Все главные достижения армянской нации после V века - это совокупность форм сопротивления ассимиляции: просветительская, педагогическая, карательная, военная… Если бы в какой-то момент одно из армянских поколений просто устало, поленилось выступить и отстоять свою самость, то не было бы сегодня и нас. Вот, собственно, главная символика Аварайра.
Аварайрское сражение – это меньше всего битва. В первую очередь - убежденность одного поколения в том, что сохранение своей идентичности не имеет альтернативы.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД "ГА" ПОДНИМАЛ ВОПРОС О НЕОБХОДИМОСТИ ТОЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ АВАРАЙРСКОГО ПОЛЯ и выразил надежду, что вопрос можно решить к 1560-летней годовщине сражения. Речь шла о проведении палеогеографических работ (с целью воссоздания географических характеристик местности по состоянию на V столетие, реконструкции ландшафта - почвенного покрова и гидрографической сети), а также (по возможности) – археологических работ. Принимая во внимание доверительный уровень армяно-иранских отношений, вопрос подготовки и проведения научных работ в полевых условиях представлялся разрешимым. И вот сегодня 1560-летие Аварайрского сражения.
Тем не менее вопрос о месторасположении "поля национального иммунитета" еще далек от разрешения. Проблема эта поднималась неоднократно. Еще в 1887 году в Вене было издано сочинение Костанянца, локализовавшее поле Аварайра на северо-восточной окраине провинции Гер. Впрочем, особого доверия труд не внушал по причине того, что Аварайрское сражение, как известно, разыгралось на территории провинции Артаз.
В июне 1911 года местоблюститель Католикоса архиепископ Геворг Суренянц (будущий Геворг V Тпхисеци) обратится к епископу Карапету Тер-Мкртчяну - главе епархии Атрпатакана, с просьбой прояснить вопрос местонахождения Аварайрского поля, располагающегося как раз на территории епархии.
Карапет Тер-Мкртчян не случайно был назначен главой епархии Атрпатакана: земли эти уже были тюрконаселенными, и только такой авторитетный, грамотный и мужественный (свою смелость он проявил еще в период армяно-татарской резни 1905г.) служитель мог отстоять христианские святыни (в их числе могилу и монастырь апостола Фаддея) в крайне агрессивных условиях. Показательно, что вопросом местонахождения поля Аварайра епископ Карапет, один из образованнейших служителей Армянской церкви во всей ее истории, занимался еще до получения обращения архиепископа Геворга Суренянца, поэтому сразу же отправил из Тавриза в Эчмиадзин "Докладную…"
В ПИСЬМЕ ОТ 23 ИЮНЯ 1911 ГОДА ЕПИСКОП ПИШЕТ: "Место гибели святых Варданидов, Аварайрское поле, до сих пор не определено, и все предположения об этом, по моему мнению, ошибочны. Многие искали Аварайр возле Хоя, и здесь недалеко от деревни Гордух - которая прежде была армянонаселенной и где до сих пор сохранились руины церкви и кладбище - на холме находится часовня имени Св. Вардана, построенная, однако, в последние годы. А с каких времен эта часовня была местом паломничества, не могу сказать.
Во всяком случае Аварайр в этих местах находиться не может, ибо Хой находится на месте армянского гавара Гер, а война Св. Варданидов имела место в гаваре Артаз. <…>
Насколько мне удалось во время моего прошлогоднего путешествия поверхностно осмотреть эти места, поле Тхмут должно находиться на левом берегу нижней долины реки Маку – к западу. Это поле и теперь в самые жаркие дни покрыто илом, там несомненно проходила историческая большая дорога Артазатана Гер и Зареванд, там же сохранились следы сел, упомянутых в истории Парпеци, но какого-либо упоминания об Аварайре или паломничестве я не слышал, что неудивительно, так как уже с очень давних времен христиане в этих краях не живут".
Епископ, к сожалению, не завершил исследование, так как был назначен главой епархии Шемахи и оставался в этой должности до конца жизни (Тер-Мкртчян скончался в 1915 году в Баку от заражения крови в возрасте 49 лет). Тем не менее его письмо не осталось незамеченным. Оно определило общую направленность дальнейшего изучения проблемы, в первую очередь повлияло на знаменитые историко-географические исследования Акопа Манандяна.
Еще до Манандяна вопросом интересовались и другие армянские ученые. В 1919г. в Константинополе Басмаджян издал "Подлинную историю Армении", где указывалось, что поле Аварайра располагалось юго-восточнее Килисикнта. Манандян опроверг обоснованность подавляющего большинства рассуждений и выдвинул собственную версию, которая, впрочем, перекликается с наблюдениями епископа Карапета. Он пишет:
"ИСХОДНОЙ ТОЧКОЙ НОВОГО ОБЪЯСНЕНИЯ СЛУЖИТ МАРШРУТ ВОЙСКА, прослеживающийся вдоль дороги Artaxata-Godbi. Наиболее вероятным маршрутом передвижения персидского войска должен был быть путь через Гер и Зареванд в сторону Артаза, обозначенный еще на карте Певтингера. Что именно этот путь - с северной стороны - должен был стать также маршрутом продвигающегося из Арташата армянского войска, явствует из свидетельства Парпеци, который ясно сообщает, что армянское войско под предводительством Вардана Мамиконяна спешило быстрым броском дойти до Гера и Зареванда, чтобы сражение состоялось на границе и приграничные области Армении не подверглись разорению.
Отсюда следует, что месторасположение битвы Варданидов должно находиться на западе гавара Артаз, в том месте, где, согласно карте Певтингера, и проходила дорога. Именно здесь располагается окаймленная и ограниченная равнина, в районе нынешнего Тай-гавара".
Представленная Манандяном местность похожа на ту, которую описывал епископ Карапет. Она расположена в гаваре Артаз, в районе монастыря апостола Фаддея, причем любопытно, что здесь - еще в первой четверти прошлого столетия - располагалось село Технут, о котором, однако, епископ Карапет не упоминает. Вопрос этот требует ясности.
В последующие годы проблема так и не разрешилась. Изданный в 1986 году I том "Словаря топонимов Армении и прилегающих областей" сообщает лишь, что "Аварайр – равнина на Армянском нагорье, в области Артаз провинции Васпуракан Великой Армении, в долине реки Тхмут Зангимарского водосбора, бассейна реки Аракс".
Их четырех международно признанных политических субъектов, с которыми ныне граничит армянская государственность, один только Иран действительно оберегает и охраняет наше культурное наследие. Отношения между Ереваном и Тегераном являются доверительными и дружественными и играют важную стабилизирующую роль в регионе. Думается, иранская сторона (кстати, предоставившая кадры о разрушении армянского кладбища в Джуге) не будет против работы группы армянских исследователей в остане Восточная Атропатена. Хочется надеяться, что к 1570-летней годовщине Аварайра армяне сумеют наконец совершить паломничество на поле величайшего сражения за сохранение национального иммунитета.
Арис КАЗИНЯН Голос Армении
|