Никогда в истории полный и действительный суверенитет Азербайджана не распространялся на Нагорный Карабах. В любой момент времени с 1918 года, когда было создано первое азербайджанское государство, подобный суверенитет, по меньшей мере, спорен. Азербайджанская Республика 1918-1920 годов так и не была признана международным сообществом, в частности, Лигой наций, на том основании, что было невозможно определить границы территорий, в пределах которых распространяется власть правительства Азербайджана. Аннексия Нагорного Карабаха в пользу Советского Азербайджана была незаконной и насильственной.
Нынешний этап нагорно-карабахского конфликта начался в 1988 году, когда в ответ на справедливое требование населения Нагорного Карабах о самоопределении власти Азербайджанской ССР учинили резню и этнические чистки армян по всей стране.
В 1991 году, во время распада СССР, в соответствии с национальным законодательством СССР и международными правовыми нормами на территории бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики были созданы два государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Создание обоих государств имеет схожие законодательные основания, что было также подтверждено резолюцией Европейского парламента «О поддержке мирного процесса на Кавказе» от 21 июня 1999 года, в которой признавался тот факт, что Нагорный Карабах провозгласил свою независимость после аналогичных деклараций бывших советских республик. Создание Нагорно-Карабахской Республики было осуществлено при соблюдении принципов и атрибутов, требуемых международным правом для создания независимого государства.
Пренебрегая правовыми и политическими реалиями, Азербайджанская Республика развязала широкомасштабные военные действия против Нагорного Карабах с привлечением наемников, тесно связанных с международными террористическими организациями. Данные акты агрессии стоили жизни десяткам тысяч гражданского населения и причинили значительный материальный ущерб. В 1994 году Азербайджан подписал трехстороннее соглашение с Нагорным Карабахом и Арменией о прекращении огня.
Спор вокруг Нагорного Карабаха восходит к периоду распада Российской империи после Октябрьской революции 1917 года и последующего создания трех государств на Южном Кавказе: Республики Армения, Азербайджанской Демократической Республики и Республики Грузия. После распада империи Нагорный Карабах (при 95% армянского населения) отказался от подчинения Азербайджанской Демократической Республике. Армяне Нагорного Карабаха созвали свой Первый съезд, который провозгласил Карабах суверенным образованием и избрал Национальный совет и правительство.
В 1920 году, как Армения, так и Азербайджан лишились независимости и стали советскими республиками. 5 июля 1921 года Кавказское бюро Всероссийской коммунистической партии большевиков под давлением лично Иосифа Сталина пересмотрело свое же решение, принятое за день до этого, и постановило передать Карабах в подчинение Советскому Азербайджану и сформировать Нагорно-Карабахскую автономную область в составе Советского Азербайджана. Данное решение не может служить правовым основанием для определения статуса и границ Нагорного Карабаха: оно было принято политической партией третьей страны, то есть Всероссийской коммунистической партии большевиков, не имевшей правовых полномочий или юрисдикции; во время принятия решения как Армения, так и Азербайджан были независимыми, хотя и советскими, государствами; правительства обоих государств не пришли к соглашению по статусу и границам; решение не было подкреплено ни правовой, ни исторической аргументацией. Оно было принято под диктовку частного лица.
В декабре 1922 года Советская Армения и Советский Азербайджан вошли в состав Советского Союза, а в 1923 году была создана Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской Советской Социалистической Республики (ССР), что заморозило решение карабахской проблемы. В данную автономную область вошли лишь некоторые части собственно Нагорного Карабаха.
Население и власти Нагорно-Карабахской автономной области и власти Армянской ССР неоднократно обращались к советским властям с требованием отменить решение о передаче Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР. Все эти требования либо игнорировались, либо отклонялись, а их инициаторы сурово преследовались. Вот некоторые из этих обращений: обращение Коммунистической партии и Правительства Армянской ССР от 1945 года к Советскому правительству и Коммунистической партии Советского Союза; в 1963 и 1965 годах население Нагорного Карабаха направило советским властям 2500 и 45.000 писем соответственно; в ходе обсуждения проекта Советской Конституции частные лица и предприятия Нагорно-Карабахской автономной области предлагали многочисленные поправки.
