Воскресенье, 24.11.2024, 15:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Август » 7 » НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА
08:26
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ НАГОРНО-КАРАБАХСКОГО КОНФЛИКТА
В настоящее время военно-политическая ситуация вокруг Нагорно-Карабахского конфликта (НКК) определяется, в основном, совокупным воздействием следующих факторов:

- боеготовностью и боеспособностью вооруженных сил противоборствующих сторон; поддержанием между ними приемлемого баланса наступательных/оборонительных вооружений;

- наличием у Армении, НКР и Азербайджана достаточного уровня мобилизационных ресурсов и резервов, включая их диаспоральный потенциал;

- военно-техническим, военно-политическим сотрудничеством Армении и Азербайджана с союзными государствами; прямым участием в отдельных военно-политическими блоках;

- тенденциями развития и наличием/отсутствием угроз стабильности внутриполитической ситуации во всех трех государствах;

- уровнем интереса к конфликту региональных и внерегиональных сил;

- динамикой и продуктивностью переговорного процесса;

- состоянием и динамикой экономического развития Армении, НКР и Азербайджана;

- развитием военно-политической обстановки в Черноморско-Каспийском и Ближневосточном регионах, в целом.

В ситуации, когда в современном мире идет процесс накопления опыта возникновения новых независимых государств (от Восточного Тимора и Косова до Абхазии, Южной Осетии, Эритреи и Южного Судана) с различной степенью признания, армянские стороны Нагорно-Карабахского конфликта не только убеждены в том, что Азербайджану не удастся на практике реализовать свои отдельные преимущества, но и в том, что фактор времени объективно работает не на Баку.

Об этом же свидетельствует и кардинально – по сравнению с серединой 90-х годов и даже началом 2000-х – изменившееся отношение к НКК широкого круга международных организаций, ранее отдававших безусловное предпочтение принципу территориальной целостности Азербайджана и не вдававшихся при этом в юридические нюансы возникновения Нагорно-Карабахской Республики в период распада СССР, при соблюдении всех действовавших на тот период законов и правовых норм.

Такая тенденция не в последнюю очередь обусловлена и динамикой развития внутриполитической ситуации в Азербайджане, характеризующейся, с одной стороны, ростом общественного недовольства авторитарными методами управления государством, а с другой – усилением процесса исламизации общества.

Последний фактор делает Азербайджан более подверженным влиянию «волны революций» из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока, поскольку все эти государства, при наличии определенных историко-культурных, этнонациональных, социально-экономических и общественно-политических различий, объединяет практика задействования мобилизационного потенциала так называемой «мусульманской улицы» – наиболее социально незащищенной части населения, в большей степени подверженной восприятию исламской и исламистской пропаганды как альтернативы идеологии правящего режима.

Текущие интересы ключевых акторов мировой политики, во многом не совпадающие или даже прямо противоположные, в силу ряда причин объективно работают на недопущение запуска Азербайджаном силового сценария разрешения конфликта.

Для ЕС Азербайджан представляет интерес, прежде всего, как альтернативный российским источник энергоресурсов и как транзитный коридор для поставок нефти и газа из государств Центральной Азии в обход территории России. Его роль возросла на фоне нарастания нестабильности ситуации в государствах Северной Африки, Ближнего Востока и, особенно, вокруг Ирана – в виде введения и последовательного усиления по отношению к нему экономических и политических санкций, не говоря уже о возможности проведения против ИРИ военной операции.

Интерес Соединенных Штатов Америки (и Израиля) дополняется к тому же отведением ему, может, и второстепенной, вспомогательной, но важной роли в случае осуществления военной операции против Ирана.

Россия заинтересована в тесных партнерских отношениях с Азербайджаном, в первую очередь, в контексте взаимовыгодного сотрудничества на Каспии, недопущения в его акваторию военных кораблей некаспийских государств, а также по вопросу пролонгации договора об аренде информационно-аналитического центра «Дарьял» (РЛС Системы предупреждения о ракетном нападении), расположенного недалеко от пос. Габала. Срок этого договора, представляющего больше военно-политический, чем военно-технический интерес, истекает в 2012г.

Однако перспективы подобного экономического сотрудничества с ЕС и военного – с США и Россией, напрямую зависят от сохранения, как минимум, относительной стабильности в зоне Нагорно-Карабахского конфликта ОБСЕ переговорного процесса, о чем неоднократно заявлялось и заявляется на разных уровнях и с различных политических площадок. То есть, фактически, от абсолютного исключения военно-политических рисков, связанных с эскалацией боевых действий в зоне НКК.

