Угрозы
Азербайджана сбивать направляющиеся в Карабах самолеты были очередным
шантажом в ряду многочисленных угроз. И даже было удивительно, что на
этот раз мир отреагировал на них. Обычно предпочитают молчать, как будто
ничего странного и предосудительного не происходит, и если армянская
сторона выражает тревогу, то ее поведение квалифицируют не чем иным, как
проявлением безосновательного паникерства. Однако на сей раз инцидент
был воспринят как следовало. Без лишнего жеманства было констатировано,
что азербайджанцы в данном случае обещают в буквальном смысле слова
совершить террористический акт на государственном уровне и предпочитают
только такой путь, чтобы воспрепятствовать эксплуатации нового
степанакертского аэропорта. В
последующие дни самым большим сюрпризом для Армении должно было стать
то, что о случившемся первое мнение прозвучало из уст посла США в
Азербайджане, небезызвестного Мэтью Брайзы. Он открытым текстом заявил,
что угроза применения силы, в том числе против гражданской авиации,
которая сама по себе не представляет угрозы, неприемлемо и противоречит
взятым президентами обязательствам по мирному урегулированию. «Мы
призываем стороны совместно работать для решения вопросов коммерческой
безопасности полетов до открытия нового аэропорта в Нагорном Карабахе», -
отметил посол. После
этого своего коллегу сразу подхватила посол США в Армении Мари
Йованович. Во время созванной пресс-конференции она отметила, что такие
угрозы абсолютно неприемлемы. «Это не исходит из тех принципов, которых
должен был придерживаться Азербайджан в переговорном процессе», -
заявила она, добавив, что в контексте урегулирования конфликта принцип
неприменения силы – самый важный. Эти
два заявления были квалифицированы политологами как свидетельство того,
что Соединенные Штаты опять активизируют свое участие в деле
урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Не разделяя полностью
правоты такого наблюдения, хотелось бы вместе с тем обратить внимание на
тот факт, что мнения обоих американских дипломатов по отмеченному
вопросу включены преимущественно в контекст урегулирования проблемы НКР,
т.е. явление не оценено как угроза теракта в целом, а рассмотрено лишь
как вызов, направленный на сохранение мира в регионе. Следующее
«обвинение» прозвучало из Европы. «Воинственные заявления относительно
гражданской авиации просто безосновательны, поскольку все вопросы в этой
сфере решаются на основании международных документов», - заявил
действующий председатель ОБСЕ Аюдронюс Ажубалис, ссылаясь не на
человеческий разум и логику, а на документы и договоры, многие из
которых как подписываются, так и периодически нарушаются в зависимости
от обстоятельств или интересов той или иной страны. И вовсе не было
случайным, что в те же дни в журнале European Circle в рубрике «Где
находится Европа?» было напечатана ироническая статья под заголовком
«Запретная для полетов зона на Кавказе?» Ее автор, президент Европейской
академии, проф. Экарт Д.Штратеншульте писал, что в вопросе обуздания
угроз Азербайджана роль Европейского Союза особенно востребована,
поскольку конфликтующие стороны связаны посредством Восточного
партнерства и Черноморским сотрудничеством. «Будет лучше, если до взрыва
г-жа Эштон проснется», - такими словами завершил профессор свою статью. А
пока высокое должностное лицо Евросоюза по вопросам внешней политики
покажет признаки бодрствования, начальник управления гражданской авиации
РА Артем Мовсисян сообщил, что армянская сторона собирается поднять
этот вопрос перед ИКАО, ожидая соответствующего ответа в связи с
заявлением Азербайджана. Интересными были также мнения военных
экспертов, убежденных в том, что сегодня военно-технических средств
Азербайджана недостаточно для осуществления своих обещаний-заявлений.
Дело в том, что летящий из Еревана в Степанакерт самолет можно сбить из
раскинувшейся вокруг Агдама равнины, самой близкой от полевых условий
сухопутной границы, на которой противник должен установить
зенитно-ракетные системы С-125 или С-200. Но возможно даже, что
дальности С-125 не хватит для нанесения удара по самолету, поскольку эта
система не предназначена для ударов по низколетящим целям на таком
расстоянии. Одним словом, Баку раздает своему народу заверения, не имея
шансов на их практическую реализацию. Совершенно
другой темой являются последствия таких действий. В международной
практике, помимо терроризма, почти не было случаев, когда какое-либо
государство умышленно сбивало пассажирские самолеты. Даже
зафиксированные случайные инциденты в свое время становились поводом для
очень серьезных межгосударственных кризисов. Что касается Азербайджана,
то если там решат, тем не менее, осуществить задуманное, то это просто
превратится в широкомасштабное военное столкновение. Об этом
министерство обороны РА уже сделало четкое заявление. «Возможности
противовоздушной обороны армянских вооруженных сил способны защитить
наше небо, а любая авантюра противника завершится его большими
потерями». Нелишне
вспомнить о том, что по сегодняшний день из Еревана в Арцах совершались
и совершаются всевозможные полеты, однако никогда не возникало
необходимости ни спрашивать разрешения Баку, ни особенно беспокоиться
безопасностью этих полетов. Так что нынешние угрозы Азербайджана
запоздалые, к тому же необдуманные. http://nationalidea.am Арман ВАГАНЯН |