Пятница, 19.04.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
ПОМОГИТЕ!


Меню сайта

Категории раздела
Новости [182]
Аналитика [493]
Документы [9]
Геноцид [39]
Карабах [104]
История [90]
Это было... [73]
Интервью [74]
ГАЛЕРЕЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ЛЖИ,ЛИЦЕМЕРИЯ И АГРЕССИИ [56]
АРМЕНИЯ - Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ! [103]

Наши баннеры


Коды баннеров

Друзья сайта




Армянский музыкальный портал



Видео трансляции
СПОРТ
СПОРТ

TV ONLINE
TV ARM ru (смотреть здесь)
TV ARM ru (перейти на сайт)
Yerkir Media
Voice of America: Armenian
Armenian-Russian Network

Радио-онлай
Онлайн радио Радио Ван


Armenia


Армянское радио Stver


Hairenik Radio

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Законы РА

Постановления НС


Ссылки
Официальный сайт Президента Армении

Правительство Республики Армения

Официальный сайт Национального Собрания РА

Официальный сайт Президента НКР

Правительство Нагорно-Карабахской Республики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2012 » Июль » 2 » Самвел Петросян: Мы с моей музой друг на друга не жалуемся Беседа в мастерской художника
16:38
Самвел Петросян: Мы с моей музой друг на друга не жалуемся Беседа в мастерской художника
 - Г-н Петросян, ваш путь художника начался очень рано, но вы отдали долгие годы педагогике - преподавали в художественном училище имени Паноса Терлемезяна, позже и возглавив его. Что вам дали эти годы в творческом плане?
 - Как педагог я действительно очень рад тому, что воспитал немало талантливых художников, однако указанные вами годы действительно многое отняли в моей творческой жизни. Может быть, сказанное мною покажется странным, но лучшие свои работы я создал после выхода на пенсию, когда получил возможность более свободно располагать своим временем.  - Опыт, накопленные знания, владение кистью, наконец,-  все это, наверно, играет более значительную роль уже в зрелые годы?
 - Да, разумеется, но молодость все же более подходящий период: в этом возрасте ты гораздо свободней, склонен к новаторству и экспериментаторству, а это неоценимое сокровище. Именно в эти годы обретает четкость твое мировоззрение, воспаряет мысль…
 - С какого года вы начали рисовать серьезно?
 - Когда мне было пять лет, моя семья и близкие уже поняли, что мое будущее - рисование. Когда к нам приходили гости, они непременно приносили мне в подарок тетради для рисования и цветные карандаши. Этот ген я унаследовал от матери: она вышивала, очень любила искусство и всегда водила меня по музеям и выставкам. В 16 лет я впервые принял участие в выставке. Моя картина называлась «Цамакаберд». Это и был мой дебют.
 - Удивительно, что вы, столь впечатленный Айвазов­ским, все же не стали маринистом. Может, оттого, что у нас нет моря?
 - Нет. Я обожаю Айвазов­ского, ибо он создавал совершенную живопись - именно в этом смысле он стал для меня источником вдохновения. Кстати, я рисовал Севан, озеро Ван, то есть водная стихия в моих работах также присутствовала.
 - Одна из ваших студенческих работ - «Одинокое дерево» - очень нравится мне. Может ли одиночество быть возвышенным?
 - Случается, если влюблен.
 - Это дерево выросло в душе влюбленного юноши или же существовало на самом деле?
 - Я его видел. Проводил девушку в Кировакан, с грустью возвращался обратно, и вдруг это дерево!
 - Мы беседуем в присутствии вашей супруги, г-жи Ани, которая как жена художника должна быть готова ко всяким каверзным вопросам. Так вот, хочу позволить себе спросить вас о портрете Аракс Мансурян (первая жена художника.-  Ред.). Невозможно смотреть на эту картину без восторга.
 - Ну, то был период Аракс Мансурян. У Ани тоже был свой период: вот посмотрите, на стене напротив - ее молодость.
 - Прекрасный портрет! А кто побеждает, когда вы работаете,-  муза вас или вы музу?
