Однако пропаганда - пропагандой, но идея войны прямо-таки витает в воздухе, и с этим фактом нельзя не считаться. При этом ратующие за войну закавказские турки аргументируют это желание «потерей 20% территории» Азербайджанской ССР, в то время как армяне – недостаточными, не отвечающими исторической справедливости, приобретениями на поле боя. Фактически основной доминантой в мышлении двух соседних народов является реваншизм.
Признаюсь, долгое время я воспринимал само слово «реваншизм» в качестве исключительно политического и спортивного термина. Собственно говоря, именно так этот термин комментируют и многочисленные справочники. Наиболее глубокое изучение понятия «реваншизм» можно, пожалуй, встретить в пока еще не опубликованной книге Вячеслава Агабаляна «Теория поствоенного синдрома».
«Реваншизм - не столько политический, сколько психологический термин. Это конкретно выраженная потребность общества, испытывающего непреходящую острую неудовлетворенность и стремящегося избавиться от этого чувства», - пишет В. Агабалян. Все правильно. Неудовлетворенность. Именно это чувство испытывают представители двух соседних народов, в особенности те из них, которым пришлось непосредственно соприкоснуться с войной.
Сказанное означает, что любые миротворческие инициативы посредников из Минской группы ОБСЕ или отдельных государств обречены на неудачу, если предварительно не будут тщательно и объективно изучены причины неудовлетворенности населения результатами продолжающейся, хотя и отложенной войны. Заметим, кстати, что в данном случае одного знания недостаточно, это просто диагноз. Необходимо еще и долгое терпеливое лечение. Не будем забывать, реваншизм - это понятие из области психологии.
ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ?
Прежде чем ответить на этот трудный для армянина вопрос, напомню, что многие причины для неудовлетворенности среди азербайджанцев целенаправленно нагнетаются работающей под жестким контролем государства прессой Азербайджана.
Начнем с того, что Азербайджан действительно потерпел поражение в им же развязанной агрессии против НКР. Безусловно, любое общество трудно «переваривает» поражение, тем более, поражение, нанесенное намного более малочисленным и плохо вооруженным противником. Вспомним, перед самой агрессией азербайджанскому обществу непрестанно внушалась мысль о легкой победоносной «прогулке» в горах Арцаха, а сменяющие как в калейдоскопе президенты этого государства старались перещеголять друг друга обещаниями «пить чай в Степанакерте» или «вымыть ноги в Севане». Все, однако, сложилось для Азербайджана весьма трагично: потеряв 37 тысяч убитыми и, примерно, пять тысяч «пропавшими без вести» военнослужащих, азербайджанские вооруженные силы не только не смогли овладеть бывшей автономией, но и были вынуждены убраться еще примерно с 8 тысяч квадратных километров армянской земли.
Азербайджанцам долгие годы внушается синдром побежденного народа, потерявшего некогда контролируемые им земли. Малограмотному скотоводу-сельчанину, жившему в третьем, а иногда даже в четвертом поколении где-нибудь в Кубатлинском или Кельбаджарском районе, внушается, что он там являлся аборигеном. Ему «объясняют», что христианская церковь с армянскими письменами в его зимовке построена его же предками, некогда насильственно обращенными в христианство, а затем вернувшимися в лоно ислама. То есть у бедного Ахмеда вырабатывается еще и комплекс вины за «недостойное поведение» предков, искупить которую он может лишь «вернув» Кубатлы или Кельбаджар Азербайджану. Понятно, что такие задачи иначе, как военным путем не решить. Предки его понастроили христианские храмы, а сам он бежал с насиженных мест. Какой же он азербайджанец, если не пойдет воевать после этого? Подобные укоры Ахмед вынужден выслушивать от соседей, попутчиков в городском транспорте, на месте работы…
Реваншистские настроения полтора десятка лет нагнетались еще созданием палаточных лагерей, в которых прозябали вынужденные переселенцы. При этом Азербайджан старательно умалчивал о том, что беженцы армяне оставили в республике такое количество домов и квартир, в которых легко можно было бы уместить еще несколько сот тысяч азербайджанских переселенцев.
