В настоящее время военно-политическая ситуация вокруг
Нагорно-Карабахского конфликта (НКК) определяется, в основном,
совокупным воздействием следующих факторов:
- боеготовностью и боеспособностью вооруженных сил противоборствующих
сторон; поддержанием между ними приемлемого баланса
наступательных/оборонительных вооружений;
- наличием у Армении, НКР и Азербайджана достаточного уровня
мобилизационных ресурсов и резервов, включая их диаспоральный потенциал;
- военно-техническим, военно-политическим сотрудничеством Армении и
Азербайджана с союзными государствами; прямым участием в отдельных
военно-политическими блоках;
- тенденциями развития и наличием/отсутствием угроз стабильности внутриполитической ситуации во всех трех государствах;
- уровнем интереса к конфликту региональных и внерегиональных сил;
- динамикой и продуктивностью переговорного процесса;
- состоянием и динамикой экономического развития Армении, НКР и Азербайджана;
- развитием военно-политической обстановки в Черноморско-Каспийском и Ближневосточном регионах, в целом.
В ситуации, когда в современном мире идет процесс накопления опыта
возникновения новых независимых государств (от Восточного Тимора и
Косова до Абхазии, Южной Осетии, Эритреи и Южного Судана) с различной
степенью признания, армянские стороны Нагорно-Карабахского конфликта не
только убеждены в том, что Азербайджану не удастся на практике
реализовать свои отдельные преимущества, но и в том, что фактор времени
объективно работает не на Баку.
Об этом же свидетельствует и кардинально – по сравнению с серединой
90-х годов и даже началом 2000-х – изменившееся отношение к НКК широкого
круга международных организаций, ранее отдававших безусловное
предпочтение принципу территориальной целостности Азербайджана и не
вдававшихся при этом в юридические нюансы возникновения
Нагорно-Карабахской Республики в период распада СССР, при соблюдении
всех действовавших на тот период законов и правовых норм.
Такая тенденция не в последнюю очередь обусловлена и динамикой
развития внутриполитической ситуации в Азербайджане, характеризующейся, с
одной стороны, ростом общественного недовольства авторитарными методами
управления государством, а с другой – усилением процесса исламизации
общества.
Последний фактор делает Азербайджан более подверженным влиянию «волны
революций» из мусульманских стран Африки и Ближнего Востока, поскольку
все эти государства, при наличии определенных историко-культурных,
этнонациональных, социально-экономических и общественно-политических
различий, объединяет практика задействования мобилизационного потенциала
так называемой «мусульманской улицы» – наиболее социально незащищенной
части населения, в большей степени подверженной восприятию исламской и
исламистской пропаганды как альтернативы идеологии правящего режима.
Текущие интересы ключевых акторов мировой политики, во многом не
совпадающие или даже прямо противоположные, в силу ряда причин
объективно работают на недопущение запуска Азербайджаном силового
сценария разрешения конфликта.
Для ЕС Азербайджан представляет интерес, прежде всего, как
альтернативный российским источник энергоресурсов и как транзитный
коридор для поставок нефти и газа из государств Центральной Азии в обход
территории России. Его роль возросла на фоне нарастания нестабильности
ситуации в государствах Северной Африки, Ближнего Востока и, особенно,
вокруг Ирана – в виде введения и последовательного усиления по отношению
к нему экономических и политических санкций, не говоря уже о
возможности проведения против ИРИ военной операции.
Интерес Соединенных Штатов Америки (и Израиля) дополняется к тому же
отведением ему, может, и второстепенной, вспомогательной, но важной роли
в случае осуществления военной операции против Ирана.
Россия заинтересована в тесных партнерских отношениях с
Азербайджаном, в первую очередь, в контексте взаимовыгодного
сотрудничества на Каспии, недопущения в его акваторию военных кораблей
некаспийских государств, а также по вопросу пролонгации договора об
аренде информационно-аналитического центра «Дарьял» (РЛС Системы
предупреждения о ракетном нападении), расположенного недалеко от пос.
Габала. Срок этого договора, представляющего больше военно-политический,
чем военно-технический интерес, истекает в 2012г.
Однако перспективы подобного экономического сотрудничества с ЕС и
военного – с США и Россией, напрямую зависят от сохранения, как минимум,
относительной стабильности в зоне Нагорно-Карабахского конфликта ОБСЕ
переговорного процесса, о чем неоднократно заявлялось и заявляется на
разных уровнях и с различных политических площадок. То есть, фактически,
от абсолютного исключения военно-политических рисков, связанных с
эскалацией боевых действий в зоне НКК.
