Вчера вечером в десятках ереванских двориков было светлым-светло от больших костров. Это народ отмечал Трндез. Как всегда, апофеозом праздника стало перепрыгивание новобрачных через костер. По устоявшейся примете, такое "очищение огнем” гарантирует молодым долгую и счастливую совместную жизнь.
Армянская Апостольская Церковь отмечает Трндез 14 февраля. Этот день распоряжением Католикоса Гарегина II провозглашен Днем благословения молодоженов. В то же время он знаменует представление 40-дневного младенца Иисуса в храм... Праздничные мероприятия начинаются уже с вечера 13-го, с того самого разжигания костров. Юноши и девушки заранее готовят дрова или солому, а первый, самый большой костер зажигают возле церкви. Зажженные от него свечи несут домой в знак того, что свет Христа должен очистить дома. Священнослужители благословляют 4 стороны света, чтобы год был плодоносным, после чего проводится предпраздничная литургия. Позже люди разжигают костры во дворе своих домов. Через них, взявшись за руки, прыгают влюбленные пары. Считается, что если молодым удается совершить прыжок, не расцепляя рук, то их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Люди постарше посыпают "прыгунов” семенами пшеницы и конопли, что также является своеобразным пожеланием благополучия в семейной жизни. Говорят, если на прыжки через костер отважатся "неокольцованные” молодые люди, то у них появится шанс вскоре найти свою половину. В этот праздничный день через костер прыгают и бездетные женщины, надеясь, что пламя поможет им забеременеть, а потом вереницей и все остальные участники празднества. В старину после прыжков все брались за руки и водили хоровод вокруг плодоносного огня, а когда огонь гас, собирали пепел и рассыпали по полям, что, согласно армянским поверьям, должно было принести хороший урожай следующей осенью.
Изначально Трндез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался "Дрндез”, что в буквальном переводе с армянского означает "сноп сена перед домом” (своеобразное пожелание благополучия дому и его хозяевам в виде доброго урожая). Дрндез был связан с поклонением языческим армянским богам Тиру и Ваагну. А составляющей частью праздника был костер, которому языческие армяне приписывали очищающее свойство. Через костер перепрыгивали женщины, которые не имели детей и хотели родить сына, похожего на Ваагна; дети — чтобы быть здоровыми; парни — чтобы быть сильными; больные — чтобы исцелиться... После того как Армения приняла христианство, название праздника претерпело изменение, и он стал называться "Терендез”, от слова "тер” — хозяин, творец. В религиозной литературе праздник называют "тиярн ынд дзес” или "тярниндарач” — по-армянски "Господь с вами” и "Навстречу Господу”. И в сегодняшней Армении Трндез — церковный праздник. А вот и его христианская история. По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в Храм Божий. Только по истечении этого срока она приходила в церковь с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную молитву. По свидетельству святого евангелиста Луки, в Иерусалиме жил праведный старец Симеон, который однажды, ведомый Духом Божьим, пришел в Иерусалимский храм. Это был тот самый день, когда пресвятая Богородица и праведный Иосиф взошли туда, чтобы после рождения младенца Иосифа совершить положенный обряд. Как только праведный Симеон увидел пришедших, Дух Святой открыл ему, что младенец на руках Марии — ожидаемый Мессия. И святой старец вышел навстречу маленькому Иисусу (отсюда и слово "тярн инд арач”) и взял младенца на руки...
Маргарита Арутюнян Источник: http://www.nv.am |