Как следствие, возобновление боевых действий Азербайджаном может быть инициировано практически исключительно под воздействием нарастания угрожающих тенденций развития внутриполитической ситуации в стране, перспективы потери властной элитой АР контроля над ней и опасениями за свое политическое, а также, не исключено, и физическое выживание.

Здесь необходимо заметить, что сценарий эскалации напряженности в зоне Нагорно-Карабахского конфликта может быть запущен только азербайджанской стороной, поскольку возобновление боевых действий Нагорно-Карабахской Республикой:

- во-первых, приведет к утрате всех политико-дипломатических наработок и достижений армянской дипломатии последних 20 лет по разъяснению своей позиции, видения перспектив и исторической подоплеки НКК;

- во-вторых, является иррациональной с военной и политической точек зрения. Никакого практического смысла в изменении имеющейся и устоявшейся конфигурации линии противостояния у армянских сторон нет – она сейчас наиболее оптимальна для минимизации затрат на оборону – мобилизационных и технических. Баланс сил в настоящее время в значительной степени обеспечивается за счет наличия у армянских сторон современной и насыщенной инженерно-технической инфраструктуры глубоко эшелонированной обороны. Выход за эту линию приведет к нежелательному, а может быть, и катастрофическому для Армении и НКР изменению баланса сил в пользу Азербайджана;

- в-третьих, полностью расходится с установкой Еревана и Степанакерта на достижение признания независимости НКР через широкую демократизацию власти и общества, что выгодно отличает Нагорный Карабах от тенденции к усилению авторитарных методов правления в Азербайджане;

- в-четвертых, возобновление боевых действий армянскими сторонами приведет к большому напряжению экономик РА и НКР, резкому ухудшению социально-экономического и морально-психологического положения и состояния населения. Чтобы эта ситуация не вылилась в неконтролируемые политические процессы, обществу должна быть представлена очень веская мотивация возобновления войны, поставлены и разъяснены цели и задачи, которых – объективных и реальных – в настоящее время нет.

Реальный расклад политических сил в Армении и Нагорно-Карабахской Республике, свободное функционирование оппозиционных партий и движений, демократическая процедура передачи власти по результатам выборов, а не по династическим резонам, не генерирует, в отличие от Азербайджана, опасности нарушения внутриполитической стабильности, не провоцирует необходимости искусственного переноса внимания армянского общества на ситуацию в зоне конфликта и не требует повода для ужесточения контроля над общественно-политической жизнью в стране в виде «нахождения в состоянии войны».

Кроме того, именно власти Азербайджана нуждаются в смягчении критики своей деятельности по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта любыми методами – как дипломатическими, так и военными – по поводу невыполнения данных ранее обещаний и фактически бесполезной растрате бюджетных средств на укрепление силовых структур государства, исходящей и все усиливающейся со стороны как номинально действующей светской оппозиции, так и от реально набирающей вес исламской и исламистской.

Отсутствие видимых результатов от проведения уже на протяжении многих лет политики гонки вооружений в регионе, озвучивания многочисленных угроз применения ВС страны для возвращения «оккупированных 20 процентов» – без подкрепления их реальным усилением боевой активности в зоне конфликта – расценивается оппозицией как прямой показатель неэффективности действующего руководства, масштабного разворовывания военного бюджета на государственном уровне и укрепления силовых структур АР лишь в целях самосохранения властной элиты.

Вместе с тем эскалация напряженности в зоне конфликта на фоне продолжения гонки вооружений, дополненная проведением политики обещаний военного реванша и насаждением образа армянина-врага опасна тем, что очень скоро она может войти в режим слабо контролируемого властями Азербайджана ускорения и саморазгона.

По заявлению министра обороны Нагорного Карабаха Мовсеса Акопяна, азербайджанская сторона из года в год увеличивает напряженность на передовой: в первом полугодии текущего года число случаев нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились вдвое, а число диверсий – вчетверо. В первом полугодии прошлого года противник предпринял два диверсионных действия, а в этом году зафиксировано четыре1.