 - Мы живем во взаимном согласии, друг на друга не жалуемся. Результатом этого являются вся эта мастерская, альбом моих работ, а также мои полотна, сделанные для армянских церквей в Детройте (США) и Шардже (ОАЭ). Кстати, свои первые пятнадцать работ я написал по предложению архиепископа Месропа Ашчяна.
 - Думали ли вы когда-нибудь, что увлечетесь церковной живописью?
 - Нет. Однако когда это случилось, я ощутил неописуемое ощущение счастья. Именно по предложению архиепископа я взял в руки кисть и впервые в жизни изобразил наших видных деятелей культуры и духовных отцов. Разумеется, этому предшествовала большая исследовательская работа: я подробно ознакомился с историей нашей церкви, с ее знаменательными событиями и лицами. Могу с гордостью сказать, что эти картины - лучшие образцы в моей творческой жизни.
- С этими чудесными работами я знакома по вашему альбому, но, думаю, больше чем зарубежным странам они нужны самой Армении, где - и это ни для кого не секрет - имеется благодатная почва для сектантов.
 - Может быть, я богохульствую, но считаю, что доля вины за это лежит и на нашей церкви. Стоит какому-нибудь молле сказать что-то, и весь мусульманский мир внимает ему, а слово наших церковников далеко не всегда доходит до народа. Мне кажется, что здесь необходимо вмешательство государства - как в Арцахе. Там сектантские организации не так агрессивны, как в Армении.
 - Вы часто бываете в Арцахе? И с какими впечатлениями возвращаетесь?
 - Да, я часто бываю в Арцахе, и все, что вижу там, меня воодушевляет. Например, чистота, порядок, атмосфера уважительности к людям. Модель государства, которая там действует, очень удачна. Это результат всеобщей организованности, которая в Армении пока отсутствует.
 - Когда вы впервые осознали, что Эрзерум, родина ваших предков, отныне утерянная земля? Что вы ощутили тогда?
 - Для меня то была трагедия. А когда побывал в Запа­дной Армении, это чувство только усилилось. На нашей райской родине сейчас живут турки и курды - гляжу, и слезы на глаза наворачиваются. Цер­ковь Сурб Ншан на Ахта­маре - одно из чудес мировой, общечеловеческой культуры, но рядом с ней развевается гигантский турецкий флаг, а в самой церкви разрешается править службу лишь раз в год!.. Впрочем, я надеюсь, что эта ситуация когда-нибудь изменится - я в этом даже убежден. 
 - Вы верите в урегулирование армяно-турецких отношений? 
 - Сегодня ни турки, ни мы сами к этому не готовы. Для урегулирования отношений необходимы время и дипломатические умения. Иного пути нет - в современном мире действуют уже иные правила.
 - Идею возвращения в ваших работах символизируют птицы - этот цикл называется «В Эргир».
 - В этот мой цикл входит более сотни работ. Журавли и аисты всегда были символическими воплощениями нашей мечты, и свою живопись без них я не представляю.
 - А что символизирует в ваших работах рыба?
 - Жизнь моих детей проходила на берегу Севана - в Доме творчества художников. На моих глазах озеро стало высыхать, его фауна - гибнуть. Так что мои картины на эту тему имеют чисто природоохранное значение. Впрочем, отмечу один интересный факт. Когда я представил на выставке в Бейруте свою картину «Рыба, выброшенная на берег», католикос Великого дома Киликийского Гарегин II, узнав ее название, воскликнул: «Но это ведь судьба армянского народа!» - и выразил желание приобрести эту картину. Я тут же решил, что подарю ему эту картину, но католикос настаивал именно на покупке. Тем самым он как бы показал, что рыба - это скорее символ жизни, нежели экологической катастрофы. 
 - Позвольте мне дать новое название одной из известных ваших картин - «Волчий вой на зимнем Севане».
 - Это действительно волки. А вы знаете, что это самые хищные звери в мире? И до какой степени они обнаглели - нападают на села, уничтожают скотину в хлевах!.. Раньше один пастух целое стадо охранял, а теперь целое государство с волками справиться не может!.. Именно это я и хотел подчеркнуть.
 - В ваших полотнах всегда присутствует мечтательное настроение - в виде птицы ли, женщины или цветка. Мечта ли живет в вас, или вы в мечте?
 - Наверняка второе. Я богат своими мечтами. Мечта живет во мне - в моих мыслях и сердце. Я пишу по ее требованию и под ее диктовку. 
 - Какие темы сегодня более всего интересуют вас как интеллектуала, против каких явлений вы восстаете или хотя бы внутренне реагируете?
 - Темы непредсказуемы: в любой момент можешь вдохновиться и сесть перед холстом. А что до отрицательных явлений, то меня больше всего тревожит нерешительность наших руководителей. Вон, посмотрите, Саакашвили превратил Грузию в страну закона и порядка, в которой нет взяточничества и лишних проволочек. Будь в Армении несколько честных лидеров, то и мы в самые короткие сроки превратились бы в сильную и развитую страну. В такой маленькой стране как Армения для этого нужны лишь желание и воля. Тенденцию к такого рода изменениям я пока не вижу. 
 - Ваша дочь, певица Шу­шан Петросян, недавно стала депутатом НС. Каковы ваши ожидания от парламента нового созыва?
 - Только одно: чтобы в нашей культуре хоть что-то сдвинулось к лучшему. Я сказал Шушан: если ты этого не будешь делать, то смысла в твоем депутатстве я не вижу. 
 - Что именно делать - бороться, скажем, с рабисом?
 - Это обязательно: рабис уже не оставил в нашей стране ни одного чистого уголка. Я же конкретно имел в виду сохранение памяти наших великих. Скажем, Гоар Гаспарян, всемирно известная певица, до сих пор не имеет в Ереване памятника. То же самое касается Аршила Горки, Вардгеса Суренянца, Заруи Долуханян, других наших знаменитостей. 
 - Ну, может быть, очередь дойдет и до них - после перемещения памятника Карабале…
 - Уместное уточнение… Этот памятник просто позорище, он противоречит как самому нашему национальному облику, так и общей культурной картине. Если б я хоть на два дня стал президентом, то первым делом убрал бы этот памятник! А его - надо же! - хотят поставить на улице Абовяна!.. 
 - Согласна с вами, хотя, думаю, у вас имеются и какие-то чисто личные причины…
 - Да, имеются. Мой отец всегда говорил, что Карабала был вором и пьяницей. Я работал тогда в Парке Победы и сам видел, как он воровал у женщин цветы, а потом дарил их другим. Он был очень неприятным и бесчестным человеком.
 - А что вы скажете о памятнике Уильяму Сарояну? Я имею в виду его художественную ценность. 
 - Не слишком высокого мнения. В Армении есть намного более талантливые скульпторы, которые могли бы создать памятник, действительно достойный великого писателя. 
 - Вкус художника непостижим, но и безусловно интересен, поэтому спрошу: что еще подобающее нашему городу вы хотели бы в нем увидеть, какой именно архитектурной ценности не хватает Еревану?
 - Когда Артур Месчян завершил проект нового корпуса Матенадарана, и этот великолепный комплекс был завершен, я сказал: вот воистину гениальное и непреходящее творение. А сейчас хочу добавить: «Дорогой Артур, нашему Еревану недостает приличествующей твоему таланту большой картинной галереи, которая приютила бы у себя все сокровища нашего изобразительного искусства. Подумай об этом. Прошу тебя!»

http://www.sobesednik.am/ru/culture/3073-2012-07-01-11-30-25
Категория: Интервью | Просмотров: 1065 | Добавил: voskepar6920 | Рейтинг: 5.0/2
Share |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
АРМЯНСКИЙ ХЛЕБ

Календарь
«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

АРМ.КЛАВИАТУРА

АРМ.ФИЛЬМЫ ОНЛАЙН

АРМЯНСКАЯ КУХНЯ

Читаем

Скачай книгу

ПРИГЛАШАЮ ПОСЕТИТЬ
Welcome on MerHayrenik.narod.ru: music, video, lyrics with chords, arts, history, literature, news, humor and more!






Архив записей

Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz