Ориентация Армении должна исходить из интересов внутренней и внешней безопасности Весь
этот год Азербайджан последовательно наращивал и военный потенциал, и
милитаристскую риторику. Боннский международный центр конверсии
опубликовал ежегодный "Глобальный индекс милитаризации”(GMI), по
которому Азербайджан вошел в первую десятку самых милитаризованных стран
мира наряду с Израилем, Сирией, Иорданией, Кувейтом, Бахрейном,
Саудовской Аравией и Кипром. В докладе отмечается, что стремительное
вооружение Азербайджана и Армении, которая в этом списке занимает 23-е
место, дает основания опасаться возобновления карабахского конфликта.
Быть или не быть новой войне? Развитие мировых процессов не дает
оснований для успокоения. Дезинтеграционные процессы будут углубляться "В
мире будут продолжаться и углубляться дезинтеграционные процессы -
развал регионов, локальные войны, межэтнические столкновения. Таким
будет основное содержание процессов в предстоящие 10 лет, особенно на
евразийском материке. Армения в этом смысле находится в довольно тяжелой
позиции, ибо располагается почти в центре двух основных регионов, где
ожидаются столкновения и не спокойствие. Я имею в виду Ближний Восток и
Центральную Азию и два потенциально взрывоопасных региона по оси
Север-Юг - это Россия и Иран. Это регионы и государства, которые будут
стремиться сохранить свою стабильность и территориальную целостность, но
должны противостоять очень серьезным вызовам. Т.е. в целом Армения
находится на территории тотального не спокойствия”, - поделился с
журналистами своим видением развития ситуации в обозримом будущем
экс-глава МИД НКР Арман Меликян. По его словам,
именно с этой точки зрения Армения должна определять свои будущие
действия и решать, какие шаги и на каком направлении следует
предпринимать, с кем дружить, с кем нет: "Это будет сложный процесс. И в
этом плане мы должны уделять особое внимание тем направлениям, где есть
мир и потенциал, обеспечивающий внутреннюю стабильность. Сегодня это
пока Россия, Иран и отчасти Турция, которая, однако, постепенно
втягивается в события ближневосточных конфликтов и по степени ее
вовлечения в них можно будет четче представлять перспективу ее
стабильности и целесообразности взаимодействия или не взаимодействия с
ней”. Отвечая на вопрос о необходимости выбора
между интеграцией в Евросоюз или вступления в Евразийский союз (ЕАС),
дипломат отметил, что армянские круги, в частности, экспертные,
стремятся подвести проблему не к выбору - "или-или”, а к схеме - "и-и”:
"Т.е. сотрудничать с Россией и странами СНГ, с одной стороны, с другой -
установить дополнительные и глубокие связи с ЕС. Однако есть одно
различие. Евросоюз не рассматривает Армению как члена ЕС. А ЕАС, который
пока не существует (эта идея еще на стадии брожения), во всяком случае
рассматривает Армению как часть союза. Я имею в виду инициатора - Россию
и, может, другие страны СНГ, которые согласятся участвовать в ЕАС в том
или ином формате”. "Но наша ориентация должна исходить из соображений
обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. На сегодняшний
день безопасность Армении в основном зависит от армяно-российского
партнерства, не столько от ОДКБ, сколько от армяно-российского
взаимодействия в военной и военно-политической сферах. Насколько это
сотрудничество нас удовлетворяет, - вопрос. Но мы также всегда должны
помнить: а что мы даем нашим партнерам. Мы бесконечно требуем, хотим,
чтобы к нам хорошо относились, с уважением, чтобы наши интересы
уважались и защищались другими, но сами соответствующих заявлений не
делаем. И даже по вопросу открытия армяно-турецкой границы армянская
сторона никогда не говорила, что это в реальности является угрозой для
присутствия России в регионе. По большому счету, - это угроза
безопасности России. Это не по-партнерски. Почему этот вопрос был
закрыт? Россия всегда может сказать, что она самый
крупный инвестор в Армении. Но Армения сегодня - один из самых крупных
инвесторов в безопасность России в этом регионе, вообще в южной
приграничной зоне России. Мы стесняемся об этом
говорить. А это также дает повод для проявления неадекватного отношения к
Армении в российских экспертных кругах. Я бы хотел, чтобы мы могли о
хорошем говорить хорошо, а плохое, говоря о нем или не говоря,
ликвидировать. В наших отношениях не должно быть замалчиваемых тем. И
это важная проблема. Мы имеем множество позитивных факторов для
продолжения сотрудничества с Россией, углубления этого сотрудничества по
определенным направлениям, но есть также серьезные проблемы и препоны,
от которых следует избавляться”, - подчеркнул А.Меликян. Касаясь
евроинтеграции, он отметил важность наличия у Армении хороших и
глубоких отношений с европейскими державами. "Но эти отношения не могут
развиваться за счет нашей безопасности. И тут
возникают сложности. Ряд европейских чиновников по вопросу о членстве
Армении в ЕАС выступил с довольно четкими и жесткими заявлениями о том,
что членство Армении в ЕАС исключит евроинтеграцию страны. Т.е. эти люди
не рассматривают также евроинтеграцию России, не рассматривают Россию в
поле общих интересов и ценностей. Это серьезная проблема. На
сегодняшний день для меня очевидно, что оставшийся в Армении научный
потенциал может сотрудничать с Россией, но для сотрудничества с Европой,
по сути, в основном должен уехать туда”, - сказал дипломат. В течение 5 лет Баку попытается решить проблему Арцаха силой На
просьбу обобщить ситуацию в процессе урегулирования за прошедший год,
А.Меликян сказал, что 2012 год ничем не выделился: "Механизмы
урегулирования те же, повестка, увы, та же, и с этой точки зрения у нас
не должно быть ожиданий”. В вопросе же вероятности
возобновления войны следует исходить из ряда факторов: "Неблагоприятная
внешнеполитическая ситуация вокруг Армении чревата серьезными
обеспокоенностями. Они опасны как для Армении, так и являются вызовом
для Азербайджана. Нынешняя грустная и бессодержательная милитаристская
риторика в Азербайджане увеличивает искушение возобновления войны. В
ближайшие пять лет Азербайджан достигнет пика получения доходов от
нефтяной отрасли. И Баку будет стремиться за эти пять лет решить вопрос
Карабаха силой. Армения должна серьезно отнестись к этому и быть
готовой. Пока они наращивают свой военный
потенциал. Сокращение нефтедобычи наблюдается уже сегодня. Эта тенденция
будет углубляться. Через пять лет этот бум завершится. И они будут
стремиться достичь решения проблемы по желаемому ими сценарию в
ближайшие пять лет. Т.е. эти пять лет станут для Армении тяжелейшими и с
этой точки зрения”. Остановить эмиграцию можно лишь изменив ситуацию в Армении На
просьбу журналистов прокомментировать тот факт, что, несмотря на
недовольство армянских властей, Федеральная миграционная служба (ФМС)
России продолжает активно задействовать у нас программу
"Соотечественники” по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,
содействуя тем самым росту эмиграции из Армении, А.Меликян напомнил, что
на протяжении многих лет в посольстве США в РА разыгрывается Green
Card, и множество наших сограждан уезжают в Америку: "Все эти годы никто
ничего не говорил. Причем уезжающим в США никакие гарантии не
предоставляются. В Россию из Армении за все эти годы уехало около 1 млн
человек, и никто не возражал. Но как только ФМС РФ попыталась
урегулировать этот процесс, вдруг заговорили против. Если есть протест,
надо протестовать по всем направлениям”. Он подчеркнул, что самое
главное направление и метод предотвращения эмиграции - это изменение
внутренней ситуации. Напомним, что, высказываясь по
этому вопросу еще в первых числах октября, А.Меликян отметил, что если
существенная часть желающих выехать в Россию - рабочий люд: мастеровые,
водители, строители и т.д., то в США отдают предпочтение
высокообразованным молодым специалистам, "проще говоря, организовывают
утечку мозгов”. Несколькими днями позже посол РФ в РА Вячеслав Коваленко
заявил журналистам: люди уезжают из Армении, ибо у них есть некие
достаточно объективные причины, не связанные с представительством ФМС,
работа которой направлена на ограничение нелегальной миграции, на то,
чтобы "люди, которые едут в Россию работать, находились под защитой,
имели условия безопасности, более-менее нормальные условия жизни и
хорошую зарплату”. Он также сообщил, что, согласно заявлению консула
посольства США, по линии "Грин Кард” с 2007 года по настоящее время
выехало более 5 тысяч человек вместе с семьями, а по линии
представительства ФМС - менее 5 тысяч человек с семьями. Кстати,
согласно официальным данным Бюро по переписи населения США, за
последние 10 лет из трех республик Южного Кавказа намного чаще
гражданство США получали уроженцы Армении. За указанный период 19 469
человек из прибывших в США армянских эмигрантов получили американское
гражданство. За этот же период американский паспорт получили 5 840
грузин и 9 300 азербайджанцев. Армяне также находятся на первом месте по
количеству выигравших Green Card. За данный период Green Card получили
около 30 000 армян, 13 000 грузин и 11 000 азербайджанцев. По
словам демографа Рубена Еганяна, очень незначительная часть уезжающих
из Армении прибегает к помощи миграционных служб. В период между двумя
переписями населения из Армении выехали примерно 30 тысяч человек,
сказал он Радио "Азатутюн”. Управление по
расследуемым в органах Службы нацбезопасности делах и киберпреступлениям
в своем исследовании отмечает, что большая часть попыток незаконного
пересечения госграницы Армении в 2011г. была совершена с целью выехать
за пределы страны. Как передает Pastinfo, нарушители чаще всего пытаются
выхать в США или европейские страны Шенгенской зоны транзитом - через
Турцию или ОАЭ. Основные мотивы - улучшение социально-бытовых условий,
поиск новой жизни, объединение семьи, заключение брачного союза, в
отдельных случаях - уклонение от воинского призыва или уголовной
ответственности, а иногда и занятие проституцией. Мягко говоря, нам есть над чем задуматься... http://www.ra.am/?num=2012112311#2012112311
|