12
августа Армянская Апостольская Церковь отметила один из самых главных
христианских праздников - Успение Богородицы. Это четвертый из пяти
великих праздников Армянской Церкви и самый старый из семи праздников,
посвященных Богоматери. В Библии сведения о Богоматери отрывочны и
история ее жизни и смерти (успения) сохранилась и дошла до нас благодаря
святому преданию церкви.
Согласно преданию, Св. Марьям после распятия Иисуса Христа
жила в Иерусалиме под попечением евангелиста Иоанна (Иоанн, 19:26-27).
12 лет Богоматерь посещала могилу своего любимого Сына и постоянно
молилась. Уже при жизни начали сбываться ее пророческие слова о себе. Во
время одного из посещений могилы Иисуса Христа ей явился архангел
Гавриил и принес благую весть о ее скорой встрече на небесах со Своим
Сыном. Св. Марьям донесла эту весть своим родным и всем христианам,
завещав, чтобы ее похоронили в Гефсимании.
Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы собрались в ее доме.
Св. Марьям завещала апостолу Иоанну отслужить Св. литургию, чтобы в
последний раз принять причастие. Апостолы плакали, а Иоанн взял доску,
отдал Богоматери и попросил, чтобы она запечатлела на ней свой образ.
Богоматерь перекрестилась и приложила доску к лицу, затем омочила
слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от
своих недугов. Затем апостолы окружили последнее ложе Св. Марьям. И
вдруг в комнате засиял божественный свет и сам Иисус Христос сошел с
неба в окружении ангелов и принял душу Своей Матери. Ее тело апостолы
похоронили в пещере, закрыв вход в нее большим камнем.
Конец земной жизни Св. Марьям церковь называет Успением (усыпанием,
сном), а не смертью. Св. апостол Варфоломей, отсутствовавший при
погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть
Богоматерь. Апостолы по его просьбе решили открыть вход в пещеру, чтобы
тот смог поклониться телу усопшей. Когда они отвалили камни, то увидели
пещеру пустой. Апостолы, дабы утешить Варфоломея, отдали ему доску с
запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Св. Мовсесу Хоренаци,
эта доска была помещена в одном из храмов Западной Армении. В дальнейшем
в честь Св. Марьям рядом с храмом был построен женский монастырь.
В течение своей удивительной жизни Богоматерь была для верующих
утешением и назиданием. Беседуя с апостолами, она передавала им все
слова, которые слагала в своем сердце, поведала о чудесных событиях
благовещения, непорочного зачатия и нетленного от нее Рождества
Христова, его младенчестве и всей земной жизни. Подобно ученикам Иисуса
Христа Св. Марьям утверждала христианство своим присутствием, словом и
молитвами. Во время гонений на церковь (Деяния 12, 1-3) Богоматерь с
апостолом Иоанном удалились в Эдес, где они продолжали свою
проповедническую деятельность.
Все без исключения христианские церкви питают глубокое уважение и
любовь к Богоматери, подчеркивая ее чистоту, дух беспримерного служения,
добродетельное поведение и преданность. А для армянской женщины Св.
Марьям является воплощением добродетельной и преданной матери,
хранительницы семейной святости.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно отмечается в
Гефсимании, где на месте ее погребения возведен храм. Он символически
разделен на две части. Левая часть принадлежит Армянской Апостольской
Церкви, а правая - Греческой Православной. Церковный алтарь был сооружен
армянским царем Гетумом II во время его краткого пребывания в
Иерусалиме. В середине XX века на скале около правой двери была
обнаружена надпись с упоминанием армянского патриарха Мартироса
(1410г.). Армянскому патриархату принадлежит также большой сад,
примыкающий к церкви.
В праздник Успения Богородицы после завершения литургии в армянских
церквах проходит обряд благословения винограда. Этот обычай никак не
связан с праздником благословения винограда, он всего лишь приурочен к
Успению. В южных регионах Армении, где виноград созревает раньше, его
благословение совмещается с праздником Преображения Господня.
С древних времен первый урожай всегда приносили в храм. Эта традиция
имеет древние корни и является благодарностью Творцу за дарованные людям
земные блага. Священнослужители читают соответствующие фрагменты из
Библии, троекратно благословляют виноградную лозу, после чего плоды
раздают прихожанам.
После Успения Богородицы происходит поворот к осени.
Фактически это последний летний церковный праздник. В старину говорили:
"Успение провожай - осень встречай".
Тигран МИРЗОЯН http://www.golosarmenii.am/ru/20296/society/20618/
|