По
ходу исследований с целью восстановления дохристианского, а точнее,
доисторического, а не языческого, как обычно принято характеризовать
дохристианскую эпоху, армянского эпоса "Цовинар" непроизвольно возникают
вопросы, корни которых уходят в мифологию, поскольку наука на них
ответить не может и самое большее в качестве ответа предлагает всего
лишь версии, которые столь же достоверны, сколь и сами мифы, и верить
или не верить им – всего лишь вопрос восприятия. В то же время известно,
что любая гипотеза имеет право на существование до тех пор, пока наука
не доказала ее несостоятельность. Скажу сразу, что моя задача состоит
вовсе не в том, чтобы подтвердить или опровергнуть ту или иную гипотезу
либо выразить сомнение в жизнетворящем могуществе Бога-Творца, ибо я
безоговорочно верю в жизнетворящую силу и всемогущество Творца.
Вопрос лежит в несколько другом измерении, в другой плоскости:
изложение космогонического мифа, с которого начинается Священное
Писание, оставляет такое впечатление, будто начинали его с некоего
пустого места, словно бы недоговаривая что-то. Тот или те, кто записывал
эту историю, ни словом не обмолвились о том, что за тьма царила над
бездной, что это были за воды, над которыми носился единственный на тот
момент Свет, который был Духом Божьим или его Оком, и что именно он
искал. Совершенно очевидно, что существовала своеобразная предыстория,
которую пропустили или проигнорировали составители Библии, решив
представить начало новой жизни как творение с нуля, как изначальное
сотворение. Именно поэтому совершенно спонтанно появляется стремление
вычленить из мифа некую его логичную изначальную реальность.
Вот так. Ну а если то был самый первый Великий потоп, который Бог
вынужден был наслать, дабы искоренить всю ту жизнь, которая стала
воистину невыносимой, как и та, что связана с историей уже Ноя? Я считаю
вполне возможным существование на Земле какой-то другой, более древней,
условно говоря, цивилизации, которая развивалась по дороге
"самоедства", и ученые, обнаруживая ныне ее реальные следы и не находя
никаких достоверных объяснений, вынуждены строить всевозможные
гипотезы, помещая все это в поле необъяснимого и неведомого, а связанные
с ними мифы и легенды загоняют поглубже в подсознание. А ведь если
признать, что то был первый Великий потоп, то и падающие с неба камни, и
поднимающиеся с земли тучи пыли, столбы огня и чудовищные волны
являются совершенно достоверной картиной той самой "тьмы над бездной", о
которой повествует Священное Писание. Если согласиться с этим, то опять
же мы со всей очевидностью поймем, что некогда мир так же был населен
сотворенными Богом-Творцом всевозможными летающими, ползающими и
шагающими тварями – разными динозаврами, ихтиозаврами, циклопами и
всякими другими… Эти громадные и чудовищные монстры были наделены
невероятной силой - может быть, чтобы уметь противостоять природным
стихиям, однако возникшие, в конце концов, между ними битвы и войны
привели их к самоуничтожению.
Тут может возникнуть вопрос: наделил ли их творец разумом?
Разбросанные во всех уголках мира циклопические сооружения
свидетельствуют: да, они обладали кое-каким умом, поскольку безмозглые
твари не в состоянии возводить такие сооружения. Наблюдая за потугами
современных стран и людей мира достичь силовой, военной и материальной
гегемонии над всеми остальными, а также помня о бесславном конце тех
монстров, позволю себе предположить, что ими руководила не столько
мысль, сколько многократно превосходящая эту самую мысль физическая
сила. Именно она не позволила уму перерасти в разум. На пути решения
многочисленных проблем в смысле надежного будущего это понимание
способно открыть перед современной наукой не то что новые двери, а целые
ворота!
<buк>Итак, после того самого первого Великого потопа земля была
безвидна и пуста, а над водой носился и что-то искал Дух Божий, он же –
Око Бога. Так что же он искал? И сказал Бог: да будет свет. И стал
свет. И осветились все темные воды, и первым делом увидел Бог богиню вод
Цовинар, что зачала от воды и родила на свет Божий двух сыновей.
Вот здесь и лежит начало древнейшего армянского эпоса, именно здесь - в истоках новой жизни и сотворения мира.
И когда увидел Господь Цовинар и ее сыновей, то возрадовался и
возликовал Его Дух и изрек: на сей раз Началом жизни будет Вода! И дала
Цовинар имена сыновьям: назвала одного Санасар, а другого – Багдасар. А
после того, как обустроил Бог в порядок твердь земную, сделал Он все
то, что мы знаем. И когда приступил Творец к созданию человека,
попросила Цивинар Всевышнего, чтобы на сей раз не заселял Он землю
чудовищами неприглядными, агрессивными монстрами и циклопами, а сотворил
человека по образу Своему, ибо не существует в мире более прекрасного и
совершенного существа, нежели Он. И еще попросила она вложить в
человека частичку божественного света и души и пробудить в человеке
мысль, которая изначально и извечно будет служить созданной Им
бессмертной и совершенной гармонии. По сердцу пришлась Творцу просьба
богини вод, и создал Он человека земного, сделав главной основой его
сути Воду – первоэлемент Цовинар...
После этого облек Он плотью Санасара и Багдасара и поставил
их в самом центре Араратской равнины и ласково назвал их – Сис и Масис. И
сказал он Цовинар: о царица вод, поскольку Санасар твой по имени своему
уже есть Сурб Сар – Святая Гора, то трон мой на земле будет покоиться
на его плечах, а люди, сотворенные мной, заселят всю страну у ног его и
распространятся по всему миру!
Размик ДАВОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20367/culture/24675/
|