам.
Восхождение на высоту примерно в 3700 метров оказалось довольно тяжелым, однако наша группа не спасовала и благополучно преодолела многочисленные препятствия в виде толстенного снежного покрова, сильного морозного ветра, тумана, невидимых подснежных течений и хорошо видимых ручьев и рек. Надо сказать, что спуск оказался не менее тяжелым, но, как радостно шутили ребята, группа вернулась с задания без потерь.
ПОДЪЕМ НАЧИНАЛСЯ БОДРО
А В САМОМ КОНЦЕ ДАЖЕ ВЗГЛЯД НЕ КОНЦЕНТРИРОВАЛСЯ
ВОТ И ПРОФЕССОР ДАНИЕЛЯН НЕ ТУДА ШАГНУЛ
Единственным разочарованием для меня лично стало то, что нам не довелось увидеть Восканапат. Примерно за 10 минут до конца подъема выглянуло солнце, и ландшафт вокруг нас неожиданно открылся во всей своей красе, однако практически сразу же подул сильный ветер и пригнал тяжелые облака. Последнее (и единственное), что мы успели увидеть на той стороне нынешней границы – взметнувшиеся ввысь похожие на волчьи клыки вершины Алхарака (Кепаза), стремительно укутывающиеся в плотное одеяло тумана.
Ребята сочувственно смотрели на меня, я же, так стремившийся поклониться родным местам, неожиданно успокоился: «Восканапат не хочет, чтобы его видели пленным, и, наверное, это правильно. Придется дождаться случая поехать домой на боевой машине».
Откровенно говоря, в этот момент мне почему-то вспомнились те армяне, что любят отдыхать в Турции. Никогда не понимал удовольствия отдыхать на земле плененной Родины, никогда не пытался найти объяснение этому явлению, но здесь, глядя на плотный слой облаков под ногами, в памяти невольно всплыла некогда оброненная мной фраза: «Продал совесть? Отдохни на выручку в Турции!»
Я долго глядел вниз, туда, где ничего не было видно. Но я ясно представлял дивный Восканапат, величественный Бананц, уютный Браджур, прекрасный Мирзик, изумрудный Мурут, таинственный Чирагидзор; я видел могучую крепость Саака Севады, огромную церковь Святого Акоба, видел Геташен, Сулук, Камо, Мартунашен, Кущи, Карhат; физически ощущал под ногами прелую листву наших лесов, вдыхал аромат тысяч цветов, слышал журчание наших ручьев.
Мы находились в уникальном месте, на стыке границ двух армянских стран и Азербайджанской республики, но вся земля вокруг была армянской. Здесь сошлись Утик, Арцах и Гехаркуник, Восканапатское, Царское и Джрабердское меликства. Здесь армянские горы затеяли величественный круговой танец. Здесь сгустился армянский дух, выковался Армянский Воин, окрепли наши сыновья, стоящие на страже наших детей. Их служба – каждодневный подвиг во имя Родины, во имя безопасности и спокойствия наших детей. Они не «терпят тяготы военной жизни», так как они прекрасно понимают, что за честь им выпала, и какое огромное доверие оказала им Родина.
Рядом с этими парнями начинаешь понимать, сколь мизерны те людишки, что днем с огнем выискивают и сочиняют небылицы об Армии, стараются отвратить нашу молодежь от чести быть защитником Родины, напугать матерей, чьим сыновьям предстоит служба в Армии. Один из наших бойцов на границе – Камсар Арутюнян – говорит о таких людишках без злости, но с нескрываемым презрением: «Я на них не обижаюсь. Это они в роли обиженных на весь мир евнухов. Будучи лишенными возможности быть мужчинами, они находят удовлетворение в том, чтобы за спиной настоящих мужчин говорить о них гадости. Но я знаю и понимаю одно: доверь таким страну, и через короткое время Армении не будет».
Что ж, Камсар, будем объективны: во все времена истории среди нашего народа находилось мизерное количество людей с нарушенной генетикой. К великому счастью, они никогда не имели возможности влиять на судьбу нашей страны. А то, что они любят тявкать, это тоже нормально. Ты же сам говоришь о евнухах и мужчинах. Армянский народ никогда не испытывал недостатка в настоящих мужчинах, и ты, Камсар джан, как и твои мужественные сослуживцы, как и твой боевой командир, убедительное тому подтверждение. Наша Родина в ваших руках, а это значит, что наши дети могут спать спокойно. Это вы их оберегаете 365 дней в году, ежедневно и еженощно. Вы являетесь примером для молодого поколения. Вы – гарантия мирной жизни армянского народа и процветания Страны Армянской.