Утопая в суете, мы порой забываем о прошлом. Старые
фотографии больше не рассматриваем, старые вещи безжалостно выкидываем.
Но иногда встречаются люди, которых иначе как волшебниками не назовешь:
они умеют возвращать утраченное.
Недавно я познакомился с человеком, который пытается спасти
старый Ереван, сохранив его облик на холстах. Это Саркис Оганесян -
тромбонист, преподаватель Госконсерватории. Все началось в 1963 году,
когда пятилетний Саркис стал свидетелем сноса одного из его любимых
зданий. Потом еще и еще...
"ГОД ЗА ГОДОМ НА МОИХ ГЛАЗАХ РАЗРУШАЛИСЬ РОДНЫЕ ЗДАНИЯ, А ВМЕСТО НИХ ПОЯВЛЯЛИСЬ ВЫСОТКИ...
Последней каплей в марте 2005 года стало известие о сносе старых зданий
в центре Еревана, в том числе и моего родного дома на улице Лалаянца, -
рассказывает Саркис. - Узнав об этом, я побежал к моему дому, чтобы
увидеть его в последний раз. Долго, очень долго простоял перед ним,
потом попрощался... и решил нарисовать его. С этого и началась эта серия
картин. Это тоска по моему времени с иными правилами жизни. Это
естественно, потому что наш город потерял тот облик, теплоту и уют,
которые делали его самобытным и уникальным. Сохранились, конечно,
островки того Еревана, но их все меньше".
Старые фотографии Саркис рассматривает крайне редко: достаточно своих
воспоминаний. Говоря сегодняшним компьютерным языком, фотографии для
него представляют интерес исключительно как драйверы. Смотрит на
фрагмент, а дальше дополняет сам. Просто переносится мысленно в то
время, фиксирует все воспоминания и делает рисунок. Такое вот
путешествие по времени.
"Я часто хожу в Музей истории Еревана, - продолжает Саркис. - Там
находятся фонды моего деда - художника-карикатуриста, графика Саркиса
Оганесяна. Он внес немалую лепту в становление культуры Еревана и был
среди тех деятелей, которых в начале 20-х годов прошлого века пригласили
в нашу столицу. Это архитектор Александр Таманян, композиторы Романос
Меликян, Азат Манукян, Александр Спендиаров и мой дед Саркис Оганесян".
Галерея
замечательных работ Саркиса насчитывает около 40 картин. Среди них
здание на углу проспекта Маштоца и Спандаряна - один из глинобитных
домов, который разрушили в начале 70-х. А на заднем плане - жилой дом, в
котором размещалось фотоателье Гургена Мисакяна.
"Я расположил фотографии на картине так, как они висели в витрине, -
говорит Саркис. - Там был портрет заслуженного штурмана СССР Константина
Малхасяна, у дверей - фотография Энрико Масиаса. Еще были фотографии
Арно Бабаджаняна, Шарля Азнавура. А рядом стоял дом купцов Азизянов. Сын
Азизяна, Константин, был основателем Дома радио. Дочь Анаит - оперной
певицей".
Замечательно изобразил Саркис общий план улицы Спандаряна. Здесь был
дом основателя Первой Республики Арама Манукяна, дальше - дом семьи
Лисициан. Это прямо напротив - дом Мравяна. К сожалению, все дома, кроме
первого, снесены. Дальше было ателье по пошиву шляп. А в конце виден
дом, где жила семья Эдуарда Мирзояна.
ЕЩЕ ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ ДОМ НАХОДИЛСЯ НА УГЛУ УЛИЦ СВЕРДЛОВА, СПАНДАРЯНА И ТЕР-ГАБРИЕЛЯНА (ныне
Бюзанда, Арами и Кохбаци). Он принадлежал братьям Мнацакановым,
основателям первого ювелирного магазина в Армении. На заднем плане дом
Тадевосянов, во время Первой мировой войны здание служило госпиталем для
русской армии. Потом тут было общество ветеранов. Приземистое здание
рядом - первая химчистка Армении. Рядом - здание, где жил известный
скрипач Дмитрий Лекер. Сейчас в нем расположилось итальянское общество.
"Необходимо зафиксировать прошлое, дабы знать, куда идти в будущем, -
считает Саркис. - А идем мы пока не туда, куда надо. Есть, конечно,
позитивные подвижки в жизни города, но в целом лицо Еревана потеряно.
Правильно ли это? Хорошо ли? В других городах традиционно сохраняются и
периодически приводятся в порядок, реставрируются и реконструируются все
старые здания. А что у нас!? Не представляю, как будет выглядеть в
жизни проект "Старый Ереван". Всем известно, что построенный дом
нежелательно переносить. Он должен находиться в своей архитектурной
среде. Я уже не говорю о том, что вместо снесенных зданий
устанавливаются бетонные скелеты, а на них нашлепывается облицовка со
старых зданий. Это же суррогат. А Северный проспект! Разве он
задумывался таким, как этот узкий коридор с жуткой высоткой. Никакого
единства, сплошное нарушение архитектурных стилей. По проекту Таманяна
здесь должны были быть здания не выше 3-4 этажей".
К
концу нашей беседы Саркис показал мне еще несколько своих уникальных
работ, рассказал их историю. Вообще по серии его картин можно изучать не
только историю центра Еревана, но и биографии замечательных людей,
которые в нем жили. Или, к примеру, воссоздать Старый город хотя бы в
виртуальном пространстве, потому что Ереван с картин Оганесяна
существует уже в параллельном мире. Но пока еще не закрыты "порты" или
"ворота", через которые можно войти в "тот Ереван", включив воображение.
У замечательного фантаста Джека Финнея есть роман "Меж двух
времен" - о путешествиях по эпохам без машины времени. Там есть посыл -
давайте найдем дом, который не перестраивался целый век, осветим
мостовую газовыми фонарями, чтобы в окна лился свет, какой был сто лет
назад, расставим мебель ушедшей эпохи, оденемся в одежду того времени,
выключим средства связи и обрубим все нити, которые связывают нас с
современностью, и тогда месяца эдак через полтора мы шагнем в прошлое, и
наше время потечет в той реальности. Это, конечно, сказка, но очень
близкая к тому, что я чувствовал, рассматривая работы Саркиса.
Тигран МИРЗОЯН ИСТОЧНИК: http://www.golosarmenii.am
|