Сегодня проблема палаточных лагерей, на первый взгляд, решена, но при этом Азербайджан построил уже «палаточные поселки», изолировав переселенцев от остального населения республики. Дело дошло до того, что телеканал «Euronews» вполне серьезно решил, что произошло деление «по национальному признаку». Между тем, подобное размежевание также преследует цель разжигания реваншизма, так как на старом месте жительства никто не отделялся от них невидимой стеной жалости, смешанной с презрением.
Отмечу, кстати, и то обстоятельство, что в Армении лагерей для беженцев не существовало, и это при том, что в результате катастрофического землетрясения на севере нашей страны сотни тысяч людей так же остались без крова. Исповедуемый бакинскими политиками мазохизм - не лучший способ заслужить уважение, хотя вымолить подаяние, видимо, помогает. Равно как инициировать реваншистские настроения.
Подпитку для реваншистских настроений создают и социальные трудности, испытываемые населением насквозь коррумпированного Азербайджана. Рассказами о массовых отключениях электроэнергии и газа переполнена вся азербайджанская действительность. Многие районы в экспортирующем газ Азербайджане до сих пор не газифицированы, а электроэнергия, особенно в зимнее время, подается с длительными перерывами. Всем этим искусственно создаваемым трудностям официальная пропаганда находит «объяснение»: армяне захватили наиболее плодородные земли, способные обеспечить безбедную жизнь многим миллионам азербайджанцев.
Интересно, что в годы правления в Армении Левона Тер-Петросяна экономические трудности нашего государства также «объяснялись» нерешенностью карабахского конфликта.
ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ АРМЯН?
Армянский реваншизм главным образом зиждется на осознании потери части Арцаха (Шаумянский район, некоторые равнинные места Мартунинского и Мардакертского районов), и исторической провинции Утик. Земли эти армянская генетическая память воспринимает в качестве своей Родины, они изначально и до 1988 года были населены армянами, там расположены многие прославленные армянские деревни: Заглик, Бананц, Восканапат, Геташен и другие. Там же находится и Чардахлу - родина маршалов Баграмяна и Бабаджаняна. С этой точки зрения совсем немаловажен тот факт, что сегодня в Армении проживает примерно 400 тысяч выходцев из Утика.
Реваншизм армян подпитывается и сознанием того факта, что армянские вооруженные подразделения в свое время приостановили наступление в направлении Утика и его центра - Гандзака (Гянджи). Обывательское мнение не терпит возражений: азербайджанцы отступали и сдавали позиции без боя, а мы не воспользовались благоприятной ситуацией, чтобы освободить исторические армянские земли. Что ж, спорить не имеет смысла, да и задача у меня другая.
Однако неоспоримым остается факт: армяне в глубине души убеждены, что им пришлось отступить от Баку до заснеженных гор Арцаха и там закрепиться. Замечу, кстати, для заинтересованных лиц, что усилиями двух подвижниц от науки - С. Мирзоян и А. Газиян - в Историческом архиве Еревана выявлены и классифицированы несколько тысяч документов 1918-20 гг. по деятельности Армянского Национального Совета в Баку. Документы эти неопровержимо доказывают, что носителями государственности в Азербайджанской Республике были как закавказские турки, так и армяне. Это значит, что именно два этих народа являются как полно-, так и равноправными юридическими наследниками этой республики.
Еще один повод для реваншистских настроений – резня беззащитного армянского населения в Сумгаите и Баку. Историческая память армян логически связывает эту трагедию как с резней 30 тысяч армян в Баку (сентябрь 1918 года), так и с Геноцидом армян в Османской империи. Сравнение, безусловно, уместное. Разница в количестве жертв, пусть даже колоссальная, не имеет значения, поскольку и в Османской Империи и в Азербайджане:
а) резня проводилась в условиях прямого государственного пособничества;
б) людей вырезали только потому, что они родились армянами.
Армянский реваншизм также не смог избежать экономической подпитки. Распад СССР, приведший к разрыву налаженных экономических связей, смена социального строя, землетрясение, коррупция, блокада и военные действия на границе с Азербайджаном естественным образом привели к резкому падению благосостояния населения Армении. Каждой из этих катастроф в отдельности было бы достаточно для подрыва экономики Армении, однако усилиями некоторых нечистоплотных политиков все трудности нашей страны объяснялись и оправдывались Национально-освободительной борьбой армянского народа.
Среди населения Нагорно-Карабахской Республики чувство реваншизма не замечается. Люди там живут более спокойно, справедливо полагая, что на этот исторический момент они свою задачу выполнили: достойно защитили молодую Республику от внешней военной агрессии.
Наконец, чисто личностный фактор, подпитывающий реваншизм как армянского, так и азербайджанского народов. В обеих республиках огромное множество людей потеряли дома и годами нажитое имущество, не говоря уже о семьях, понесших человеческие утраты.
ЧЕГО ИЗВОЛИТ МИНСКАЯ ГРУППА ОБСЕ?
Удивительно, но многочисленные посредники и миротворцы, насколько мне известно, за все эти годы так ни разу и не удосужились разобраться во взаимоотношениях конфликтующих народов. Мало того, что чуть ли все вовлеченные в «миротворческую деятельность» государства как правило пытались (и пытаются) решать на нашей земле свои политические и экономические проблемы, они к тому же абсолютно не желают утруждать себя изучением истории конфликта, его этапов, взаимоотношений и психологии народов, в него вовлеченных, наконец. Казалось бы, провалившиеся лихие кавалерийские наскоки на начальном этапе «миротворчества» должны были их чему-то научить. Однако «поиски взаимоприемлемого компромисса» на западный манер раз за разом продолжают порождать неприемлемые для обеих сторон предложения, на стол ереванских, степанакертских и бакинских политиков ложатся предложения, в которых совершенно не учитываются психология двух народов.
Совет Европы, например, наряду с требованием освободить политзаключенных в Азербайджане, мог бы потребовать обеспечения интеграции (а до этого хоть сколько-нибудь сносным жильем) десятков тысяч беженцев. Глядишь, и разрядился бы один из очагов напряженности. Но самому Азербайджану это не нужно, а европейские структуры так и не вникли в психологию конфликта
Или еще: никто в Азербайджане так и не удосужился высказать населению истинные причины неудач аскеров на карабахском фронте. А вот мне представляется, что азербайджанцам необходимо четко объяснить: их неудачи были изначально запрограммированы, ибо неблагодарное это и опасное занятие: война на чужой земле за чужие же земли. Непонимание этого «феномена» приводит к активным поискам виновных и предателей в собственных рядах. Вот найдем их, мечтает обыватель, накажем как следует, заменим на честных патриотов и расправимся, наконец, с армянами. Подобная неадекватная реакция на вполне логичные последствия войны становится для азербайджанского народа сильнодействующим источником реваншизма.
Немалую работу по тушению реваншистских настроений предстоит проделать и в Армении. Я бы, к примеру, предложил соотечественникам постараться возвыситься в своем горе до идей общенационального уровня, осознать, что бесконечно дорогие всем нам жертвы не были бессмысленны, и принесены они на алтарь нации не ради войны с закавказскими турками, а единственно во имя свободы и процветания армянского народа. И трудности наши не являются исключительно следствием военного конфликта с Азербайджаном. Многие из них объективны и, если хотите, неизбежны. Переживать и преодолевать эти трудности мы должны с такими же рвением и страстью, как защищали свою Родину.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН http://voskanapat.info |