Провозглашение политики Перестройки в Советском Союзе возродило надежды армян Нагорного Карабаха на справедливое и демократическое разрешение данной проблемы. В конце 1987 года тысячи армян Карабаха провели мирные марши и демонстрации, а власти Нагорно-Карабахской автономной области обратились с обращениями и петициями к Коммунистической Партии Советского Союза и руководству страны. Более 80.000 человек подписали петицию с требованием воссоединения с Армянской ССР.
20 февраля 1988 года специальная сессия народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области постановила «обратиться в Верховные Советы Азербайджанской и Армянской Советских Социалистических Республик с просьбой передать Нагорный Карабах из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». Данному постановлению предшествовали аналогичные постановления местных и районных Советов.
В 1991 году Нагорный Карабах приступил к процессу обретения независимости в соответствии с национальным законодательством СССР. 2 сентября 1991 года совместная сессия народных депутатов Нагорно-карабахской автономной области и депутатов Шаумянского района приняла декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики на основании Конституции СССР и Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 года, который гласил, что в случае выхода союзной республики из Советского Союза, народы автономных республик, автономных образований и национальных групп, компактно населяющих определенные территории, имеют право самостоятельно решать, оставаться ли им в составе СССР или в выходящей союзной республике.
Всего за несколько дней до формального распада Советского Союза, 10 декабря 1991 года, в Нагорном Карабахе был проведен референдум, который подавляющим большинством голосов высказался за полную независимость от Азербайджана. Последовали парламентские выборы в НКР, после чего было сформировано первое правительство. В итоге, Нагорный Карабах оказался единственной автономией, получившей независимость до распада СССР, согласно существовавшим национальным законам и нормам международного права. Правительство независимой НКР приступило к работе в условиях полной блокады, войны и агрессии, развязанных Азербайджаном.
Воспользовавшись вооружением и боеприпасами 4-ой Армии СССР, расквартированной на своей территории, Азербайджан развязал широкомасштабные военные действия против Нагорного Карабаха. Как известно, война продолжалась с переменным успехом с осени 1991 по май 1994 годов. В отдельные моменты до 60% территории Нагорного Карабаха оказывались захваченными, а столица Степанакерт и прочие населенные пункты постоянно подвергались массированным воздушным налетам и артобстрелам. В мае 1992 года Армия обороны НКР освободила город Шуши и открыла коридор в Лачинском районе, в результате чего воссоединились территории НКР и Армении и была частично нейтрализована многолетняя блокада НКР.
В июне-июле 1992 года азербайджанская армия захватила весь Шаумянский район НКР, большую часть Мардакертского района и частично Мартунинский, Аскеранский и Гадрутский районы. Конгресс США в августе 1992 года принял резолюцию, осуждающую действия Азербайджана и запрещающую межправительственную экономическую помощь этому государству.
С целью противодействия азербайджанской агрессии, жизнь в НКР была полностью подчинена военным нуждам. 14 августа 1992 года был сформирован Государственный комитет обороны НКР. Отдельные оборонительные воинские части были переформированы и была создана Армия обороны Нагорного Карабаха на принципах дисциплины и централизованного командования.
Армия обороны Нагорного Карабаха освободила ранее захваченные Азербайджаном территории и в ходе боевых действий установила контроль над азербайджанскими районами, сопредельными Нагорному Карабаху, которые служили для ведения огня по армянам. Создание пояса безопасности предотвратило непосредственную угрозу, нависшую над мирным населением НКР.
В мае 1994 года на встрече в Бишкеке спикеры парламентов Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана подписали заключительный Протокол межпарламентского саммита СНГ по нагорно-карабахскому конфликту, который заложил основы последующего соглашения о прекращении огня, которое вступило в силу 12 мая и, несмотря на некоторые нарушения, соблюдается и поныне.
В 1992 году была создана Минская группа ОБСЕ по разрешению карабахского конфликта. Под ее эгидой начат переговорный процесс по подготовке Минской конференции ОБСЕ, которой поручено найти окончательное решение по статусу Нагорного Карабаха.
Analitika.at.ua. |