Как следствие, возобновление боевых действий Азербайджаном может быть
инициировано практически исключительно под воздействием нарастания
угрожающих тенденций развития внутриполитической ситуации в
стране, перспективы потери властной элитой АР контроля над ней и
опасениями за свое политическое, а также, не исключено, и физическое
выживание.
Здесь необходимо заметить, что сценарий эскалации напряженности в
зоне Нагорно-Карабахского конфликта может быть запущен только
азербайджанской стороной, поскольку возобновление боевых действий
Нагорно-Карабахской Республикой:
- во-первых, приведет к утрате всех политико-дипломатических
наработок и достижений армянской дипломатии последних 20 лет по
разъяснению своей позиции, видения перспектив и исторической подоплеки
НКК;
- во-вторых, является иррациональной с военной и политической точек
зрения. Никакого практического смысла в изменении имеющейся и
устоявшейся конфигурации линии противостояния у армянских сторон нет –
она сейчас наиболее оптимальна для минимизации затрат на оборону –
мобилизационных и технических. Баланс сил в настоящее время в
значительной степени обеспечивается за счет наличия у армянских сторон
современной и насыщенной инженерно-технической инфраструктуры глубоко
эшелонированной обороны. Выход за эту линию приведет к нежелательному, а
может быть, и катастрофическому для Армении и НКР изменению баланса сил
в пользу Азербайджана;
- в-третьих, полностью расходится с установкой Еревана и Степанакерта
на достижение признания независимости НКР через широкую демократизацию
власти и общества, что выгодно отличает Нагорный Карабах от тенденции к
усилению авторитарных методов правления в Азербайджане;
- в-четвертых, возобновление боевых действий армянскими сторонами
приведет к большому напряжению экономик РА и НКР, резкому ухудшению
социально-экономического и морально-психологического положения и
состояния населения. Чтобы эта ситуация не вылилась в неконтролируемые
политические процессы, обществу должна быть представлена очень веская
мотивация возобновления войны, поставлены и разъяснены цели и задачи,
которых – объективных и реальных – в настоящее время нет.
Реальный расклад политических сил в Армении и Нагорно-Карабахской
Республике, свободное функционирование оппозиционных партий и движений,
демократическая процедура передачи власти по результатам выборов, а не
по династическим резонам, не генерирует, в отличие от Азербайджана,
опасности нарушения внутриполитической стабильности, не провоцирует
необходимости искусственного переноса внимания армянского общества на
ситуацию в зоне конфликта и не требует повода для ужесточения контроля
над общественно-политической жизнью в стране в виде «нахождения в
состоянии войны».
Кроме того, именно власти Азербайджана нуждаются в смягчении критики
своей деятельности по разрешению Нагорно-Карабахского конфликта любыми
методами – как дипломатическими, так и военными – по поводу невыполнения
данных ранее обещаний и фактически бесполезной растрате бюджетных
средств на укрепление силовых структур государства, исходящей и все
усиливающейся со стороны как номинально действующей светской оппозиции,
так и от реально набирающей вес исламской и исламистской.
Отсутствие видимых результатов от проведения уже на протяжении многих
лет политики гонки вооружений в регионе, озвучивания многочисленных
угроз применения ВС страны для возвращения «оккупированных 20 процентов»
– без подкрепления их реальным усилением боевой активности в зоне
конфликта – расценивается оппозицией как прямой показатель
неэффективности действующего руководства, масштабного разворовывания
военного бюджета на государственном уровне и укрепления силовых структур
АР лишь в целях самосохранения властной элиты.
Вместе с тем эскалация напряженности в зоне конфликта на фоне
продолжения гонки вооружений, дополненная проведением политики обещаний
военного реванша и насаждением образа армянина-врага опасна тем, что
очень скоро она может войти в режим слабо контролируемого властями
Азербайджана ускорения и саморазгона.
По заявлению министра обороны Нагорного Карабаха Мовсеса Акопяна,
азербайджанская сторона из года в год увеличивает напряженность на
передовой: в первом полугодии текущего года число случаев нарушения
режима прекращения огня со стороны Азербайджана по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года увеличились вдвое, а число диверсий –
вчетверо. В первом полугодии прошлого года противник предпринял два
диверсионных действия, а в этом году зафиксировано четыре1.
