О нем Петр I сказал, что отдал бы ему половину России за то, чтобы он помог управлять второй половиной. Нынешнему поколению Арман Жан дю Плесси, кардинал и герцог Ришелье (1585-1642), знаком прежде всего как могущественный и коварный министр из множества экранизаций романа Дюма (уже даже не из самого романа) "Три мушкетера”. Говорить о Ришелье можно очень долго. Неоспоримо одно. Его влияние на положение дел во Франции XVII века было исключительно благотворным. Ришелье родился ровно 525 лет назад 9 сентября.


О Ришелье, в частности, известно, что, придя к власти, он добился отмены многих прав и привилегий как отдельных лиц, так и целых сословий. Угодить кардиналу было нелегко. Но армян он жаловал. По особому распоряжению Ришелье армянским купцам были предоставлены льготы на осуществление торговой деятельности во Франции. Также кардинал поощрял издание армянской литературы. В 1633 году в Париже вышла в свет отпечатанная в Королевской типографии "Армянская грамматика”, что положило начало арменоведению во Франции. А так как всегда и во всем Ришелье исходил из понятия общегосударственной целесообразности, следует думать, что армянской составляющей в своей системе управления страной он придавал немалое значение.
Как и у всякого уважающего себя правителя, были у Ришелье свои придворные поэты и писатели. На них в том числе была возложена задача идеологического укрепления единого централизованного национального государства в форме абсолютной монархии. Среди писателей, которых Ришелье всеми силами пытался привязать к трону, был крупнейший французский драматург Пьер Корнель. В 1637 году состоялась премьера знаменитой пьесы Корнеля "Сид”. Ришелье пьесу осудил. По его мнению, в "Сиде” высокая государственная идея была перекрыта темой личных чувств персонажей. Последующие пьесы Корнеля — "Гораций” и "Цинна” — в гораздо большей степени отвечали требованиям Ришелье, но полностью всесильный министр не был удовлетворен. Так появился "Полиевкт” (1642). На этот раз традиционный конфликт между чувством и долгом развертывался на религиозной почве. Время действия пьесы "Полиевкт” — эпоха раннего христианства, место действия — древняя Армения, порабощенная Римом. Существует версия, что к "армянской” теме Корнель обратился с подачи Ришелье. Сюжет о Полиевкте, армянском вельможе, принявшем христианство и погибшем за свою веру, драматург заимствовал из "Жизнеописания святых”, составленного византийским историком Симеоном Метафрастом. Как гласит легенда, Полиевкт стал первым мучеником в армянском городе Мелитине. За христианскую веру он пострадал при императоре Валериане (253-259 гг. н. э.). Когда в Римской империи восторжествовала христианская церковь, в Мелитине был возведен храм во имя мученика Полиевкта. Успех "Полиевкта” побудил современного Корнелю немецкого драматурга Грифиуса также обратиться к армянскому первоисточнику. Но его пьеса "Лев Армянский” не пользовалась популярностью. Сюжет пьесы Корнеля лег в основу либретто оперы Гаэтано Доницетти "Полиевкт” (1838). Хотя эта опера Доницетти ставится редко, ее называют самым интеллектуальным и аристократическим произведением композитора. Полвека назад, в 1960 году, миланский театр "Ла Скала” открыл сезон "Полиевктом”. Инициатором постановки была Мария Каллас, решившая, что именно это произведение лучше всего ознаменует ее возвращение на сцену после долгого перерыва. Спектакль имел колоссальный успех и вошел в золотые страницы истории "Ла Скала”.
Недавно в России вышла книга, при виде которой многие, встряхнув плечами, отметили: "Старо”. И оказались неправы. Сочинение Ришелье "Политическое завещание, или Принципы управления государством” актуально и сегодня, особенно в странах, идеологически колеблющихся между демократией и авторитаризмом. В нем Ришелье проповедует трезвый государственный взгляд на положение вещей, а к "первому лицу” обращается с призывом во всем исходить из пользы государства. Идеальное государство, по Ришелье, — это государство, где каждый занимается тем, "к чему способен”.

Ева КАЗАРЯН
http://www.nv.am/kultura/21486-rishele-kornel-i-armyane