Новости Армении – NEWS.am с некоторыми сокращениями приводит статью Ара Тораняна, опубликованную в Nouvelles d’Arménie:
Когда армянин умирает от руки турецкого солдата, редко речь идет о случайности. Особенно когда событие происходит 24 апреля, в день памяти жертв Геноцида армян. Хотя мало информации просочилось о смерти Севака Шахина Баликчи, молодого призывника-армянина турецкой армии, убитого 24 апреля 2011 г. в гарнизоне Батман на востоке страны, все факты, к сожалению, заставляют думать, что убийство неслучайно. Согласно официальной версии, в солдата попала шальная пуля во время «игры с оружием» с другим турецким военнослужащим, который был допрошен и освобожден. Этот тезис вызвал удивление у матери Севака, мальчика, который, по ее словам, никогда не любил оружие и не баловался, «играя» с ним. Его невеста Мелани Кумруян также выразила свое недоверие в к этой версии. Она напомнила, в частности, что за несколько дней до трагедии ее молодой человек был ложно обвинен командиром в краже 50 лир и избит. Наконец, Айше Гюнайсу, глава лиги по правам человека в Турции, в середине мая в интервью Armenian Weekly заявила, что так называемый близкий друг, который выстрелил в тот день в Севака, на самом деле является турецким ультранационалистом. Она говорит, что он выражал свои взгляды на страницах в Facebook, которые были затем удалены.
Все наводит на мысль о том, что эта драма, символическая значимость которой не ускользает ни от чьего внимания, является последним проявлением этого армянофобского насилия, скрывающегося в глубинах страны, которые продолжают подогревать армянское табу. Независимо от того, является ли это результатом криминального побуждения или неосознанного случайного деяния (которое удивительным образом достигло своей цели), эта смерть, связанная многими нитями с представлениями о геноциде (конфигурация идентичностей палач – жертва, военный контекст, отрицание, безнаказанность, лицемерие властей), является продолжением антиармянской идеологии, которая остается одним из столпов турецкого государства. Это догматизм, подпитываемый и превращаемый в инструмент высшими руководителями страны до сегодняшнего дня.
Итак, если привести только их самые последние провокации, можем вспомнить о письме, направленном в феврале спикером парламента Турции тогдашнему председателю Палаты представителей США Нэнси Пелоси, которая должна была вынести решение о признании Геноцида армян Соединенными Штатами. Кёксал Топтан тогда еще безудержно писал, что будет «очень трудно контролировать реакцию турецкой общественности, если этот законопроект будет принят». Это слова, скрытая в которых угроза в адрес армянской общины в Турции была выявлена армянским еженедельником «Акос» в Стамбуле.
Однако нюансы, связанные с гибелью Севака, не ограничиваются лишь датой его смерти. Оказывается, что на похоронах призывника правительство представлял Эгемен Багыш, турецкий государственный министр по европейским делам. Но ведь этот министр играет ведущую роль в турецкой политике отрицания. Именно он, например, 6 апреля лично приехал во Францию, чтобы оказать давление на французских сенаторов с целью отговорить их проголосовать за закон против политики отрицания. Он им, в частности, заявил, что, по его мнению, «не было геноцида». Тот же Багыш 14 марта 2011 г. лично поехал в США, чтобы убедить американцев не голосовать за признание Геноцида. Поэтому возникает вопрос: не хватает ли турецким властям до такой степени работников, что они были вынуждены быть представленными в таких непростых обстоятельствах человеком, явно враждебным к армянам? Или речь идет о классическом отсутствии уважения, которое исходит от традиционного высокомерия турецкого правительства по отношению к позорному меньшинству, которое, наверное, должно считать честью присутствие такого гостя на похоронах одного из своих?!
Если некоторые признаки позволяют видеть, что, несмотря на доминирующую идеологию, есть определенная эволюция в подходе турецкой интеллектуальной элиты к армянскому вопросу, все в смерти Севака указывает на то, что государственный аппарат в основном остается застрявшим в османском менталитете былых времен. Это, конечно, не откровение. Так было издавна. И не трусость демократических стран в этой сфере, иллюстрируемая катастрофическим сигналом, посланным голосованием 4 мая в Сенате Франции по проекту об отрицании Геноцида, поможет изменить эту тенденцию. Уж так устроен мир – с Турцией, которая убивает, и демократиями, которые путают этические ценности, которые, по их словам, они защищают, с ценностями кошелька, которые с легкостью заменяют им компас, когда нужно позиционировать себя по отношению к Анкаре.
Между тем, молодой армянин был вновь найден мертвым на «востоке Турции». Его звали Севак. Ему было 25. И через три недели он должен был завершить свою военную службу в рядах турецкой армии.
Новости Армении - NEWS.am
|