22 июня в Ереване в Музее-институте Геноцида армян состоялось внеочередное пленарное заседание съезда армянских беженцев из Азербайджана. В преддверии трехсторонней встречи в Казани президентов Армении, Азербайджана и России полномочный орган армянского населения Азербайджанской ССР выступил с заявлением.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - ВНЕСТИ В АКТУАЛЬНУЮ ПОВЕСТКУ МИНСКОЙ ГРУППЫ ВОПРОС О ВОЗВРАЩЕНИИ АРМЯНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ. Как отметил член оргкомитета съезда Арарат ЦАТУРЯН, до сих пор в переговорах интересы армянских беженцев не поднимались. Подобное положение, когда действуют двойные стандарты, неприемлемо.
- Бездействие международных структур вынудило беженцев заявить о своих правах и призвать считаться с нашими требованиями, - подчеркнул А.Цатурян.
Этнограф Грануш ХАРАТЯН напомнила печальные для армянского народа этапы - 1915, 1918, 1922гг., когда, доверившись посулам Турции, люди возвращались в свои дома и становились жертвами резни.
- Причины, порождающие расизм, фашизм, геноцид, на международной арене почему-то не обсуждаются. Это дает основание Турции видеть проблему урегулирования карабахского вопроса с точки зрения Азербайджана. В этой же стране призывы к покаянию о содеянном над армянским народом Геноциде традиционно не находят отклика. На этом фоне Армению неизменно представляют страной-агрессором. Когда же речь идет о фактах, мировая общественность почему-то апеллирует сугубо к проблемам азербайджанских беженцев. Об армянских нигде не говорится. Более того, предпринимается все, чтобы с освобожденных территорий эти люди удалились как можно скорее. При этом какой-либо социальной помощи также не предоставляется. Уверена, что съезд должен поднять эту проблему, а также бить тревогу по поводу того, что уничтожаются наши культурные ценности, - отметила Г.Харатян.
- О проблемах беженцев говорят только в Армении - стране, приютившей свыше 360 тысяч беженцев из более чем полумиллионного потока депортированных из Азербайджана в 1988-1992гг., - сказала депутат НС Лариса АЛАВЕРДЯН. - По нашему законодательству, беженец с принятием гражданства сохраняет за собой право на компенсацию за потерянное имущество, требование реституции, возвращение территории. Но, к сожалению, ни разу на международной арене не ставился территориальный вопрос. Проблема рассматривалась лишь в гуманитарной плоскости. И никто не поднимал вопроса о людях, получивших физические увечья, понесших моральный и материальный урон. Никто также не гарантирует физическую безопасность людям, которые захотят вернуться в свои дома. С учетом сложившейся ситуации почему беженцы не могут объединиться и потребовать от мировой общественности реализации своего исконного права на заселение освобожденных территорий?
Ораторы ответили на многочисленные вопросы делегатов, и после обсуждения съезд постановил обратиться с заявлением (текст приводится ниже. - М.А.) в диппредставительства ряда стран в Армении, а также в посольства Турции и Азербайджана в Грузии.
Марта АХНАЗАРЯН
ПРАВА НАРОДОВ - ВЫШЕ ИНТЕРЕСОВ ПРАВИТЕЛЬСТВ
Заявление съезда беженцев из Азербайджанской ССР о праве беженцев на репатриацию
В связи с обсуждением на межгосударственном уровне вопросов в рамках нагорно-карабахского мирного процесса съезд уполномочен заявить:
1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ международных посредников о возвращении к родным очагам только одной части беженцев или перемещенных лиц и отказе в репатриации другой части являются дискриминационными и неприемлемы в своей основе.
2. ДИСКРИМИНАЦИЯ указанной части беженцев является повторной: они уже являются жертвами дискриминации, полицейских и военных преследований со стороны властей Азербайджанской ССР и Азербайджанской Республики и обладают равными правами с теми, чьи права на репатриацию официально обсуждаются.
3. ПОЛИТИКА кураторов нагорно-карабахского мирного процесса (МГ ОБСЕ), запрещающая все виды обустройства инфраструктуры на территориях, которые находятся под юрисдикцией НКР, лишь усугубила гуманитарную ситуацию в регионе. Эта политика дала повод, с одной стороны, для политической спекуляции и бессовестной манипуляции судьбами жертв вооруженного конфликта 1992-1994 годов и, с другой стороны, полного игнорирования прав части населения, пострадавшего как в этот, так и в более ранний период - 1988-1992гг.
4. ПОДХОД Минской группы ОБСЕ, выраженный в Основных принципах урегулирования, заслуживают оценки как эгоистический, исходящий исключительно из собственных, прежде всего энергетических интересов и игнорирующий интересы народов, страдающих от отсутствия правовой определенности в карабахском вопросе. Попытки найти решение вопроса на путях паритетного удовлетворения интересов правящих режимов Еревана и Баку в ущерб неотъемлемому праву всех народов региона на достойную и мирную жизнь ошибочны и обречены. Ценой ошибок переговаривающихся сторон и посредников будут новые тысячи жизней и сломанных судеб.
Исходя из приведенных оценок и неприемлемой перспективы оказаться перед свершившимся фактом закрепления бесправного статуса сотен тысяч людей и новых страданий народов съезд постановил:
ПРЕДПРИНЯТЬ меры к реализации права армянских беженцев на репатриацию.
ОБРАТИТЬСЯ к властям в Степанакерте с требованием содействия в расселении беженцев на подконтрольных им территориях и обеспечения их пребывания до всеобъемлющего решения вопроса проживания и гражданства беженцев и перемещенных лиц в рамках будущего государственного устройства на территориях, подконтрольных Баку.
ОБРАТИТЬСЯ к соответствующим структурам ООН и другим заинтересованным международным организациям с просьбой о проведении тщательного расследования фактов и обстоятельств преступлений, совершенных в отношении армянских беженцев.
ОБРАТИТЬСЯ в Комиссариат ООН с просьбой о содействии размещению и обустройству беженцев и перемещенных лиц.