Подобные провокации направлены на достижение ряда военных и
политических целей как для внутреннего, так и внешнеполитического
использования, таких, в частности, как:
- выявление
- уровня боеготовности и боеспособности подразделений ВС НКР и РА;
- системы обороны АОК, режима охраны государственной границы РА;
насыщенности линий инженерно-технических сооружений огневыми средствами;
- тактики и оперативности реагирования подразделений Армии обороны Карабаха и ВС РА;
- списание на спорадические боестолкновения и перестрелки, снайперский огонь небоевых потерь среди личного состава ВС АР;
- преподнесение азербайджанскому обществу подобных боевых действий
как индикатора наращивания военной силы и в оправдание несоответствия
заявленных темпов роста экономики Азербайджана с реальным улучшением
социально-экономического положения широких слоев населения страны;
- поддержание в обществе АР психологического «состояния войны», о
снижении уровня которого, особенно у современной азербайджанской
молодежи, заявляют реваншистски настроенные организации и отдельные
активисты;
- оправдание авторитаризма во внутренней политике, имеющихся
ограничений деятельности общественно-политических, правозащитных
организаций, свободы выражения мнения гражданами Азербайджана, а также
их возможного ужесточения в дальнейшем;
- привлечение/удержание внимания международного сообщества на проблеме нерешенности Нагорно-Карабахского конфликта.
Вместе с тем властная элита АР должна осознавать, что эскалация
военной ситуации в зоне НКК объективно работает на руку организованной
исламской и исламистской оппозиции, поскольку, во-первых, практически
любой сценарий развития боевых действий, за исключением разве что
«блицкрига», будет иметь выраженное негативное воздействие на
устойчивость правящего режима, а во-вторых, послужит для нее удобным
поводом для обращения за помощью к исламским странам, получения от них
финансовой поддержки, в том числе, и в обход официальных государственных
структур, а также для привлечения в страну для участия в боевых
действиях людских ресурсов, по большей части придерживающихся
исламистской идеологии, и показавших свою мобильность в ходе ливийских и
сирийских событий 2011-12гг.2
О том, что в последние несколько лет исламская оппозиция АР
активизировалась в этом направлении, свидетельствуют призывы Исламской
партии Азербайджана объявить в стране военное положение и джихад3; в августе 2010г. ею была создана «Организации исламского карабахского сопротивления»4,
действующая параллельно со «светскими» организациями подобного толка,
самой активной и одиозной из которых является, пожалуй, «Организация
освобождения Карабаха».
Рост реваншистских заявлений представителей всей вертикали власти АР,
угрозы выйти из переговорного процесса, ведущегося при посредничестве
МГ ОБСЕ, и разрешить конфликт силовыми методами привели к коррекции
режима осуществления военно-технического сотрудничества, причем не
только с Азербайджаном, но и с Арменией. Несмотря на декларируемую Баку
обеспокоенность нагнетанием напряженности в азербайджано-иранских
отношениях, и использование ее как повода для наращивания своего
ударного тяжелого вооружения, со стороны глобальных игроков наблюдается
явная тенденция к ужесточению контроля за номенклатурой поставок
вооружения и военной техники в АР. Последний тому пример – решение
Госдепартамента США об исключении Азербайджана из списка стран, которым в
ближайшем будущем будет продана американская военная техника, принятое
исходя из обоснованных опасений его применения против Армении и
Нагорного Карабаха5.
И наоборот, возможные негативные последствия в случае появления и
нарастания существенного военно-технического дисбаланса между армянскими
и азербайджанской сторонами конфликта привели к пересмотру Россией
ограничений на номенклатуру поставок в Армению тяжелого наступательного
вооружения в рамках ВТС стран-членов ОДКБ и повышению обеими сторонами
уровня военно-политического сотрудничества.
Формирование обманчивого ощущения военного превосходства в атмосфере
военно-праздничной эйфории, но в отрыве от реалий и тенденций в
региональной и глобальной политике, не должно вводить руководство
Азербайджана в соблазн практического применения силы в зоне
Нагорно-Карабахского конфликта. Хотя бы принимая во внимание печальный
опыт руководства соседней Грузии, пережившего подобное
психоэмоциональное состояние накануне войны в августе 2008г.
1 http://panorama.am/ru/politics/2012/07/09/m-hakobyan/, 9 июля 2012г.
2 Председатель Исламской партии Азербайджана: В случае войны в Карабахе джихад обязателен для каждого мусульманина. http://www.salamnews.org/ru
news/
read/8421/eksklyuziv-predsedatel-islamskoy-partii-azerbaydana-v-sluchae-voyni-v-karabaxe-dixad-obyazatelen-dlya-kajdogo-musulmanina/, 20 мая 2010г.
3 «Объявить в стране военное положение», призывает Исламская партия Азербайджана. http://www.zerkalo.az/2009-07-17/politics, 17 июля 2009г.
4Azeri Press Agency, 02 августа 2010г., http://ru.apa.az/print.php?id=169031.
5 http://news.am/rus/news/111528.html, 29 июня 2012г. Сергей Саркисян |