Подобные провокации направлены на достижение ряда военных и политических целей как для внутреннего, так и внешнеполитического использования, таких, в частности, как:

- выявление

  • уровня боеготовности и боеспособности подразделений ВС НКР и РА;
  • системы обороны АОК, режима охраны государственной границы РА; насыщенности линий инженерно-технических сооружений огневыми средствами;
  • тактики и оперативности реагирования подразделений Армии обороны Карабаха и ВС РА;

- списание на спорадические боестолкновения и перестрелки, снайперский огонь небоевых потерь среди личного состава ВС АР;

- преподнесение азербайджанскому обществу подобных боевых действий как индикатора наращивания военной силы и в оправдание несоответствия заявленных темпов роста экономики Азербайджана с реальным улучшением социально-экономического положения широких слоев населения страны;

- поддержание в обществе АР психологического «состояния войны», о снижении уровня которого, особенно у современной азербайджанской молодежи, заявляют реваншистски настроенные организации и отдельные активисты;

- оправдание авторитаризма во внутренней политике, имеющихся ограничений деятельности общественно-политических, правозащитных организаций, свободы выражения мнения гражданами Азербайджана, а также их возможного ужесточения в дальнейшем;

- привлечение/удержание внимания международного сообщества на проблеме нерешенности Нагорно-Карабахского конфликта.

Вместе с тем властная элита АР должна осознавать, что эскалация военной ситуации в зоне НКК объективно работает на руку организованной исламской и исламистской оппозиции, поскольку, во-первых, практически любой сценарий развития боевых действий, за исключением разве что «блицкрига», будет иметь выраженное негативное воздействие на устойчивость правящего режима, а во-вторых, послужит для нее удобным поводом для обращения за помощью к исламским странам, получения от них финансовой поддержки, в том числе, и в обход официальных государственных структур, а также для привлечения в страну для участия в боевых действиях людских ресурсов, по большей части придерживающихся исламистской идеологии, и показавших свою мобильность в ходе ливийских и сирийских событий 2011-12гг.2

О том, что в последние несколько лет исламская оппозиция АР активизировалась в этом направлении, свидетельствуют призывы Исламской партии Азербайджана объявить в стране военное положение и джихад3; в августе 2010г. ею была создана «Организации исламского карабахского сопротивления»4, действующая параллельно со «светскими» организациями подобного толка, самой активной и одиозной из которых является, пожалуй, «Организация освобождения Карабаха».

Рост реваншистских заявлений представителей всей вертикали власти АР, угрозы выйти из переговорного процесса, ведущегося при посредничестве МГ ОБСЕ, и разрешить конфликт силовыми методами привели к коррекции режима осуществления военно-технического сотрудничества, причем не только с Азербайджаном, но и с Арменией. Несмотря на декларируемую Баку обеспокоенность нагнетанием напряженности в азербайджано-иранских отношениях, и использование ее как повода для наращивания своего ударного тяжелого вооружения, со стороны глобальных игроков наблюдается явная тенденция к ужесточению контроля за номенклатурой поставок вооружения и военной техники в АР. Последний тому пример – решение Госдепартамента США об исключении Азербайджана из списка стран, которым в ближайшем будущем будет продана американская военная техника, принятое исходя из обоснованных опасений его применения против Армении и Нагорного Карабаха5.

И наоборот, возможные негативные последствия в случае появления и нарастания существенного военно-технического дисбаланса между армянскими и азербайджанской сторонами конфликта привели к пересмотру Россией ограничений на номенклатуру поставок в Армению тяжелого наступательного вооружения в рамках ВТС стран-членов ОДКБ и повышению обеими сторонами уровня военно-политического сотрудничества.

Формирование обманчивого ощущения военного превосходства в атмосфере военно-праздничной эйфории, но в отрыве от реалий и тенденций в региональной и глобальной политике, не должно вводить руководство Азербайджана в соблазн практического применения силы в зоне Нагорно-Карабахского конфликта. Хотя бы принимая во внимание печальный опыт руководства соседней Грузии, пережившего подобное психоэмоциональное состояние накануне войны в августе 2008г.

1 http://panorama.am/ru/politics/2012/07/09/m-hakobyan/, 9 июля 2012г.

2 Председатель Исламской партии Азербайджана: В случае войны в Карабахе джихад обязателен для каждого мусульманина. http://www.salamnews.org/ru news/ read/8421/eksklyuziv-predsedatel-islamskoy-partii-azerbaydana-v-sluchae-voyni-v-karabaxe-dixad-obyazatelen-dlya-kajdogo-musulmanina/, 20 мая 2010г.

3 «Объявить в стране военное положение», призывает Исламская партия Азербайджана. http://www.zerkalo.az/2009-07-17/politics, 17 июля 2009г.

4Azeri Press Agency, 02 августа 2010г., http://ru.apa.az/print.php?id=169031.

5 http://news.am/rus/news/111528.html, 29 июня 2012г.

Сергей Саркисян

«Глобус» аналитический журнал, номер 8, 2012
http://noravank.am/rus/articles/detail.php?ELEMENT_ID=6632
Категория: Карабах | Просмотров: 806 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/1
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz