Ответ на этот вопрос будет зависеть прежде всего от того, хочет ли этого сама Греция
Правительство
Армении на последнем своем заседании рассмотрело предложение о
признании факта геноцида понтийских греков и ассирийцев. Чудовищность
преступлений, совершенных Османской империей в отношении этих народов,
являвшихся коренными этносами Анатолии, не вызывает сомнений. Но,
несмотря на это, правительство решило не спешить с осуждением злодеяний
младотурок. Причина не в недостатке сострадания и не в отсутствии
политической воли. Беспокойство касается лишь того, что добрые намерения
могут не оценить сами потомки невинных жертв. Точнее — некоторые из
них.
С предложением осудить геноцид понтийских греков, ассирийцев и
других народов в Османской империи выступила фракция партии "Наследие”.
Ранее с аналогичной инициативой выступала партия "Дашнакцутюн”.
Подготовленный парламентской оппозицией проект предполагает
провозглашение 19 мая днем памяти жертв геноцида коренных народов
Анатолии. (В этот день в 1919 году Мустафа Кемаль отдал распоряжение
очистить Понт от греков. Между тем ассирийцы день памяти жертв геноцида
отмечают 7 августа.) Правительство разделяет благородный порыв авторов
инициативы, но замечает в представленном ими тексте шероховатости,
чреватые перспективой неоднозначных интерпретаций. Министрам показалось
сомнительным в частности словосочетание "греков, ассирийцев и других
народов”. Если мы не пишем, кого именно имеем в виду, даем тем самым
повод для неверного толкования. Если предполагаются езиды, то можно
поспорить, была ли их резня и депортация следствием целенаправленной
политики османского правительства или результатом противостояния с
вооруженными отрядами курдов. Если же имеем в виду еще кого-то, то это
тоже нужно как-то мотивировать. Да и в случае с ассирийцами необходимы
определенные уточнения, так как обычно, говоря о геноциде ассирийцев,
подразумевают резню, осуществленную в 1933 году на севере Ирака арабами.
О трагедии их соотечественников, проживавших в Османской Турции,
говорится куда меньше. Имея в виду все упомянутые аргументы,
правительство предложило переделать текст и вернуться к его обсуждению в
течение ближайших недель.
Обсуждение в правительстве вопроса о
признании геноцида коренных народов Анатолии приветствовали руководители
греческой общины Армении. Накануне с просьбой осудить преступления
младотурок в отношении традиционных христианских общин Османской империи
к президенту Сержу Саргсяну обратился базирующийся в Швеции
Международный центр исследований геноцида ассирийцев. Замечу, что в
отличие от геноцида армян резня понтийских греков и ассирийцев — тема
куда менее интернациональная. Геноцид, учиненный турками в Понте,
официально признан парламентами всего трех государств — Греции, Кипра и
Швеции. Геноцид ассирийцев считается бесспорным историческим фактом лишь
в Швеции. Станет ли Армения следующей страной? Зависит это не только от
нас.
Было бы предельно безнравственным, если бы мы избегали оценки
трагедий других христианских народов Османской империи, опасаясь, что
это может негативно сказаться на восприятии мировым сообществом
масштабов того, что произошло в 1915 году с армянами. Осуждая за
подобный подход евреев, мы не вправе позволять себе то же самое. Тем
более что исторические параллели между геноцидом армян и резней греков и
ассирийцев вполне уместны. Это в большей мере касается судьбы потомков
коренных жителей уничтоженного турками Понтийского царства. Греки,
населявшие восток черноморского побережья Турции, в начале прошлого века
разделили судьбу армян. В промежутке между 1914 и 1923 годами в
Османской Турции были убиты по разным данным от 300 до 600 тысяч
понтийцев. Потомки греков, сумевших спастись от турецкого ятагана, живут
сегодня и в Армении. 24 апреля и 19 мая для них одинаково скорбные
даты.
Для предводителей младотурецкого режима не было особой разницы
между армянами и греками. Их интересовала не только возможность
избавиться от "сепаратистски настроенных меньшинств”, но и перспектива
завладеть принадлежащим им капиталом. Греческая буржуазия контролировала
важные сегменты рынка и имела значительное влияние на османскую
экономику. В сентябре 1911 года на конференции пришедшей к власти партии
иттихадистов судьба армян и греков была решена "общим пакетом”. И тех, и
других было решено уничтожить. Турки опасалось, что жители
Причерноморья последуют примеру сербов и болгар и провозгласят создание
независимой Понтийской греческой республики. Сотни тысяч проживающих в
Понте амшенских армян имели на этот счет собственное особое мнение,
поскольку тяготели, конечно же, к Армении. Но
национально-освободительная борьба против общего врага объединяла греков
и армян. Они воевали бок о бок. Даже боевые псевдонимы у них были
одинаковыми. Армянский гайдук Геворг Чауш не был знаком с предводителем
греческого партизанского движения Антоном Чаушиди, но чувства его
разделял в полной мере.
В 1919 году после поражения Турции в мировой
войне главный организатор геноцида понтийских греков губернатор
Трапезунда Джемаль Азми под давлением Антанты был заочно приговорен
османским судом к смертной казни по обвинению в осуществлении резни и
депортации христиан. Но он успел сбежать и скрывался в Германии под
чужим именем. Греки, как и армяне, жаждали возмездия. 17 апреля 1921
года кара за содеянное настигла Джемаля Азми. Армянские мстители Арам
Ерканян и Аршавир Ширакян выследили палача и застрелили его. Они
отомстили и за армян, и за греков. Однако сегодня их имена незаслуженно
забыты и в Ереване, и в Афинах.
Греков, конечно, погибло меньше, чем
армян. К тому же следует учесть, что значительная их часть была убита в
результате военных действий, а не вследствие геноцида. Греция,
являвшаяся тогда уже независимым государством, попыталась защитить своих
соотечественников и в 1919 году начала войну против пришедшего к власти
Мустафы Кемаля Ататюрка. Греко-турецкая война, продлившаяся три года,
увенчалась поражением Афин. Если армянский вопрос турки окончательно
решили уже в 1917 году, то греки продолжали бороться за свои земли аж до
1923-го. Развернутая ими масштабная партизанская война позволила
сохранить жизнь сотням тысяч понтийцев. 130 тысяч греков ушли на Кавказ,
в том числе и в Армению. Согласно турецким источникам, по сей день в
Понте проживают около 300 тысяч исламизированных греков. Из них порядка
75 тысяч сохраняют язык и обычаи, а некоторые даже тайно исповедуют
христианство.
На Западе армянские и греческие лоббисты успешно
сотрудничают в вопросе признания преступлений младотурок в отношении
христианских народов Османской империи. Результатом их совместных усилий
стала, в частности, резолюция парламента Швеции, принятая в начале
марта позапрошлого года. В этом документе речь идет об осуждении
геноцида армян, греков и ассирийцев. Это важный прецедент, доказывающий,
что объединение потенциала подвергшихся геноциду народов позволяет
добиться немалых успехов. В Соединенных Штатах диаспоры греков и армян
тоже являются надежными партнерами. Греческое лобби в США считается
сильнейшим этническим лобби после еврейского, индийского и кубинского.
Принятие комитетом Конгресса 252-й резолюции было во многом обусловлено
поддержкой со стороны Греческой лиги Америки, Американского эллинского
института и Союза понтийских греков США. У этих влиятельных структур
немало механизмов эффективного воздействия не только на Капитолий, но и
на Белый дом. Известно, что второй помощник президента Барака Обамы грек
Эдди Земенидис никогда не скрывал своих тесных связей с Американским
эллинским институтом. Сенатор Пол Сарбанес, являющийся этническим
греком, всегда был одним из самых последовательных партнеров армянского
лобби. Гречанка Олимпия Сноу состояла в "армянской группе”, когда была
сенатором. А конгрессмен Джон Брадимас, следуя призыву
соотечественников-греков, голосовал за принятие Палатой представителей
"армянской резолюции”. Кандидат в вице-президенты грек Майкл Дукакис был
губернатором Массачусетса, когда парламент штата признал факт геноцида
армян.
Но все дело в том, что официальные Афины в отличие от
греческих организаций Америки и Европы в вопросе признания геноцида куда
менее последовательны. Это очень беспокоит греков, живущих в Армении. В
кулуарах армянского парламента вопрос о необходимости осуждения
геноцида в Понте обсуждается не первый год. Теперь у греков в Армении
есть собственное мощное лобби. Ведь вице-спикер Национального собрания
Эдуард Шармазанов не скрывает свое понтийское происхождение. В том числе
и благодаря его усилиям тема признания геноцида греков не выходит из
повестки. Но как только дело доходит до возможности вынесения вопроса на
обсуждение пленарного заседания, из Афин поступает сигнал о том, что
это было бы нежелательно. Вероятно, это связано с надеждами греков на
помощь Турции в преодолении экономического кризиса. Эрдоган не раз
намекал на то, что если Греция пересмотрит свою региональную политику,
турки протянут ей руку помощи и выведут страну из финансового коллапса.
Успешно растратив миллиардные кредиты, выделенные Германией, некоторые
греческие чиновники резко повернулись к Берлину спиной и протянули руку
Анкаре. К примеру, мэр города Салоники Яннис Бутарис призывает
соотечественников забыть про немцев и рассчитывать на турок. "Я чувствую
себя гораздо ближе к турецкому народу, чем к немецкому. С немцем у меня
нет ничего общего, а с турком — очень много. Греки и турки — это
народы, имеющие общую землю, общую историю и образ жизни”, — заявил он
недавно в интервью газете "Greek Reporter”. Мало того, Бутарис пообещал
своему давнему приятелю Ахмеду Давутоглу построить в Салониках турецкую
мечеть и назвать одну из улиц города именем Ататюрка. В беседе с
корреспондентом еженедельника "Elefterotipiya” состоящий в правящей
партии градоначальник Салоник заявил: "Я хочу установить на площади
Свободы памятники младотуркам. Ведь движение младотурок началось именно
отсюда”.
Таким образом, становится заметным стремление некоторых
греческих правителей закрыть тему геноцида понтийцев ради дивидендов,
которые сулит экономическое партнерство с Турцией. Благодаря стараниям
подобных Бутарису не в меру "толерантных” политиков Греция уже по сути
покинула лагерь борцов за международное осуждение совершенных
младотурками преступлений. В сложившейся ситуации было бы глупо, если бы
мы взялись предпринимать шаги, которые не будут приветствоваться самими
греками. Зачем нам лезть в пекло поперек батьки? Перефразируя известную
поговорку, следовало бы сказать, что армянину незачем быть большим
православным, чем патриарх афинский. Так что судьба инициативы,
вынесенной на обсуждение правительства Армении, полагаю, зависит прежде
всего от Афин.
Артем Ерканян
http://www.nv.am/index.php?option=com_content&view=article&id=18131:2012-02-25-07-55-59&catid=4:2009-06-06-11-23-02&Itemid=7