Азербайджанский автор Тофик Абасов очень метко заметил, что "люди, говорящие долго и об одном и том же, неминуемо расплачиваются за это авторитетом”. Я не знаком с другими трудами этого автора и потому затрудняюсь сказать, расплатился ли он уже за публикацию "Ложные ориентиры в зеркале истории” собственным авторитетом, или же поставил на кон чужой, несомненно, более высокий, чем его авторитет?
Суть проблемы, однако, от этого никоим образом не меняется. Посмотрим, что пишет Абасов: ”… коль деятелям и экспертам соседней страны /Армении – В.А. / так импонирует жанр исторического экскурса, то не мешает углубиться и в те периоды прошлого, которые проливают свет на причины и временные параметры появления армянского этноса на земле Карабаха. Речь о последствиях русско-иранской войны 1826-1828 годов. Одним из его итогов, как известно, стало массовое переселение части христианского населения тогдашней Персии на исторические азербайджанские земли к северу от реки Аракс. Это были те самые территории, которые в соответствии с положениями Гюлистанского мирного договора перешли под покровительство России, выигравшей войну у Персии. К тому времени низменный Карабах был плотно заселен азербайджанцами. И чтобы не создать проблем для их жизнеустройства, центральное правительство по совету посольского приказа под руководством А.С.Грибоедова распорядилось расселить пришлых армян в верхнем Карабахе, который был относительно малонаселенным. Из уважения к автохтонному населению, которое не воспротивилось размещению на своих землях христианских пришельцев, власти Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в 1976 году в городе Мардакерте соорудили мемориальный комплекс в ознаменование 150-летия переселения армян из Персии в Азербайджан”.
Начнем с последнего: во-первых, не власти НКАО "соорудили мемориальный комплекс” и не в городе Мартакерте. Скромный памятник соорудили жители села Марага Мартакертского района. Во-вторых, он был сооружен не "из уважения к автохтонному населению”, а в ознаменование 150-летия вхождения Восточной Армении в состав России, однако факт имел место не в 1976-м, а в 1978-м году, когда в Армении широко праздновали эту дату.
К сведению Абасова надо сказать, что Восточная Армения присоединилась к России в 1928 году, и праздновать в 1976 году 150-летие этого события выглядело бы просто смешным. В-третьих, если Абасов не в курсе, то специально для него скажем, что во время штурма села Марага 10 апреля 1992 года "автохтонные потомки автохтонного населения, которое не воспротивилось размещению на своих землях христианских пришельцев», просто стерли с лица земли этот, построенный на народные деньги памятник. Можно ли сказать, что "автохтонные потомки автохтонного населения” поступили так, чтобы никто не помнил, как «автохтоны приютили христианских пришельцев и как последние были благодарны им”?
Всем известно, что переселенцы из Персии в 1828 году обосновались в селах Чайлу, Марага и Джанятаг Мартакертского района Нагорного Карабаха. До оккупации в Мартакертском районе проживало 44 000 населения, подавляющее большинство которого – 40 000 – составляли армяне. Население же упомянутых сел Чайлу, Марага и Джанятаг составляло примерно 4,5 тысячи. Из других районов бывшего НКАО переселенцы из Персии поселились еще и в Гадрутском районе. В Аскеранском, Шушинском и Мартунинском районах их не было и не могло быть, поскольку в 1828 году эти территории были плотно заселены автохтонными армянами.
Что касается тезиса о "густонаселенности низменного Карабаха азербайджанцами” во времена Грибоедова, то факты говорят об обратном. Куро-араксинская низменность, после того, как монголы очистили ее от автохтонного армянского населения, оставалась пустынной до 40-ых годов прошлого века, пока правительство Азербайджана не приняло решение об организации на этих землях колхозов и совхозов. Именно по просьбе азербайджанского правительства Совмин СССР постановил переселить в Куро-араксинскую низменность колхозное крестьянство азербайджанской национальности из Армянской ССР.
Считая, что с первой задачей уже "справился”, то есть, "доказал”, что армяне Нагорного Карабаха переселились туда из Персии, Абасов переходит к тому, чтобы "воскресить в полной проекции благородные жесты демократического правительства Азербайджана, которое в ответ на письменное обращение правительства Армении в 1918 году уступило Иривань /Ереван/ в качестве временной столицы”.
Общеизвестно, что до оккупации Баку турецкой армией у "демократического правительства” Азербайджана не было постоянного места пребывания. И именно с согласия Армянского Национального Совета это "правительство” приютилось в Гяндже, и местные армянские силы тому не воспротивились. Именно азербайджанское "правительство” настойчиво просило, чтобы Армянский Национальный Совет отозвал свои вооруженные силы из Баку. Будь такой "письменной просьбы” армянского правительства, азербайджанские власти растиражировали бы ее на весь мир. Миф азербайджанской пропаганды настолько нереален, что даже бакинская газета "Зеркало” сомневалась в том, что не имеющее собственной столицы "правительство” могло "уступить Армении Ереван”. Этот миф был сочинен властями Азербайджана с тем, чтобы скомпрометировать перед народом нынешнюю оппозицию, считающую себя "продолжительницей дела основоположников АДР”.
На другие "пожертвования Азербайджана” даже не стоит обращать внимания. И вообще, стоит ли спорить о том, как, когда, зачем отошли те или иные территории к тому или иному государству, поскольку, как пишет сам Абасов, "закон обратной силы не имеет”? Тогда зачем, рискуя пожертвовать авторитетом, он пишет об "азербайджанском Зангезуре, Ведибасаре, Геокче и Кафане”? Мы же не говорим об отошедших к Азербайджану Гандзаке, Гардмане, Утике, о других армянских землях? История есть история, реальная же жизнь каждый день берет свое: она настойчиво требует поиска разумного решения наболевшего карабахского вопроса. Насколько готовы мы пойти навстречу вызовам современности? Вот в чем проблема. А "проецировать” историю сугубо "с крыши собственной хижины” – дело совсем не трудное. Однако насколько оно благодарное?.. Ваграм Атанесян ИСТОЧНИК: www.arminfo.info |